ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАУКОГРАДА КАК ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

 

Под-секция 7. Гражданское право

Белецкая А.А.

НИУ «БелГУ»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАУКОГРАДА КАК ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


Развитие инновационной экономики невозможно без формирования ее инфраструктуры. Инфраструктура, обеспечивающая осуществление инновационного процесса, включает различные институты поддержки инновационной деятельности, в частности законодательство, регулирующие отношения в сфере разработки и коммерциализации инноваций, форсайт-центры, форсайт-проекты, независимая экспертиза научно-исследовательских проектов и перспективности направлений научно-исследовательских работ, мероприятия для снижения рисков внедрения новых продуктов и координации усилий коллективов-разработчиков, фонды, центры коммерциализации технологий и разработок и т.д. [1, с. 4].

Одной из организаций инновационной инфрастуктуры является наукоград.

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации», (далее ФЗ «О статусе наукограда»), определяет наукоград как муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом [2]. Чертами гражданской правосубъектности наукограда являются следующие:

- соответствие правоспособности наукограда целям, которые предусмотрены в его учредительных документах и законах - научная, научно-техническая, инновационная деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовка кадров;

- занятие организаций, составляющих научно – производственный комплекс наукограда, отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, только на основании специального разрешения (лицензии), согласно ст. 49 ГК РФ.

Научно-производственный комплекс наукограда –  совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными государственными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Важное значение имеет статья 3 указанного закона – «Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения», закрепляющая положения о том, что статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. Как видно из анализа положений приведенного нормативного акта, данный срок устанавливается Правительством РФ. При этом, резонно считать, что заинтересованность инвесторов во вложении средств будет прямо пропорционально продолжительности срока функционирования наукограда. Реализация крупных проектов развития инфраструктуры абсолютно невозможна при отсутствии четко – сформулированных в правовых актах критериев определения сроков присвоения статуса наукограда.

Как отмечено в литературе, один из первопроходцев - город Дубна - получил статус наукограда на 24 года, с 25 декабря 2001 года до 31 декабря 2025 года. Переломным по срокам привилегированности стал для научных городов 2004 год. Поселения, которые получали свой статус в это время, были названы наукоградами лишь на пять лет. Ими стали, в частности, Жуковский, Троицк и Пушкино [3, с. 7].

Л.Ю. Падилья Сароса отмечает, что всего наукоградов в России насчитывается немногим более десятка, но значение их для развития инновационной экономики страны чрезвычайно велико [4, с. 125-132].

По результатам исследования правового положения такого субъекта инновационной деятельности как наукоград, можно сделать вывод о наличии у него черт гражданской правосубъектности и, тем самым, о возможности участия в гражданском обороте.

Однако в действующем законодательстве недостаточной проработанности вопросов прямого участия регионов в инновационной системе. Так же за рамками правового регулирования оставлены критерии определения сроков присвоения статуса наукограда, что напрямую влияет на инвестиционную привлекательность каждого муниципального образования, претендующего на получение статуса наукограда.

Литература

  1. Шпиль, Е. Закон о наукоградах мешает их развитию / Е. Шпиль // Московский бухгалтер. № 11. 2008 г. С. 7.
  2. О статусе наукограда Российской Федерации: федеральный закон от 7 апреля 1999 г. (с изменениями от 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 12.04.1999. № 15. Ст. 1750.
  3. Философова, Т.Г., Банникова, Л.С., Инновационная экономика: опыт развития технопарков /              Т.Г. Философова, Л.С.  Банникова // Лизинг № 8. 2011 г. С.4.
  4. Падилья Сароса, Л.Ю., Межмуниципальное сотрудничество – перспективы развития / Л.Ю. 184.           Падилья Сароса // Городской альманах. Выпуск 3 (науч. ред. Г.Ю. Ветров). - М.: «Фонд «Институт экономики города». – 2008. – 272 с.