ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Общая и дошкольная педагогика.

Долженко Я.А.

Ульяновский Государственный Университет

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Каждый человек заинтересован в том, чтобы занять достойное место в жизни, чувствовать себя уверенно и защищенно в постоянно меняющемся мире. Все это возможно благодаря знаниям, личным качествам, способностям приобретенным и развитым по мере взросления. И если раньше перед образованием стояла задача привить элементарные навыки грамоты и счета в массовом порядке,  воспитать работника промышленного производства, который бы мог точно следовать инструкциям без  лишней предприимчивости, то современное человечество живет в иной системе ценностей и потребностей, а потому и цели образования сегодня принципиально меняются. 

 Сегодня быстрые социальные перемены, такие как интеграция европейских государств, конкуренция на рынке образовательных услуг, глобализация экономики, информатизация постоянно ставят перед образованием новые проблемы, требуют решения принципиально новых задач. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией в первую очередь школьного образования, поскольку от него зависит очень многое в дальнейшей судьбе человека. Эти вызовы порождают иные  требования к образованию и его результатам: «Развивающемуся обществу - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования» - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ...прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, ... способны к сотрудничеству, ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния и стабильности России». Из приведенной цитаты отчетливо видно, что сегодня необходимо формировать и развивать такие качества и умения личности как: гражданственность, социальную активность и адаптацию, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность и креативность.

А ведь именно эти черты в той или иной мере характеризуют жизнестойкую личность. Так, например, актуализация и развитие жизнестойких качеств предусматривают получение определенного запаса не только нравственных и интеллектуальных сил, но еще и гражданских. Поскольку именно они дают возможность человеку "быть готовым активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу". [3, 13] Так же, согласно Л. Гребневу, развитие гражданственности стимулирует в личности: способность формировать позицию в отношении вопросов общественной жизни; умение соотносить собственные интересы с интересами окружающих; способность и готовность осваивать профессии; способность грамотно организовывать свою деятельность, управлять самим собой и своей жизнью. [2, 5] Таким образом, мы заключаем, что развитие гражданственности  способствует актуализации жизнестойких качеств личности.

Анализ литературы  по обозначенной нами проблеме показал, что жизнестойкость, как черта личности, способствует развитию у нее  адаптационных способностей, позволяющих не просто справляться  с негативными жизненными обстоятельствами, но и видеть в них новые возможности для достижения личностно значимых целей. Присущий же жизнестойкому человеку высокий социальный интерес (чувство общности, солидарности) способствует его максимальной включенности в социальные отношения с окружающими и в жизненные события.[7] Это означает, что должный уровень социальной активности и успешная адаптация в социуме являются спутниками жизнестойких людей.

Поскольку коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим  профессиональные и личные отношения, то, очевидно, она также является своего рода характеристикой жизнестойкой личности. К такому же выводу мы приходим после изучения структуры жизнестойкости, а именно ее психологического компонента, который подразумевает, что жизнестойкость изменяет характер отношений между людьми. Они  более открыты, способны испытывать любовь, устанавливать здоровые отношения с другими, усиливается интерес к миру, окружающим, расширяется понимание бытия. [10]

Развитие жизнестойкости, кроме того, не может происходить без предоставления личности изрядной доли самостоятельности. Данная тема затронута у таких авторов, как М. Гарунова, И. Ковалевского, А. Логиновой, В. Никитаева, Г. Никитиной, Г. Розман, которые выявляют следующие критерии самостоятельности: применение накопленных знаний, проверка своих способностей, приобретение конкретного опыта  в профессиональном и личностном плане, выработка уверенности в своих силах и формирование устойчивых навыков. Развитая на определенном уровне самостоятельность влияет на такой компонент жизнестойкости, как контроль. К такому выводу мы приходим, поскольку, согласно Мадди, данный аттитюд формируется посредствам поддержки инициативы ребенка, а инициативность, как известно,  первое и наиболее важное звено в становлении самостоятельности.

Весьма значимым для изучения понятия «жизненная стойкость» является категория авторства жизни. Авторство собственной жизни в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении – это индивидуальность. И именно в рамках проблемы индивидуальности данная категория развивается в отечественной науке. Наиболее полно понятие индивидуальности разработал Б.Г. Ананьев. Человек в его трудах предстает как биологический индивид, общественный индивид (личность), субъект деятельности, индивидуальность. Индивидуальность ученый связывает с изучением самобытности личности. Развитая индивидуальность позволяет личности полностью опираться и надеяться на свои силы, быть не только свободной и самостоятельной. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком". Этот термин он ввел для обозначения людей, использующих свои способности и таланты, реализующих свой потенциал и движущихся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. [8, 12]

Согласно Мадди, жизнестойкость, помимо основных аттитюдов (вовлеченность, принятие риска и контроль), включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие  и креативность. [14] В этой связи, хочется пояснить, что креативность мы понимаем как черту личности, являющуюся суперпозицией любознательности, развитого воображения, ориентированности на познание сложных явлений и на поиск неординарных путей решения жизненных задач, самостоятельности и настойчивости, отстаивания своих идей, вне зависимости от мнения окружающих и гарантии успеха. Кроме того, необходимо отметить, что экспериментально выявлена  (Дробинина Л.В., 2007) положительная связь компонентов жизнестойкости с показателями опросника Личностной креативности, разработанного Е.Е. Туник.

Таким образом, мы приходим к выводу, что все те качества, которые сегодня необходимо развивать в соответствии с целями, обозначенными в государственном стандарте общего образования, в той или иной мере  соотносятся с характеритиками жизнестойкого человека. Эта идея также подтверждается при детальном рассмотрении результатов  образования. Так, в современной педагогической психологии и дидактике их  рассматривают как развитие в процессе образования мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые определяют   способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач. Для анализа сущности современных образовательных результатов обратимся к их трактовке, данной в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования второго поколения.

Мотивационные ресурсы – это сформированное в процессе образования мировоззрение, ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности; операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности; когнитивные ресурсы – это, прежде всего знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.[9] Планируемое развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности получает отражение в виде личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты формируются в процессе развития в основном мотивационных ресурсов обучаемых, метапредметные – операциональных, предметные – преимущественно когнитивных. Представляется, что совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного подхода как ключевые компетенции.

Метапредметные  результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов межпредметные знания и, главное, универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникационные и др.), применимые как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. К ним, в частности, относятся и умения метапознания: общеучебные умения, умения целеполагания, умения поисковой деятельности, умения самоконтроля и т. д.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального и профессионального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин. Как отмечает А. М. Новиков, до недавнего времени основная цель обучения сводилась к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Но обобщенные результаты выражены в научных знаниях, а вопросы освоения самой деятельности, процесса, способов и средств ее осуществления оставались за рамками учебно-воспитательного процесса.[11] В развитии личности в процессе обучения важнейшим компонентом является овладение процессом, способами и средствами деятельности, а не только усвоение знаний. И учение как процесс состоит в том, что обучаемый не только осваивает конкретные знания, но и овладевает деятельностью. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие, овладение способами предметной деятельности непосредственно связано с формированием практических умений.

Характеристики жизнестойкой личности вовсе не противоречат ожидаемым предметным и метапредметным результатам образования, а скорее являются их разумным следствием. Ведь жизненная стойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов, а без серьезной базы знаний это просто не представляется возможным.  Так же не получится выжить в этом мире, сохранив свое психическое равновесие и успешно адаптироваться в социальной среде не овладев определенными способами действий. И именно в их приобретении  помогут знания, которые растущий человек приобретает, а также книги, путешествия, опыт общения с людьми. Чем он разнообразнее, чем богаче пути познания окружающего мира в детском возрасте, тем увереннее выпускник будет чувствовать себя во взрослой жизни. Кстати говоря, последнее особенно важно для развития такого компонента жизнестойкости как принятие риска. [10]

При всей значимости образованности человека, его интеллигентности особая роль в воспитании личности принадлежит духовности, способности понимать другого, проявлять сострадание, милосердие, веротерпимость, доброту, соблюдать нравственные принципы, обладать внутренним ценностным потенциалом. Именно поэтому особо важными, на наш взгляд сегодня становятся личностные результаты образования.

Личностные результаты – сформировавшиеся у школьника в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, в том числе к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Для понимания сущности личностных результатов важно соотнесение их со структурой личности. Обобщая результаты исследований психологов и педагогов, посвященных структуре личности, В. И. Андреев выделяет следующие качества, на развитие которых должны быть ориентированы новые образовательные результаты:

  • мотивационные качества (выпускник школы должен иметь положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре; он должен быть мотивирован на активную трудовую деятельность и ориентирован на позитивное поведение в обществе);
  • духовно-нравственные качества (это должна быть духовно богатая, гуманная, честная, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, рефлексирующая, справедливая, милосердная, порядочная, самосовершенствующаяся личность);
  • физические качества (это должна быть здоровая, крепкая, энергетичная, спортивная, оптимистическая, способная к физическому самосовершенствованию личность);
  • интеллектуальные качества (это должна быть масштабно мыслящая, творческая, эрудированная, с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная личность);
  • деловые качества (это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, расчетливая, дисциплинированная, ответственная, доводящая начатое дело до конца личность);
  • социальные качества (это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение и активную гражданскую позицию, способная понять другого и уважающая других, бережно относящаяся к гражданским позициям и патриотическая, способная продуктивно и творчески работать в коллективе);
  • общекультурные качества (это должна быть личность, обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической и эстетической культурой). [1]

Проведя теоретический анализ проблемы изучения  жизнестойкости, мы выяснили, что в отечественной психологии жизнестойкая личность понимается как личность зрелая и жизнеспособная. Степень зрелости личности, согласно Б.Г. Ананьеву, характеризуется способностью принимать собственные решения, ее автономностью, целостностью и творческим потенциалом. А вот жизнеспособная личность, по мнению М. П. Гурьяновой есть нравственно-волевой, духовно развитый, физически активный, социально адаптированный, психологически устойчивый человек, обладающий знаниями и способностями, необходимыми для жизни в обществе. Такая личность обладает определенными социокультурными характеристиками (совокупносттью ценностей, потребностей, интересов и мотиваций), которые создают реальные предпосылки для успешного решения жизненных проблем, социального и профессионального самоопределения, достижения позитивных результатов в различных сферах жизни. Жизнеспособная личность  умеет самостоятельно решать проблемы, которыми озадачивает жизнь. Ей также присуща гражданская ответственность.[4]  Необходимо отметить, что выделенные признаки не противоречат результатам исследований жизнестойкости  и более того, при более детальном анализе, видно что понятие жизнеспособности так или иначе соприкасается с авторской точкой зрений С. Мадди и предложенной им модели согласованности: варианта активации. 

Это означает, что, по сути, все планируемые  личностные характеристики выпускника в определенной мере соответствуют характеристикам личности жизнестойкой. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на отсутствие четкой формулировки, государство заинтересовано в получении на выходе именно жизнестойкой личности, поскольку результат воспитания напрямую связан с решением задач повышения социальной эффективности работы государственных организаций и учреждений, частных структур, подъема экономики страны, сокращения расходов на решение социальных проблем, связанных с безработицей, беспризорностью, безнадзорностью, алкоголизмом, наркоманией, проституцией. [6]  А все это будет возможно в том случае, если в стране будет расти число предприимчивых людей, умеющих жить и трудиться в современных условиях рынка. И в конце концов личный интерес каждого человека проявляется в том, чтобы найти себя в изменяющемся обществе, чувствовать себя спокойно и безопасно. А это, как мы показали выше, возможно благодаря знаниям, личным качествам и способностям, составляющим основу жизнестойкого человека.

Литература

  1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационнопрогностический курс: учеб. пособие. – Казань: ЦИТ, 2006.
  2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с. (Из истории отечественной философской мысли)
  3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / Под ред. Д. Н. Фельдштейна. М. : Изд-во Инст-та практ. психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
  4. Глотова Г.А. Базовые жизненные установки как составная часть Я-концепциистудентов вузов / Г.А. Глотова // Материалы IV съезда психологов образования России. М., 2008. - с. 429 - 430.
  5. Горшкова, В. В. Проблема субъекта в педагогике : учеб. пособие к спецкурсу / В. В. Горшкова ; Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Л.: РГПУ, 1991.-77 с.
  6. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. N 1.
  7. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации: дис. ...канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 2008. 142 с.
  8. Известия Ак. Пед. и соц. Наук. Вып. 3: Психология индивидуальности. - М., Воронеж, 1997,
  9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  11. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. – М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
  13. Leary, T. Interpersonal diagnosis of personality / T. Leary. New York, 1957.
  14. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. - 1994. - Oct. - Vol. 63. - N 2. - Р. 265 - 274.