МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПЕРЕХОД ОТ ГЕРМАНСКИХ ТРАДИЦИЙ К АНГЛО-САКСОНСКИМ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

    Надвоцкая В.В.

Доцент кафедры информационных технологий, Алтайский государственный технический университет им.И.И. Ползунова

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПЕРЕХОД ОТ ГЕРМАНСКИХ ТРАДИЦИЙ К АНГЛО-САКСОНСКИМ

 

Модернизация высшего профессионального образования обусловлена не только внутрироссийскими, но и внешними, геополитическими и экономическими реалиями, установившимися на европейском континенте. Гармонизация высшего образования подразумевает формирование единого образовательного пространства, при этом образовательные программы в системе профессионального образования должны учитывать концепции, ценности национальных культур, экономические интересы стран, региональных работодателей. В связи с этим актуально рассмотрение процесса внедрения образовательных стандартов в историческом аспекте образовательных традиций.

Проводя сравнительный анализ национальных систем высшего образования Европы, можно четко выделить сформировавшиеся к концу прошлого столетия две системы образования: англо-саксонская система и германская (австрийская). В исследовании требований к выпускникам используем образовательные стандарты первой ступени направления «Приборостроение» («Electrotechnik und Informationtechnik»). Выпускники данного курса работают во всех промышленных областях и секторах услуг, например, в области классической электротехники, электроники, автомобилестроения, в области автоматизации и медицинских технологий, в машиностроении, робототехнике, в IT- и телекоммуникационной технике как в Германии, в Великобритании, так и в России.

Рассматривая германское образование как систему, можно выделить следующие его особенности - определяющая роль государства в организации и содержании образования на всех его уровнях; Определяющая роль государства в организации и содержании образования на всех его уровнях; приоритет общественных интересов над личными в вопросах обучения и воспитания, т.е. цель образования - создание личности, полезной для общества; традиционный подход к личности как объекту, а не субъекту. Это заметно при сравнении требований к универсальным компетенциям бакалавров в области техники и технологий немецких образовательных стандартов (они представлены в балльной системе). Наивысший балл (10) имеют следующие компетенции - умение вести расчеты, логическое мышление, техническое мышление, готовность к достижению цели, выдержка (способность к перегрузкам), надежность, точность, ответственность. Компетенции же, относящиеся к развитию личности и социализации, такие, как готовность к компромиссу, инициатива, самоуважение оценены в наименьший балл (3).

В англо-саксонской традиции изначально был взят курс на определение YQ и на способности к творчеству, назначением высшего образования которой являются следующие моменты: рассматривать человека как главную цель образования и вкладывать деньги в человеческий капитал; учить его учиться и самостоятельно искать знания; учить самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, проекты, замыслы и нести за них ответственность; учить сохранять и развивать индивидуальность при широкомасштабной специализации. Сказанное означает, что англосаксонская высшая школа – инновационно-исследовательская, при этом практическая подготовка ложится на колледжи и лицеи.

В универсальных компетенциях бакалавра инженерного направления Великобритании серьезный акцент сделан на самостоятельную работу студентов, на способность к самообучению и умение добывать знания без помощи преподавателя, равно как и на навыки межличностного общения, относящиеся к способности взаимодействовать с другими людьми и работать в команде.

В России со времен Петра I была взята за основу немецкая научная база, где знания были фундаментом обучения: знать, чтобы уметь делать что-либо на типовом уровне, т.е. по алгоритму. Если же требовались умения выше типовых, то это уже рассматривалось как профессиональное мастерство, которое приобреталось индивидуально в процессе профессиональной деятельности. Отсюда и главные аспекты российского традиционного образования:

-  рассматривать человека не как субъект жизнедеятельности, а как ресурс и средство решения народохозяйственных задач;

-  транслировать знания, а не помогать ему учиться;

-  учить решать поставленные кем-то извне задачи;

-  учить быстрой специализации и профессионализации любой ценой вплоть до полного нивелирования индивидуальности («инициатива наказуема», «не высовывайся» и пр.)

Чтобы исключить механический опыт перенесения европейских методик в процесс модернизации образования в России и сохранить национальные традиции в лучшем их понимании потребовалось коренное изменение отечественной образовательной культуры, т.е. построение системы организации социального партнерства в области профессионального образования в рамках трех полноправных участников: государство, предприятие отрасли и вуз.  Чтобы приблизить разработку перечня компетенций для российских бакалавров к европейским стандартам, кафедра информационных технологий Алтайского государственного технического университета опиралась на мнение региональных работодателей, поскольку от учета их требований зависит профессиональная мобильность и трудоустраиваемость выпускников. Следуя этим курсом в рамках социального партнерства был внедрен образовательный стандарт направления «Приборостроение», включающий в себя две категории компетенций. Профессиональные компетенции основаны на немецкой традиции фундаментальности, а группа общих компетенций сформирована по результатам исследований потребностей работодателей, выпускников направления с разным стажем работы и педагогов.

Анализ мнений групп респондентов выявил следующие основные требования к молодым специалистам: общая способность к участию в технологическом процессе, умение выбрать оборудование и осуществить оценку качества выпускаемой продукции согласно современным стандартам менеджмента качества, метрологическую аттестацию и сертификацию продукции, анализ поставленной задачи с изучением информации, в том числе с патентным поиском, умение конструировать в стандартных пакетах автоматизированного проектирования и навыки разработки и отладки программ (баз данных), готовность молодого специалиста самостоятельно обучаться, профессионально расти и быть гибким при смене профиля деятельности, способность и готовность формировать, преобразовывать, передавать информацию с использованием приборов, систем и комплексов; также ценятся творческое начало, гибкое нешаблонное, интуитивное мышление работников, умение работать в команде, владение иностранным языком, деловые коммуникации; важна этическая составляющая профессиональной подготовки и стремление к здоровому образу жизни.

Таким образом, можно сказать, что требования работодателей по отношению к будущему работнику не сведены к выполнению определенных функций на рабочем месте, а включают в себя и анализ выполняемой работы, свое видение, способность к участию в технологическом процессе в целом на предприятии, т.е. аналитическое мышление, самостоятельная работа с информацией, самообучение и, особенно, творческие способности выпускников. Это говорит об отходе российского общества в целом от немецких образовательных традиций. А поскольку британская система образования основана на побуждении человека к самостоятельному поиску знаний, на индивидуальность личности, на экстравертность этой личности, то правильно будет сказать, что модернизация российского образования как следствие развития общества является естественным переходом от немецких образовательных традиций к англо-саксонским.