ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АНТОЦИАНОВ В СОКАХ ПРЯМОГО ОТЖИМА ПЛОДОВ И ЯГОД БУЗИНЫ, ЧЕРНОЙ СМОРОДИНЫ И АРОНИИ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

УДК 664.8.036.522

Бурак Л.Ч

Учреждение образования «Могилевский государственный университет продовольствия», РБ, г. Могилев, проспект Шмидта,3

тел./факс (375) (0222) 48-00-11, e-mail: mgup@mogilev.by

 

  ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АНТОЦИАНОВ В СОКАХ   ПРЯМОГО ОТЖИМА ПЛОДОВ И ЯГОД БУЗИНЫ, ЧЕРНОЙ СМОРОДИНЫ И АРОНИИ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Многие плоды и ягоды обладают лечебными свойствами, причем одни растения (преимущественно пищевые) действуют на обменные процессы в организме при употреблении в течение длительного времени, другие, богатые на физиологически активные вещества, является высокоэффективными лекарствами. Некоторые из этих растений владеют капиляроукрепляющими, антисклеротическими, гипотензивными, гормональными и противоопухолевыми свойствами. Именно такими являются биоактивные фенольные соединения (флавоноиды), тритерпеновые кислоты и сапонины, кумарины, фурокумарины, фитостерин, азотистые соединения холина и бетаина, инозит, фоллиевая кислота, филлохинон (витамин К), токоферол, пектиновые вещества, микроэлементы, фитонциды и др.[1, 2, 3, 4].

Растительные фенольные соединения, которые входят в состав дикорастущих ягод также является биологически активными веществами. Они влияют на активные формы кислорода (свободные радикалы), образование которых в организме человека может привести к окислительным изменениям ДНК, протеинов и липидов. Недостаток антиокислительных реакций содействует развитию таких заболеваний как рак, атеросклероз, инсульт, диабет и др. Между окислением биополимеров и возникновением заболеваний, а также общими процессами старения существуют определенные связки. Флавоноиды могут препятствовать повреждению ДНК на разных стадиях возникновения опухолей. Финские ученые в своих исследованиях установили, что существует четкая взаимосвязь между употреблением флавоноидов и снижением риска заболевания на рак [3, 5, 6]. Известно антисклеротическое действие фенольных соединений. В.А.Барабой [3] считает, что антисклеротическое действие растительных фенольных соединений можно расценивать как следствие пополнения потребности организма в биооксиданте, как результат компенсации токофероловой недостаточности. Антисклеротическая активность фенолов связана с действием на ферменты липидного и холестеринового обмену. Л.С.Тарасова обнаружила, что фенольные соединения снижают уровень холестерина в крови на 40.75%, усиливают процессы комплексообразования с липидами, способствуют повышению или возобновлению защитного действия тканевого мукополисахарида [7]. Достаточно важной и ценной для лечебной практики является спазмолитическая активность флавоноидов. Некоторые фенольные соединения вызывают снижение тонуса гладких мышц, повышают секрецию желудочного сока и желчи. Исследование F.O.Snyckers и G. Salemi доказали, что флавонол кверцетин за своим действием, является аналогом алкалоида папаверина [8,9].Следует заметить также противовоспалительную активность фенольных соединений, что связано с их действием на проницаемость сосудов. Противовоспалительное действие выражено у флавоноидов, фенолокислот и др. соединений.  

Следовательно, фенольные соединения являются физиологически активными веществами разностороннего действия, причем характер этого действия зависит в первую очередь от их структуры, наличия и расположения заместителей [10].

Таким образом, плоды и  ягоды – натуральные витаминоносители, имеют разностороннее лечебно-профилактическое действие (особенно способные повышать иммунитет, связывать свободные радикалы, укреплять сосуды сердца и мозга), потому получение из них соков,   обогащенных этими веществами является актуальным и своевременным.

Целью данного исследования является сравнительный анализ содержания антоцианов в соке бузины с другими соками из плодов и ягод произрастающих в  Республике Беларусь.

Плоды и ягоды черной смородины,   черноплодной рябины   и бузины черной (Sambucus nigra) были закуплены у населения предприятием СООО «Ароматик», собранные в 2010г. Исследования проводили в лабораториях компании СООО Ароматик. Все плоды и ягоды были созревшими и произрастали в обычных условиях. Плоды были заморожены и хранились при температуре –200 С.

Для проведения анализа ВЭЖХ, плоды проходили оттаивание при комнатной температуре и затем помещены в лабораторный пресс для получения плодового сока. Пробы сока  были центрифугированы при 4000 об/мин на протяжении 1 часа и  отфильтрованы через полиамидный фильтр. Далее сок разбавлялся 1%-ным раствором соляной кислоты и 1% 2,6-ди-тетр-бутил-4-метилфенола в метаноле. Анализ ВЭЖХ был проведен с использованием системы Surveyor с детектором на диодной матрице и пакета программного обеспечения CromQuest 4.0. Антоцианы были анализированы при 530 нм. В качестве элюента использовались растворы 1% муравьиной кислоты в дважды дистиллированной воде. Количественное определение было произведено по концентрациям соответствующих эталонов  и было перепроверено на масс-спектрометре Thermo Scientific LCQ Deca XP.

Концентрации антоцианов в  соках бузины, черной смородины и черноплодной рябины составили 867 мг/л, 328 мг/л и 241 мг/100гр соответственно.

Исследование высокоэффективной жидкостной хроматографией бузины  установило присутствие четырех пиковых областей антоцианов: цианидин 3-самбубиозид-5-глюкозид, цианидин 3,5-диглюкозид, цианидин 3-глюкозид и цианидин 3-самбубиозид. Другие антоцианы были обнаружены в незначительных количествах. Содержание основного антоциана в плодах бузины – цианидин 3-самбубиозида – составляет больше половины от всех обнаруженных антоцианов (64,4%).

Количественное содержание антоцианов в исследованных  соках показаны в Таблице 1.

Данные, приведенные в литературе показывают, что основными антоцианами в плодовом соке черной смородины являются рутинозиды и глюкозиды дельфинидина и цианидина [8,11], что согласуется с полученным в данном исследовании результатами. Так содержание дельфинидин-3-рутинозид  составило 45,6% от общего содержания антоциан, в то время как цианидин-3-глюкозид составляет всего 7,4%

Таблица 1.  Концентрации антоцианов в соках прямого отжима (мг/л), определенных методом ВЭЖХ и процентное распределение содержания антоцианов.

Плодовый сок

Концентрация в эквивалентах цианидин-3- глюкозида (мг/л)

Суммарное содержание антоцианов (%)

Черноплодная рябина

цианидин-3-галактозид

156,6 ± 8,9

64,9

цианидин-3-глюкозид

6,5± 1,7

2,7

цианидин-3-арабинозид

67,9± 6,1

28,2

цианидин-3-ксилозид

10,1± 2,9

4,2

Суммарное содержание

241,1

100

Бузина

цианидин-3-самбубиозид-5-глюкозид

48,4 ± 3.55

5,57

цианидин 3-самбубиозид

558,8 ± 42.0

64,4

цианидин-3-глюкозид

237,1 ± 15.8

27,32

цианидин 3,5-диглюкозид 

23.29 ± 1.63

2,68

Суммарное содержание

867,6

100.0

Черная смородина

дельфинидин-3-глюкозид

46,6± 2,7

14,2

дельфинидин-3-рутинозид

149,6± 7,4

45,6

цианидин-3-глюкозид

24,2± 3,1

7,4

цианидин-3-рутинозид

107,6±8,4

32,8

Суммарное содержание

328

100

 

Заключение

Исследования  соков прямого отжима бузины и соков, черноплодной рябины, черной смородины в данной работе показывает значительные расхождения в количественном и качественном содержании антоцианов. Антоцианы являются преобладающими фенольными соединениями в соках бузины и черной смородины либо составляют значительную часть суммарного содержания полифенольных соединений в плодовых соках черноплодной рябины. Каждый исследованный образец сока  прямого отжима обладает уникальным антоциановым составом. Плодовые соки черноплодной рябины, бузины содержали только пигменты на основе цианидина, сок черной смородины характеризовался содержанием дельфинидина и цианидина. 

Все исследованные соки   являются хорошим источником биологически активных веществ. Сравнительный анализ показывает, что сок из плодов бузины произрастающей  на территории Республики Беларусь наравне с другими соками, с точки зрения содержания антоцианов   является хорошим источником в качестве сырья для производства пищевых продуктов профилактического и функционального назначения

 Список литературы

 

 

  1. Петрова В.П. Биохимия дикорастущих плодово-ягодных растений. – К.: Вища школа, 1986. – 287 с.
  2. Попов В.И., Шапиро Д.К., Данусевич И.К. Лекарственные растения. – Минск: Полымя, 1990. – 303 с.
  3. Барабой В.А. Основные проявления фармакологической активности растительных фенольных соединений // Биологически активные вещества плодов и ягод.- Москва.- 1976.- С. 19-24.
  4. Борух И.Ф. Биологически активные вещества некоторых дикорастущих плодов. // Биологически активные вещества  плодов и ягод. – М.. 1976 - С.174 – 176.
  5. Worthy Ward. Fruits. Vegetables. Green tea may eut cancer risk // Chem. and Eng. News.- 1991.- Vol. 69. №37.- P. 27-29
  6. Wang Shiow U., Vin Hsin – Shan. Antioxidant activity in fruits and leaves of blackberry, raspberry and strawberry varies with cultival and developmental stage. // J. Agr. and  Food Chem.- 2000.- 48 № 2.- P. 140-146.
  7. Филинова Р.Л., Филатова И.А., Колесников А.Ю. Значение в профилактике заболеваний фенольных соединений плодов и ягод // Пищевая промышленность.- 2000.- № 8.- С.37-37.
  8. Hollman P.C., Hertog M.L., Katan M.B. Analysis beealth-effects of flavonoids // Food Chem. – 1996.-57, №1.- Р. 43-46. 
  9. Duran R. Maestro, Padica R. Borja. Actividad eantioxidante de los compuestos fenolicos // Grass y aceites Esp.- 1993.- 44 № 2.- P. 101-106.
  10. Ray Rick. Functional foods and beverages // Tea and Coffee Trade J. – 2000.- 172 №6.- P. 67-69.
  11. Бенвенути, С., Е Пеллати, М. Мелегар, Д. Берте: Содержание полифенолов, антоцианов, аскорбиновой кислоты и противорадикальная активность плодовых соков ежевики, смородины и черноплодной рябины. Научный журнал пищевых продуктов, вып. 69, 164-169 (2004)