Специфика разработки банковских услуг для предприятий индустрии гостеприимства – частных усадьб

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Механизмы регулирования экономики

 

Шпеник Т. К.

соискатель, Ужгородский Национальный Университет

 

Специфика разработки банковских услуг

для предприятий индустрии гостеприимства – частных усадьб

 

           Проанализировано специфику разработки пакета банковских услуг для предприятий индустрии гостеприимства в зависимости от сферы деятельности, актуальность взаимовыгодного сотрудничества банковского сектора с туристическими предприятиями.

           Ключевые слова: индустрия гостеприимства, предприятия сельского (зелёного) туризма – частные усадьбы, банковский маркетинг.

 

          Туризм является неотъемлемой частью экономики, источником прибыли и международного опыта многих развинутых стран мира. Залогом успешного развития индустрии гостеприимства является ее оптимальное взаимодействие со смежными отраслями экономики с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей туристов. Отдельным немаловажным фактором при отдыхе, является возможность пользоваться услугами банковских учреждений, получать квалифицированную помощь, консультационную поддержку, в том числе отдыхая в сельской местности.

             Целью данной работы является анализ, систематизация предложений банковского обслуживания для предприятий сельского (зелёного) туризма, в частности зелёных усадьб. 

            Реализация товаров и услуг, расширение рынка сбыта продукции является основным и ключевым аспектом деятельности организаций любого сектора экономики. В данном случае предприятия индустрии гостеприимства, в частности зелёные усадьбы - заинтересованы в максимально качественном обслуживании, организации досуга своих гостей; банковские учреждения -  в свою очередь пытаются завоевать рынок расширением услуг и операций, усовершенствованием действующих и внедрением новых предложений, которые соответствуют требованиям конъюнктуры рынка.

  Покупка путёвки с практически полным пакетом услуг для отдыха, включающим проживание, питание, экскурсии и т.д., абсолютно не исключает вероятность дополнительных затрат для туриста; отдельным актуальным вопросом для отдыхающих всегда есть вопрос сбережения финансов. Предпочитая определённую разновидность досуга, потребитель заведомо анализирует большое количество информации, касающееся не только самого отдыха, обращая внимание на транспортную доступность, возможность получить дополнительные услуги в зависимости от собственных предпочтений, отзывов и рекомендаций друзей, знакомых.  

  Современный человек максимально использует достижения науки, техники, ценит комфорт, полноту, доступность и качество  потребляемых товаров и услуг. Анализ взаимосвязи цепочки: Банковское учреждение – Турист – Туристическое предприятие - предполагает, что турист, является клиентом обеих структур, активно пользуется их услугами, готов к новшествам,  хорошо осведомлён со спецификой деятельности, заинтересован в максимально качественном обслуживании. Вместе с тем, заведения индустрии гостеприимства, с точки зрения автора, не в полном объёме используют возможности и предложения не связанных с первого взгляда с туристической отраслью организаций и предприятий.

            Банковский маркетинг — предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных учёных, специалистов. Разработка пакета банковских услуг предусматривает исследование, сегментацию рынка, выявление конкретных групп потребителей, представляющих особый интерес для финансовой структуры с точки зрения характера банковских услуг и клиентурного признака. Важное методологическое значение для разработки исследуемой темы имеют работы ученых: Лаврушина О.И., Уткина Э.А., Ополченова И.И., Темного Ю.В., Л.П. Шматька, Крутика А.Б. [1, c.52].

            С целью определения, перечня банковских услуг актуальных для предприятий туристической инфраструктуры, автор выделяет ключевые услуги индустрии гостеприимства и классифицирует заведения туристической отрасли за особенностями использования ними банковских услуг.  Основными аспектами деятельности предприятий туристической отрасли  являются:

—  организация перевозки туристов;

—  размещение (проживание) туристов;

—  питание туристов;

—  организация экскурсий;

—  услуги гидов, переводчиков.

          Предприятия туристической индустрии с точки зрения банковского обслуживания, можно классифицировать следующим образом:

  1. Крупные гостиницы, отельные комплексы (3-4 звезды) – пользуются банковскими услугами, как и большинство предприятий: открытие, обслуживание банковских счетов, депозитов, зарплатных проэктов, еквайринг - возможность клиентам рассчитаться за услуги банковской карточкой, с помощью безналичного расчета и т.д. Решение о выборе обслуживающего банка, чаще всего принимает не директор, а хозяин, собственник заведения.
  2. Престижные  рестораны среднего класса, кофейни –  популярные заведения, которые пользуются спросом у клиентов среднего и выше среднего уровня достатка, в большинстве случаев отличаются изысканным интерьером, высоким уровнем обслуживания, качественным предложением услуг. Заведения подобного рода, имеют своих постоянных посетителей, очень часто их гостями с удовольствием становятся туристы, в т.ч. иностранцы. С точки зрения банковского обслуживания, основной нишей на данном поприще является возможность клиенту рассчитаться пластиковой карточкой, получить дополнительную дисконтную скиду.
  3. Предприятия сельского(зеленого) туризма, частные усадьбы, коттеджина данном этапе, с точки зрения автора, наиболее не заполненная ниша банковскими продуктами и услугами. Сельский (зелёный) туризм – разновидность досуга в сельской местности, в частной усадьбе, подразумевает обеспечения хозяином (фермером) услуг: проживания, питания, организацию досуга гостей, включая использование продуктов из собственного сельского хозяйства и/ или других продуктов натурального происхождения. Стоимость проживания в подобном заведении сельского типа в 2-3 раза дешевле, чем в гостиницах, пансионатах, санаториях и т.д., отдых на селе становится все более популярным. Главными особенностями предприятий сельского (зелёного) туризма, являются следующие:  количество туристов (жильцов) зависит от сезона (наибольшее летом, наименьшее - осенью и весной); большинство владельцев частных усадьб - предприниматели, без специального образования и опыта работы, выбирают упрощённую систему налогообложения, ведут бизнес не имея определённой стратегии.  Отдых в сельской местности чаще всего выбирают жители мегаполисов, туристы-иностранцы, любители натурального образа жизни; лучшей рекламой хозяев служат рекомендации опытных единомышленников. Сотрудничество с банковским сектором сведено к минимуму: процедура кредитования, обслуживания туристических организаций и их клиентов, осуществляется на общепринятых принципах и не учитывает специфику отрасли.    

           Крупнейшие банки особое внимание оказывают разработке пакетных услуг, которые учитывают специфику и потребности отдельно взятой отрасли; существуют предложения для фармацевтического бизнеса (розничных аптек, крупных аптечных сетей, дистрибьюторов), медицинских учреждений, торговых предприятий, бюджетных организаций, включающие:   целевое кредитование, лизинг (долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа), факторинг (отсрочка платежа не более 180 дней), овердрафт (кредитование расчётного счёта клиента при недостаточности или отсутствии на расчётном счёте клиента-заёмщика денежных средств), эквайринг (приём к оплате платёжных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг), онлайн-инкассацию (технология, зачисления торговой выручки на расчётный счёт до ее доставки, пересчёта в банк), совместные рекламные, промо-акции и т.д.[2, 3].

           Таким образом, разработка маркетинговой политики оказания банковских услуг предприятиям индустрии гостеприимства должна учитывать следующие моменты:

- владельцы заведений сельского туризма, чаще всего не имеют специального образования, чтобы удержать клиентов активно пользуются нововведениями, новшествами, позволяющими обеспечить максимальный комфорт отдыхающим,  пользуются услугами рекламных сайтов, агентств, туристических компаний, банков и других организаций;

- специальная програма для предприятий индустрии гостеприимства должна включать банковские услуги, среди которых ключевую роль играет возможность для туристов расплатится пластиковой картой, интернет-банкингом, забронировать услуги, возможность участия в акциях, розыгрышах, специальных дисконтных программах. Учитывая, что зачастую туристы, путешествуя, хотят сменить, разнообразить обстановку, ознакомиться с местными достопримечательностями  -  создание единой базы туристических заведений, обмен опытом между ними, информацией и отзывами способствует развитию здоровой конкурентоспособной среды  банковской и туристических отраслей экономики.

           Взаимодействие предприятий туристической отрасли с банковским сектором на высоком профессиональном уровне дает возможность взаимовыгодно: повышать качество и надёжность услуг потребителей,  культуру пользования банковскими и туристическими продуктами, способствует расширению клиентской базы, информированию клиентов о новых продуктах,  удваивает эффективность рекламных промо-акций, кампаний и т.д.

Литература

  1. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. — М.: ИНФРА–М, 1995. —300 с.
  2. http://privatbank.ua/business/otraslevyje-reshenija-dlya-biznesa/uslugi-dlya-horeca/
  3. http://ru.wikipedia.org

Шпеник Т.К.

Аннотація

Специфіка розробки банківських послуг

для підприємств індустрії гостинності – приватних садиб

          Проаналізовано особливості розробки пакету банківських послуг для підприємств індустрії гостинності в залежності від специфіки діяльності, акцентовано увагу на актуальності взаємовигідного співробітництва банківського сектору з підприємствами туристичної галузі.

           Ключові слова: індустрія гостинності, підприємства сільського (зеленого) туризму – приватні садиби, банківський маркетинг

 

Summary

Tatiana Shpenyk

Specificity of development of banking’s services

for enterprises of rural (green) tourism – private farmsteads

         Specificity of development of baking’s services for enterprises of rural (green) tourism on depend of sphere of activity, urgency of mutual beneficial cooperation of banking and tourism enterprises are analyzed in the article.

           Ключевые слова: hospitality branch, enterprises of rural (green) tourism- farmstead, baking’s marketing