ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТРИБЬЮТОРОВ МНОГОУРОВНЕВОГО СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА

 

Хван Н. В.  

аспирант кафедры общей и педагогической психологии

Факультет  психологии 

 Томский государственный университет

  г. Томск, Российская федерация

 

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТРИБЬЮТОРОВ МНОГОУРОВНЕВОГО СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА

 

  Любой социум представляет собой потребительскую кооперацию, то есть объединение потребителей для совместного производства и купли-продажи тех или иных товаров и услуг. Совокупность и многообразие социально-потребительских технологий и методик определяет уровень развития любого общества, а также уровень и стиль жизни огромных групп людей, объединенных в нем исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности.  

С начала 80-х годов прошлого века среди потребителей всего мира динамично развивается еще один способ распределения товара – сетевой маркетинг   или MLM (Multi-level Marketing). Сущность системы сетевого маркетинга отличается от традиционных подходов к бизнесу, поскольку это  продвижение продукции от производителя к потребителю, минуя посредников, предусматривающее многоступенчатую  систему поощрения людей, доставляющих товар клиентам [1].

 Однако, несмотря на  узаконенность действий, репутация сетевых компаний   не слишком высока. Особенно в  странах постсоветского пространства, население которых хорошо помнит махинации многочисленных финансовых пирамид, разоривших тысячи людей.  Тем не менее, в настоящее время этот вид предпринимательства   продолжает развиваться,  представлен более чем в ста странах, более 60 миллионов человек работают в этой индустрии, каждый год   дистрибьюторами  становятся  тысячи людей. Необходимо отметить, что  до сегодняшнего дня  личностные особенности сотрудников сетевых компаний практически не становились предметом специального психологического исследования.

 Целью предпринятого нами исследования  было изучение особенностей временной перспективы       предпринимателей, т.е. особенности построения  ими   психологического времени,  их взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, а также видение их взаимосвязей.

В течение многих лет и в последнее время в психологии возрос интерес к временной перспективе (ВП)  (Zaleski Z., 1994; Zimbardo P.G., 2002) [4]. В одном литературном обзоре, как указывает Сырцова А.,  было представлено 211 различных подходов к понятию временной перспективы. Такое разнообразие подходов привело к появлению множества определений и методов оценки составляющих временной ориентации. Некоторые фокусируются на эмоциональной валентности прошлого или будущего, другие - на преобладании   определённой   временной   ориентации   или   фиксации   на   прошлом или будущем, третьи - на непрерывности между прошлым, настоящим и будущим, временной отнесенности и т.д. [4],

 Одно из самых широких определений «временной ориентации» дали Хорник и Закай: «относительное доминирование прошлого, настоящего или будущего в мыслях человека» (Hornick J., Zakay D., 1996). [2],  

Разработка теории и методов оценки временной перспективы (ВП) в США (а затем и во всем мире) началась в 70-х годах с эксперимента по гипнотическому внушению временной перспективы настоящего студентам колледжа, которые были в принципе ориентированы на будущее (Zimbardo P.G., Marshall G., Maslach С., 1971). Исследователи зафиксировали существенные изменения в мыслях, чувствах и поведении испытуемых, просто психологически введя их в расширенную временную зону настоящего, где прошлое и будущее были отдалены.

Согласно теории временной перспективы Зимбардо, ВП - это бессознательный процесс, при котором непрерывный поток личного и социального опыта распределяется по временным категориям, или рамкам, которые помогают придать упорядоченность, согласованность и смысл событиям (Zimbardo P.G., Boyd J.N., 1999). Эти временные рамки прошлого, настоящего и будущего используются при кодировании, хранении и воспроизведении пережитых событий, а также при формировании ожиданий, целей, возможностей и воображаемых сценариев. В данном случае  в качестве основы принимается модель жизненного пространства К. Левина, которая рассматривает влияние  как прошлого опыта, так и планов на будущее, на процесс принятия решений, поведение человека в настоящем. [3],

Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция чрезмерно фиксироваться на одном из времен (некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие - на настоящее или на прошлое), что приводит к формированию временного «пристрастия» или «предубеждения». Таким образом, исследователи рассматривают временную ориентацию как черту личности, т.к. при хроническом проявлении «предубеждение» становится предрасположенностью, т.е. переменной индивидуальных различий.

В России одно из самых масштабных исследований временной перспективы было проведено Сырцовой А., благодаря которой   адаптирован и валидизирован Опросник Ф. Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory: ZTPI) [2], использованный нами в качестве диагностического инструментария. Объектом эмпирического исследования выступали    дистрибьюторы сетевых компаний.

                В ходе анализа  данных были получены усредненный профиль (средние и стандартные отклонения  шкал   ВП приведены в табл. 1) и корреляционная модель временной перспективы (табл. 2).

Таблица 1.

Средние и стандартные отклонения  шкал   ВП  (N- 47чел).

 Шкала ВП

х

σ

Негативное прошлое

2,72

0,74

Гедонистическое настоящее 

3,56

0,37

Будущее

4,26

0,37

Позитивное прошлое

3,78

0,58

Фаталистическое настоящее

2,71

0,65

 

Таблица 2.

Корреляционная модель временной перспективы

 

 

r

p

Негативное прошлое     

Гедонистическое настоящее 

0,5151

0,0494

Негативное прошлое    

Фаталистическое настоящее 

0,6434 

0,0097

Гедонистическое настоящее   

Фаталистическое настоящее 

0,5785 

0,0239

 

                Обнаружена значимая положительная корреляция  между факторами   Негативное прошлое и Гедонистическое настоящее. То есть чем более негативное   отношение к своему прошлому, тем более ориентирован  на получение удовольствий сегодняшнего дня человек.        Негативное прошлое положительно коррелирует с Фаталистическим настоящим. Пессимистическое отношение к своему прошлому  связано с  беспомощным безнадежным отношением к будущему и к жизни в целом, в том числе. с верой в предопределенность.        Гедонистическое настоящее положительно коррелирует с Фаталистическим настоящим. То есть беззаботное, ориентированное на получение удовольствий отношение к жизни одновременно связано с неверием в Будущее, пессимистическое отношение к нему.       

                Усредненный профиль временной перспективы в  исследуемой группе выглядит следующим образом: высокие показатели по временным ориентациям  Гедонистическое настоящее и Будущее, средневыраженные ориентации на Позитивное прошлое,  Негативное прошлое и Фаталистическое настоящее. Таким образом, для  дистрибьюторов МЛМ характерно гедонистическое, несколько беззаботное и беспечное отношение ко времени и жизни, а также принятие рискованных решений, ориентация на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем. В то же время  их поведение в значительной  степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Как правило, это цели определены так называемой «Лестницей достижений», имеющей свою специфику в каждой   сетевой компании.

 Литература

  1. Барбер Девид ‘Сетевой маркетинг” – М.: Фаир-пресс, 2000. – 192 с.
  2. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности

[Текст]: автореферат дис. ... кандидата  психологических наук: 19.00.13 / Сырцова Анна. – Москва, 2008.  – 38 с.

  1. Сырцова А., Митина О.В., Бойд Дж., Давыдова И.С., Зимбардо Ф.,Непряхо Т.Л., Никитина Е.А., Семенова Н.С., Фьёлен Н., Ясная В.А.Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология, 2007, №4. С. 19-31.
    1. Zaleski Z., Cycon A., Kurc A. Future time perspective and subjective well-being in adolescent samples.// P.Schmuck, K.M.Sheldon (Eds.), Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving, -Goettingen, Germany: Hogrefe & Huber Publishers, 2001. P. 58-67.