Государственные планы инновационной политики Российской Федерации на современной этапе

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Инновационная экономика.

Филатов В.В., к.т.н., доц.

каф. «Менеджмента»

ФБГОУ ВПО Московский государственный

университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского,

Москва, Россия

filatov_vl@mail.ru 

 

Государственные планы инновационной политики Российской Федерации на современной этапе


Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. Однако в настоящее время российская инновационная система не удовлетворяет потребностям перехода к инновационной экономике. Анализ основных факторов, препятствующих становлению в России эффективной национальной инновационной системы, сделанный ТПП России совместно с Межведомственной рабочей группой при Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Российской ассоциацией инновационного развития, Российской академией наук и другими заинтересованными организациями показывает [1]:

1.  В качестве одной из первоочередных задач Правительства Российской Федерации становится разработка долгосрочной Промышленно-инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 года.

Базовым положением данной стратегии должна стать ориентация на возрождение России в качестве передовой научно-технической державы, опирающейся на собственное производство научных знаний и инноваций, активную экспортную политику в отношении технологий и готовой промышленной продукции.

Основную цель стратегии возможно сформулировать следующим образом: "достижение устойчивого развития страны путем технологической модернизации и диверсификации отраслей экономики, способствующих росту конкурентоспособности и отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к постиндустриальной экономике"[2].

Основной смысл Промышленно-инновационной стратегии - в организации соединения стратегий развития науки и инноваций со стратегиями развития традиционных секторов экономики и инновационных высокотехнологических отраслей (нанотехнологий, информационных и коммуникационных технологий, ВПК, авиации и космоса, генной инженерии и биотехнологий, нанотехнологий, альтернативной энергетики, новых направлений в машиностроении, включая технологии прототипирования).

2. Необходимо создать эффективный механизм внедрения инновационных разработок ОПК в производство, как с целью технологического обновления и разработки новых видов вооружений в рамках ОПК, так и для использования данных разработок для гражданских отраслей промышленности.

2.1. Для создания вышеупомянутого механизма представляется чрезвычайно важным использовать самые современные схемы менеджмента в военной сфере, стимулирующие внедрение разработок в производство. В этом плане весьма полезен опыт работы американского агентства DARPA (Агентство перспективных исследований), созданного при Минобороны США.

Аналогичное Агентство (или подразделение) в рамках Минобороны России могло бы взять на себя важнейшие функции по коммерциализации военных технологий и технологий двойного назначения.

Схема работы DARPA по коммерциализации технологий осуществляется следующим образом. Когда частные корпорации еще не инвестируют в технологии, важные для Министерства обороны США, DARPA занимает лидерские позиции в разработке технологической базы. Инвестиции Агентства в этот момент направлены на удовлетворение потребностей национальной безопасности и не преследуют цели создания заделов для промышленной базы частного сектора. Как только развитие технологии сдвигается от Министерства обороны к частному сектору, DARPA должна определить стратегию выхода для осуществления перехода с позиции технологического лидера на место "нишевого" игрока[3].

DARPA является основным исследовательским центром Министерства обороны США, играет уникальную роль в данном министерстве, докладывает непосредственно министру обороны и работает скоординировано, но полностью независимо от структур военных исследований и разработок. Проекты DARPA направлены на радикальное новаторство, способное снять ограничения в представлении людей о создаваемых технологиях.

Под проект создаются временные проектные структуры (сообщества) выдающихся ученых. Продолжительность проектов - 3-5 лет, они имеют четкую направленность и цель. Собрание ученых с одинаковыми идеями может привести к нелинейному возрастанию потока идей. Необходимый обслуживающий персонал (технический, наемный, административный) нанимается тоже на временной основе под конкретные проекты. Идея - в обеспечении новаторского императива Агентства, защита его деятельности от протекционизма. Существенную роль DARPA играет в снижении рисков принципиально новых разработок, обеспечивая финансирование процесса от идеи до создания прототипа[4].

2.2. Необходимо повысить качество управления государственным оборонным заказом. В России проблема формирования эффективной системы организации и управления государственными заказами имеет особое значение в связи с высоким удельным весом, который традиционно занимают в структуре расходов федерального бюджета поставки для государственных нужд. Нормативно-правовая база по государственным закупкам формировалась в сложный период и с большими трудностями, характеризуется нечеткостью и несогласованностью отдельных нормативно-правовых норм. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает реформирование сложившейся в переходный период системы государственных закупок, включая правила и механизмы размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля.

2.3. Реализация перечня критических технологий – важный шаг вперед для определения перспектив технологического развития ОПК.

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий прямо определено переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения. Однако данная правовая норма не находит должного практического воплощения. Минобрнауки России указывает на то, что "наиболее существенной и принципиальной является проблема низкого уровня интеграции критических технологий Российской Федерации в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики" [5].

С учетом данного обстоятельства необходимо законодательно обеспечить реализацию перечня критических технологий через систему государственного заказа, директивы представителей государства в советах директоров компаний, согласование с бюджетной классификацией и бюджетным процессом.

2.4. На многих предприятиях ОПК России не оформлены наработанные ими передовые технологии в виде патентов и "ноу-хау". В этой связи особое внимание необходимо уделить разработке законодательства по вопросу распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности.

3. Необходимость принятия федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации".

Законопроект мог бы определить основные цели и принципы государственной инновационной политики, правомочия органов государственной власти (федеральных органов, субъектов Федерации) и органов местного самоуправления по регулированию и поддержке инновационной деятельности Законопроект мог бы дать расшифровку понятийного аппарата, дать четкое определение, что такое "инновационная система Российской Федерации". Определить основные элементы инновационной системы, их роль и взаимосвязь.

В законопроекте необходимо определить формы регулирования и поддержки инновационной деятельности, дать определение инновационной деятельности, инновационного предприятия, инновационного продукта. Данные определения необходимы как основа для предоставления налоговых льгот и бюджетного финансирования, а также возможной системы поддержки субъектов Российской Федерации.

4. Необходимость поднятия престижа научно-технической и инновационной деятельности путем систематического привлечения средств массовой информации к данной проблематике.

Для перехода на новый инновационный путь развития экономики страны обязательно необходима комплексная программа информационного насыщения инновационной деятельности. Без вовлечения в этот процесс широких масс населения страны, научно-технического, делового сообщества, подрастающего поколения, невозможно полноценно осуществлять эту масштабную стратегию.

5. Целесообразно подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий возможность учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

Это направление инновационного развития имеет важнейшее значение для обеспечения процесса внедрения технологий в производство. По оценкам экспертов, количество инновационных наукоемких предприятий в России за последние годы сократилось более чем в два раза. Между тем, возможность создания малых наукоемких компаний подтверждена опытом всех промышленно развитых стран, именно она дает возможность создавать инновационные университеты нового поколения.

Госсектор науки нуждается в грамотном встраивании в систему государственно-частного партнерства. В России основными генераторами новых идей и знаний исторически являются государственные НИИ и вузы, следовательно им, в первую очередь, необходимо предоставить возможность учреждать новые инновационные наукоемкие компании. Данный процесс будет являться одним из основных инструментов широкого внедрения новых технологий и разработок в реальный сектор экономики.

6. Необходимость подготовки и принятия решений по повышению эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов.

Учёт принадлежащих предприятиям прав на результаты научно-технической деятельности в составе нематериальных активов может существенным образом повысить общую рыночную стоимость предприятия. Это имеет большое значение для развития инновационной сферы, привлечения инвестиций в наукоёмкие отрасли науки и производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения легального оборота интеллектуальной собственности. С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, появились правовые основания для активизации процессов коммерциализации, передачи и внедрения в производство новых технологий. Возникла необходимость привести в соответствие объекты учета нематериальных активов всех организаций, вне зависимости от форм собственности, к единым нормам и требованиям.

Список использованной литературы

1. Филатов В.В., Кобулов Б.А. и др.// Инновационный менеджмент – Учебное пособие с тестовыми заданиями, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 479 с.

2. Филатов В.В.// Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем. – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008 г. - 481 с.

3. Филатов В.В.// Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ. – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г. - 510 с.

4. Филатов В.В.// Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности – Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010 г. - 481 с.

5. Филатов В.В.// Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе– Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. - 392 с.

 

Данное исследование проведено по хоз.- доворной тематике НИР: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно- производственная компания  «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса», осуществляемой на каф. «Менеджмента», договор №20/2011 от «01»  июля  2011 г.