Генезис понятия «правовая экологическая культура», а также факторы, влияющие на её формирование в правовом государстве

 

ПОД-СЕКЦИЯ 1. Административное право. Административный процесс. 

Казанчук И.Д.

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности ОВД Харьковского национального университета внутренних дел

 

Генезис понятия «правовая экологическая культура», а также факторы, влияющие на её формирование в правовом государстве

 

Выбранный Украиной курс на европейскую интеграцию на первое место выдвинул проблемы рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и окружающей природной среды в стране. Забота об экологической безопасности граждан и генофонде нации, приоритетность права человека на благоприятную природную среду в соответствии с европейскими нормами и стандартами – главная задача не только соответствующих государственных органов, но и общества в целом.

Согласно действующему законодательству украинское государство может самостоятельно устанавливать порядок использования собственных природных ресурсов. В этом аспекте государственные органы вправе  прекращать функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, которые создают угрозу экологической безопасности не только на национальном, но и на международном уровне.

Между тем, не вызывает никакого сомнения тот факт, что состояние   охраны окружающей природной среды и экологической безопасности в стране зависит не только от наличия современной правовой базы, регулирующей различные отношения в указанной сфере, но и от уровня развития, так называемой, экологической культуры в обществе.

Экологическая культура, как категория социальная, существует с тех пор, как возникло человечество. Но в отличие от других типов культуры (массовой, элитарной, тоталитарной) экологическая культура неоднозначная. Для её формирования важно, в каких формах, и с какими последствиями она реализуется. Так, на государственном уровне соблюдать требования экологической культуры людей заставляет право. Например, в Конституции Украины записано «каждый гражданин обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возместить нанесенный им ущерб [1, Ст. 66]». Иными правовыми средствами обеспечения охраны окружающей природной среды являются нормы Законов Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах», «О природно-заповедном фонде», Кодекс Украины об административных правонарушениях и ряд других нормативных актов. Соответственно, именно Закон строго карает человека за разрушения, нанесенные природе, поэтому развитие  правовой экокультуры в обществе – основа построения правого государства. Таким образом, человек к осмыслению важности правовой экокультуры приходит благодаря запрету и наказанию за противоправные действия. Очевидно, что нужны разные пути экологизации человеческой деятельности, общим принципом которой должно стать мудрое и рациональное использование природных ресурсов.

Если обратиться к законодательству бывшего СССР касательно сферы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, оказывается, что в то время оно было неспособно должным образом обеспечить правовую защиту природы. Благоприятные условия для формирования экологической культуры и создание правовой ее основы возникли только после обретения Украиной государственной независимости. В настоящее время в Украине правовая база, регулирующая отношения человека к природной среде, активно нарабатывается и формируется. Но неоспоримым является факт того, что современное экологическое право в Украине имеет все же в основном смешанный характер, поскольку наряду с новыми законами (в частности, Законом Украины «Об охране окружающей природной среды») продолжают действовать законодательные и другие регулятивные акты, унаследованные от СССР. Иными словами, украинское законодательство с одной стороны, во многом остается декларативным и не содержит конкретных механизмов решения существующих экологических проблем, а с другой – не в полной мере учитывает опыт современного международного законодательства. Поэтому, совершенная административно-правовая система, основанная на национальных традициях и международных нормах, обеспечила бы эффективную юридическую основу для надлежащей охраны природной среды в интересах нынешнего и последующих поколений.

В свою очередь, факторами формирования правовой экологической культуры в обществе являются:

- правовые нормы, обеспечивающие  сохранение видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов в соответствии с международными стандартами;

- гласность при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

- научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду с учетом состояния экологической ситуации в нашей стране и в мире в целом.

Как видим, механизм формирования общества с высокой правовой экологической культурой, по сути, заключается в воздействии на сознание и поведение каждого рядового гражданина с помощью организационно-правовых мер. Их цель – формирование у человека правильных убеждений относительно бережного отношения к природе, а также понимание им необходимости добросовестного и добровольного выполнения требований законов и других правовых норм в сфере экологической безопасности.

В настоящее время правовая эко культура, кроме мировоззренческих и технологических сдвигов, является мощным фактором процветания обществ. Это характерно для многих стран, в частности для Японии и Швеции, которые сумели интегрировать традиционные екокультурные ценности в постиндустриальное общество. Интересны также примеры Германии и США, где правовая экологическая культура формировалась под строгим «оком» закона и обеспечивалась деятельностью правоохранительных органов [2]. Как результат – оздоровление общества, улучшение его нравственных, эстетических качеств, продолжительности жизни и другие положительные последствия. Это еще один аргумент в пользу необходимости экологической культуры в современном обществе. Учитывая национальные традиции, присущие каждой стране, надо признать, что экологическая культура в общем смысле имеет для всех стран единый вектор: мысль и мышления - с одной стороны, жизнь и деяния - с другой. И действительно, экологический кризис, который сейчас существует в нашей стране и в мире в целом, в одинаковой степени затрагивает каждого человека независимо от социального статуса или национального происхождения, т.е. имеет жизненно важное значение для всего человечества.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что процесс развития правовой экологической культуры в украинском правом государстве предполагает: 1) приведение норм национального законодательства к европейским стандартам и требованиям времени; 2) применение комплекса правовых и организационных средств воздействия на сознание людей с целью не нарушения ими установленных правил и норм природопользования; 3) главной задачей деятельности государственных природоохранных органов и экологических организаций должна стать идеологизация «правовой эко культуры» как главного регулятора в обеспечении экологической безопасности общества в целом.

Литература:

  1. Конституція України від 28 черв. 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 30. – С. 141.
    1. 2.     Андрейцев В.І. Право екологічної безпеки : Навч. та наук.-практ. посіб. / В.І. Андрейцев. – К.: «Знання-Прес», 2002. – 332 с.