РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВУЗОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

 

Л.С. Астафьева

РУДН, филологический факультет, кафедра психологии и педагогики

 

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВУЗОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ


  Аннотация: Все большее количество вузов в РФ получают статус международных вузов, возникающие   проблемы воспитания студентов могут успешно разрешаться только при условии эффективного функционирования воспитательной системы международных вузов, организация которых соответствовала бы требованиям XXI века. В статье приводятся результаты теоретического и практического анализа  функционирования воспитательной системы многонациональных вузов России, делается вывод о необходимости ее совершенствования.

   Ключевые слова: воспитательная система, диалоговое воспитание, интернационализация, мобильность, многонациональный вуз, поликультурное пространство, поликультурная воспитательная система, транснациональное образование.

 

   Summary: A growing number of universities in the Russian Federation granted the status of international institutions, the problems of education students can be successful only if the effective functioning of the educational system of multinational institutions, the organization which would be consistent with the requirements of the XXI century. In this paper we present the results of theoretical and practical analysis of the functioning of the educational system of multinational universities in Russia, it is concluded on the need to improve it.
    Keywords: educational system, the dialog education, internationalization, mobility, multi-ethnic high school, multicultural space, multicultural educational system, transnational education.

 

      Обучение иностранных граждан в вузах Российской Федерации является важной составной частью всего комплекса экспорта образовательных услуг российской системы образования. В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран государственной задачей становится повышение конкурентоспособности иностранных выпускников российских вузов на мировых рынках образования и труда. В  2002 году Президент Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации одобрили  Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств  в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации Министерством образования России  осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ и развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах обучаются иностранные  граждане как  за счет средств федерального бюджета, так и на компенсационной основе. В настоящее время на компенсационной основе в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан.  Вместе с тем, Российская Федерация оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий [9].

Несмотря на то, что Россия по-прежнему уступает США и многим странам Европы (в РФ ежегодный средний прирост учебной миграции составляет 2-3%, а в развитых странах ежегодный средний прирост учебной миграции 6%), необходимо отметить, что тенденция на увеличение приема иностранных граждан в РФ продолжается. Статистика показывает, что сегодня иностранные граждане обучаются в 600 российских вузах, из которых  132 – негосударственные [8]. В их число входит и Российский университет дружбы народов - наиболее крупный межнациональный ВУЗ страны. Среди студентов, аспирантов и стажеров РУДН – представители 450 национальностей и народностей из более чем 158 стран мира [1]. При этом многонациональный вуз представляет собой локальное социальное образование, являющееся частью целостного поликультурного образовательного пространства совместной жизнедеятельности, в которой осуществляется соединение общекультурного, социального, образовательного и личностного начал. Многонациональный вуз как социальный институт выполняет две важные общественные функции: первая - это социализация молодого поколения и развитие  личности; вторая - консолидация многонационального общества. Базисом для развития многонационального вуза России является поликультурное воспитательное пространство:  территориально обозначенное пространство, которое отражает специфические характеристики этнического многообразия и служит универсальной воспитательной средой социализации молодежи разных  национальностей, включающей в себя как формальные, так и неформальные  социально-педагогические условия коллективов, в которые попадает иностранный студент. При обучении  и воспитании в многонациональном вузе остро стоят задачи формирования поликультурной личности, т. е. личности, обладающей целостным мировоззрением, развитым лингвистическим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием, соблюдающей и уважающей правила и нормы, определенные данным сообществом. Формирование такой личности - дело воспитательной системы  вуза.

Необходимость всестороннего исследования и комплексного решения исследуемой нами проблемы определяется следующим положениям - возрастающим значением воспитания как важного компонента системы высшего профессионального образования, что требует всестороннего анализа, переосмысления и корректировки взглядов на его роль в современных условиях. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а педагогическое взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Ученые пришли к общему мнению, что в условиях поликультурного воспитания основным принципом является - диалоговое воспитание [6]. Диалоговое воспитание в многонациональных вузах осуществляется через многочисленные взаимоотношения субъектов поликультурного пространства, главным, из которых, является взаимоотношение - «преподаватель-студент».

 Успешность функционирования воспитательных систем многонациональных вузов  находится в прямой зависимости от  заинтересованности, компетентности  педагогических кадров и ряда социально-экономических факторов: престижности преподавательской работы в современном обществе, желания повышать свою квалификацию для достижения наивысших профессиональных качеств (профессиональную и общекультурную компетентность), материального положения профессорско-педагогического состава и другие [4].

С позиции новых подходов, нашедших свое отражение в последних документах РФ, в частности в проекте «Российское образование  - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» от 2008 г.) четко обозначается: нужен «…новый преподаватель – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, который сочетает преподавание с другой работой» [11]. Нужно признать, что проект данной концепции четко обозначил магистральный путь Российского образования, который должен соответствовать реалиям новой цивилизации, т.е. той  инновационной модели развития российской экономики, которая является  стратегическим выбором России. Этого можно добиться, подчеркивается в документе, если в сфере образования будут адекватно реализованы те же  характеристики, на которых устроена современная инновационная экономика и информационная цивилизация [11]. Однако, в документе также указываются факты не соответствия, на данный момент, российского образования и воспитания намеченному курсу из-за имеющихся проблем: ресурсы не соответствуют масштабам; продолжающееся снижение качества образования; рост доли слабых преподавателей; снижение конкурентоспособности на глобальном рынке; структура не соответствует потребностям экономики; образование перестало работать как механизм социального перемешивания; высшая школа не производит инноваций и инноваторов [11]. Очевидным является также и то, что в данном документе не находит отражение явно просматривающаяся тенденция развития современных вузов в направлении увеличения числа международных вузов, с многонациональным составом и особенностями, присущими для данного типа вузов.

В очередном документе федерального уровня, подписанном  президентом - «Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг.», учитываются принятые ранее многочисленные положения, международные соглашения, в частности положения Основ стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Президентом 12 мая 2009 г. и призывающие обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, институтов образования, организаций и общественных объединений в обеспечении и развитии экспорта образовательных услуг РФ [9].

 Основываясь на факте, что в настоящее время в процессе глобализации за рубежом наблюдается тенденция к тому, что все вузы становятся международными, встает вопрос о необходимости учета тенденции общемирового развития, создания законодательных и социальных условий для привлечения иностранных студентов, комфортной инфраструктуры жизни иностранных студентов, обеспечения социальной защиты, медицинского обеспечения, безопасности. В документе подчеркивается, что для достижения цели повышения качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространстве необходимо объективное и полное представление статистических и качественных аналитических данных о российской системе образования и воспитания [9].

Наиважнейшими для настоящего периода развития отечественного образования является принятие «Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г., откуда следуют принципиальные отличия новой модели от существующей. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В этом документе чувствуется решимость и воля государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России. Система образования, как отмечается       в Доктрине, призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;    воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации [9].

Необходимо заметить также, что Национальная доктрина образования до настоящее время не принята, а соответствующий законопроект все еще разрабатывается совместными усилиями профильных парламентских комитетов, Министерства образования, Российского союза ректоров и Российской академии образования. Это не случайно, т.к. в условиях коренной ломки прежней системы,  решение даже таких проблем, общенациональный характер которых очевиден, становится предметом острого столкновения социально-групповых интересов и, соответственно, политических конфликтов. Между тем необходимость окончательного утверждения и принятия российской национальной Доктрины образования обусловлена общезначимыми и национально специфическими факторами.

 13 июня 2012 года президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую концепцию миграционной политики до 2025 года. В этом проекте мы можем наблюдать тенденцию на нормализацию, упорядочение и ужесточение требований к приему мигрантов. Но в то же время, в нем подчеркивается важность учебной миграции как одного из основных источников привлечения иностранных квалифицированных специалистов, хорошо интегрированных в принимающее их общество, в том числе на постоянное место жительства. В документе говорится о необходимости увеличения приема для обучения в ВУЗах и ССУЗах на территории Российской Федерации студентов из других стран, прежде всего, из стран СНГ. Для оказания финансовой поддержки обучения следует развивать кредитные схемы, привлекать средства будущих работодателей для оплаты обучения иностранных учащихся. Также делается акцент на то, что в целях содействия эффективной интеграции следует предоставить иностранным студентам, обучающимся в России, возможность работать на тех же основаниях, что и российским студентам [14]. Однако, как утверждает известный ученый в области социальной демографии С.В. Рязанцев, основной целью миграционной политики России должно быть сокращение эмиграционного оттока населения из России и стимулирование иммиграции необходимых категорий иммигрантов на постоянное место жительство, работу и учебу в Россию в необходимых параметрах [15]. При этом ученые утверждают, что иностранных студентов целесообразно рассматривать как одну из желательных категорий мигрантов, так как ее составляют  молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии, получающие национальное образование и квалификацию, приспособленные к местному рынку труда, адаптированные к языковой и культурной среде [12].

Но все вышеперечисленное, надеемся, не является кульминацией развития межнационального высшего образования в России, а лишь первые ступени к развитию стройной системы трансграничного или транснационального образования. Трансграничное или транснациональное образование – процесс, выражающийся в трансграничной мобильности всех участников научно-образовательного процесса (студентов, преподавателей, ученых, образовательных программ, поставщиков образовательных услуг, совместных академических проектов). Трансграничное образование отличается от «внутренней интернационализации», осуществляющейся в рамках страны через набор иностранных студентов, приглашение иностранных преподавателей, включение в учебные планы и программы дополнительного образования учебных курсов на иностранных языках участие в международных научно-образовательных проектах и т.д. Трансграничное образование реализуется, в том числе, в виде франчайзинга; валидации/аккредитации    зарубежного университета; программ совместных дипломов; корпоративные университеты, международные и оффшоринговые институты; зарубежные филиалы образовательных учреждений; дистанционное обучение.

Обращаясь к документам  локального характера, которые приняты непосредственно в самих многонациональных университетах, можно сделать заключение, что в них уделяется основное внимание той роли (миссии) многонационального вуза, в которой находят отражения ключевые идеи воспитательного процесса:

- формирование личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщенных к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;

- воспитание молодежи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества [17].

                Преподаватели, согласно Кодексу чести, должны воспитывать студентов в духе неуклонного стремления к приобретению знаний и активному участию в научной деятельности; в духе взаимопонимания и общения на основе принципов интернационализма, дружбы и уважения культурных и религиозных особенностей различных социальных групп и конфессий; толерантности к национальным обычаям обучающихся, представляющих различные нации мира и народности России; исключить любые проявления дискриминации по какому-либо признаку.  Например, обучающиеся в многонациональных вузах, согласно Кодексу чести РУДН,  должны жить в дружбе и взаимопонимании со своими товарищами по учебе из разных стран мира; способствовать созданию здоровой обстановки в коллективе; не допускать проявлений дискриминации по какому-либо признаку; уважать культурные и религиозные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий; толерантно относиться к национальным обычаям обучающихся, представляющих различные нации мира и народности России [8].

Анализируя локальные (местные) документы, мы вынуждены констатировать, что  истины, которые декларируются для иностранных граждан, приезжающих на учебу в Россию, добротно отработаны, прописаны, прослеживается их долгосрочный (консервативный)  характер, не требующий частого обновления. Но,  тем не менее, на наш взгляд, «выстраданные»  и принятые обществом и государством новые Концепции должны обязательно иметь отражение и учитываться на локальном (университетском) уровне, т.к. общая  стратегическая направленность государственного значения и общемировые тенденции развития образовательной политики не стоят на месте и  требуют корректировки и внедрения именно  на локальном уровне. Анализ недавно принятых, а также находящихся в стадии обсуждения, нормативных документов показывает, что в них не находит отражение специфика многонациональных вузов РФ, касающаяся вопросов воспитания иностранных студентов.  При этом в университетских документах (Уставах, Кодексах чести) работа воспитательной системы многонациональных вузов не отражает общую стратегию государства, направленную на увеличение экспорта образовательных услуг, ограничиваясь декларациями на правильное поведение и прописными истинами. 

С другой стороны, мы обратились к результатам практического характера, которые определились в результате социологического исследования, проведенного в 3-х международных вузах России. Нас интересовала вовлеченность профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов в воспитание иностранных студентов,     их заинтересованность этой составляющей процесса обучения, а  также отношение к улучшению качества воспитательной системы, функционирующей в вузах. При этом нами была также определена  удовлетворенность иностранных студентов работой воспитательной системы многонациональных вузов, а также их  воспитанность - как результат работы воспитательной системы. Для определения воспитанности мы воспользовались традиционными показателями, по которым Минобрнадзор контролирует воспитательную работу высшей школы [16]. Число этих  показателей 11-ть,    12-й показатель, введенный нами,  интегративный – отражающий удовлетворенность студентов работой воспитательной системы вуза. На основе результатов теоретических и практических исследований выявлено ряд противоречий:

  • Внешние противоречия, отражали специфику отношений воспитательной системы с внешней (социальной) средой. Пример 1: большая часть опрошенного  ППС многонациональных  вузов России определили свой социальный статус как (средний уровень и средний слой). [5]. Требования к компетенциям ППС возрастают с каждым годом, забота государства и общества о ППС с каждым годом снижается, причем образовался огромный разрыв между заработанной платой администрации высшей школы и ППС, на что указал в своем выступлении премьер Д. Медведев [].
  • Внутренние противоречия, отражали связи и взаимодействия между структурными элементами и компонентами, противоречия между необходимостью интеграции всех усилий и возможностей всех сфер поликультурного пространства в целях формирования и развития личности. Пример 1: выяснилось, что после скрупулезной работы с иностранными студентами на подготовительном факультете в РУДН,  1-й курс становится «брошенным», без внимания. Пример 2: «администрация университета и общежитий не решает бытовые проблемы», происходит «переталкивание» от одного официального лица к другому (РУДН). Пример 3: питание, организованное для студентов в университетских столовых, их не удовлетворяет:  «питаюсь – перекусывая», «готовлю сам, потому что в столовой дорого» (МГУКИ, ТГТУ, РУДН). Пример 4: В отдельных исследуемых международных вузах (МГУКИ) отсутствует медицинское обслуживание, нет поликлиники, иностранные студенты вынуждены «лечиться за плату», чаще – «самостоятельно народными средствами» или «не болеть совсем» [4].
  • Группа специфических противоречий отражала различие между старыми и новыми подходами в совершенствовании системы воспитания в вузе. Пример 1: определил реальный уровень функционирования воспитательного пространства многонационального вуза: отсутствие правового воспитания, очень слабое трудовое и эстетическое воспитание.

При этом, в  результате  исследования было выявлено, что реальный уровень и состояние, функционирующей в настоящее время в высшей школе воспитательной системы, не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к работе воспитательных систем многонациональных вузов России. Пример 2. Удовлетворенность иностранных студентов  работой воспитательной системой международных вузов в среднем значении представляет 68,5% (ТГТУ, МГУКИ, РУДН) [4]. Отсюда, возникла необходимость в научной разработке и обосновании новой Концепции развития воспитательной системы многонационального вуза, реализуемой через принятие соответствующей Программы. Своевременность разработки и научного обоснования Концепции развития воспитательной системы вуза обусловлены следующим:  первое -  глубиной, масштабностью и сложностью происходящих преобразований в российском обществе; второе - Концепция должна отражать  научно-обоснованную систему идей, взглядов руководящего, профессорско-педагогического, административного составов вузов и  студенческих коллективов по вопросам организации функционирования воспитательной системы многонационального вуза; третье - разрабатываемая Концепция развития воспитательной системы многонационального вуза не только не заменяет, но и не отрицает ранее разработанные Концепции по воспитанию (воспитательной работе) российских и иностранных студентов, а наоборот. Она аккумулирует все теоретические положения воспитательной практики и рассматривает дальнейшее совершенствование воспитания в многонациональном вузе в свете современных процессов глобализации.

В нашем понимании воспитательная система вуза - сложное, многомерное, социальное, многофункциональное, структурное образование, в рамках которого интегрирование многообразных компонентов и элементов, их согласованное функционирование позволяет проектировать различные модели, системные образования (система воспитания, воспитательный процесс, воспитательное пространство), создавать условия по эффективному формированию личности студента (магистра), студенческих и аспирантских коллективов,  а также качественно решать задачи по обучению и профессиональной подготовке в вузе [3].

Концепция развития воспитательной системы вуза представляет собой систему современных научных представлений, взглядов, основополагающих идей, организационно-целевых установок и приоритетных направлений администрации вуза, профессорско-преподавательского состава по созданию эффективной воспитательной системы в вузе, направленной на всесторонне формирование и развитие личности будущего профессионала [3].

Воспитательная система многонационального российского вуза - сложное, специфическое, многосредовое, многомерное, многофункциональное, социальное и целостное образование, в рамках которого интегрирование многообразных компонентов и элементов и их согласованное функционирование позволяет моделировать (проектировать) различные системные образования (система воспитания, воспитательный процесс), создавать условия по эффективному формированию и развитию личности студента, учебных коллективов, а также качественно решать задачи по обучению и профессиональной подготовке в многонациональном вузе [3].

Структура воспитательной системы многонационального российского вуза, включает в себя:

  • компоненты воспитательной системы:
  • системоопределяющий  (основополагающая мировоззренческая идея);
  • системообразующий  (учебная и другие основные виды деятельности);
  • структурообразующий  (связи и отношения между элементами);
  • структурные элементы:
  • базовые модели системных образований (система воспитания, воспитательный процесс, система воспитательной работы, воспитательные технологии);
  • процессы в воспитательной системе;
  • воспитательное пространство вуза (социальная среда, образовательная среда, природно-географическая среда, материальная среда, пространственно-временная среда, социокультурная среда и др.);
  • субъекты и объекты воспитательной системы;
  • функционирование и развитие системы;
  • управление воспитательной системой и ее развитием и др.

Системоопределяющим компонентом воспитательной системы многонационального российского вуза является мировоззренческая идея, суть которой заключается в интеграции усилий всех субъектов и объектов воспитательной системы по созданию в вузе единого, целостного воспитательского пространства, синтезации различных сфер среды (образовательной, социальной, социокультурной, информационной и др.) в единый воспитательный потенциал и использование его в целях формирования и развития личности будущего профессионала. Системообразующим компонентом воспитательной системы многонационального российского вуза является активная, целенаправленная, совместная деятельность субъектов и объектов вуза по реализации основной (ведущей) идеи, целей и задач воспитательной системы, повышение ее эффективности, функционирования и развития в интересах качественного решения образовательных и воспитательных задач вуза. Структурообразующий компонент воспитательной системы многонационального российского вуза предполагает установление многообразных связей и отношений между компонентами и элементами воспитательной системы в целях придания ей высокого уровня функционирования и динамичного развития [2].

Поликультурная воспитательная система – целостное, интегративное, взаимодополняемое и взаимосвязанное явление, в котором актуализируются процессы, пролонгируемые на ступенях образования – развития межкультурных коммуникаций, творческой личностной и профессиональной самореализации, профессиональной культуры и компетенций будущих специалистов; управление качеством воспитания в многонациональном вузе как упорядоченные и структурированные виды деятельности, реализующие специфические функции: моделирование, проектирование, прогнозирование, организацию, руководство, контроль, анализ, обеспечивающие преемственность процесса воспитания и методов регулирования его качеством в многонациональном вузе [3].

 

  1. 1.        Список использованной литературы:
  2. Доклад Н.М. Дмитриева на Всероссийском совещании проректоров по международным связям (ноябрь 2008 г.), проходившего на базе Российского университета дружбы народов.
    1. Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011-2020 гг. htt://www. russia.edu.ru/
    2.  Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. (проект от 04.11.2000г.).
    3. Письменная Е.Е. Учебная иммиграция в Россию: современные тенденции. – М.: «Экономическое образование», 2008. –  148 с.
  1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. – М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - С. 646.
  2. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в России: теоретические и исторические аспекты. Монография. – М.: РУДН, 2010. С.69-75.
  3. Астафьева Л.С. Теоретические основы понятия о «воспитательной системе» – Мат. Междун. н.-практ. конференции: 07-09 июня 2012г./ Под ред. Л.С.Астафьевой; - М.: РУДН, 2012.
  4. Астафьева Л.С. Актуальные аспекты функционирования воспитательной системы многонациональных вузов российской федерации (по результатам исследования) – Мат. Междун. н.-практ. конференции: 07-09 июня 2012г./ Под ред. Л.С.Астафьевой; - М.: РУДН, 2012.
  5. Астафьева Л.С. Воспитательная система многонациональных вузов России (по итогам исследования) – Мат. Междун. н.-практ. конференции: 07-09 июня 2012г./ Под ред. Л.С.Астафьевой; - М.: РУДН, 2012.
  6. Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. - М.,1979. – 427 с.
  1. Кодекс чести РУДН (от 08.02.2008 г.) lib.rudn@gmail.com
  2. Концепция государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена президентом РФ 18.10. 2002 г.).
  1. Проект «Российское образование  - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» (19.12.2008 г.)
  2. Проект концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (от 13.06.12г.)
  3. Рязанцев С.В. Новая концепция миграционной политики России: «прорывные идеи» и просчеты. Мат. Междун. н.-практ. конференции: 07-09 июня 2012г./ Под ред. Л.С. Астафьевой; - М.: РУДН, 2012.
  4. Розин В.М. Образование как синергетическая система // Синергетика и образование. - М., 1997. - С. 77-80.
  5. Материалы портала Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.russia.edu.ru/
  6.  Устав РУДН, от 31.01.2006 (последняя редакция 2008 г.) lib.rudn@gmail.com