Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста

 

ПОД-СЕКЦИЯ 4. Общая и дошкольная педагогика.

Емельянова Н.С.

бакалавр, НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» д/с № 25

 

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста


В современных условиях развития образования резко повысился престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать. А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место  занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Вместе с тем наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.

Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном  и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре. В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для работы нами была выбрана театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду - это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности [2, с. 57].

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики, соответствующей данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, формирование интереса к театрализованным играм, поощрение и развитие стремления детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого. Также такая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам. Этот вид деятельности  оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.

В нашей группе создан театральный уголок, в котором имеются теневой, магнитный, пальчиковый, настольный театры; фланелеграф, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка».

Использование театрализации происходит в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, при  воспитании КГН персонаж - кукла показывает детям, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка - Припевочка из театра «Живая рука» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном поёт колыбельную. Также используем персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

Разыгрываем   для   детей   небольшие   кукольные   спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поем вместе с Колобком его песенку, заканчиваем фразу персонажа «Я мышка - норушка»), дети после представлений берут кукол - артистов, рассматривают, играют с ними.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную деятельность, то есть от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Самым любимым театром для наших малышей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы («Колобок, я тебя съем!»).

Однако, дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления[1, с. 76].

Играя в пальчиковый театр, ребёнок надевает кукол на пальцы и сам действует за персонажа, то есть развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, малыш учится передавать настроение и характер персонажа.

В театре «Варежка» ребёнок пытается оживить своего персонажа словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.

Литература:

  1. Маханева М.Д.  Занятия по театрализованной деятельности в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128с.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126с.