ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

 

 

ПОД-СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

 

 

Дзюба Леся Григорьевна

Аспирант кафедры естественных и математических дисциплин

Полтавского национального педагогического университета имени В.Г.Короленка

 

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

 

В современном обществе применение новых информационных технологий происходит уже в начальной школе. Это не только технические средства обучения, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Ознакомление учащихся с информационно-коммуникационными технологиями происходит в начальной школе, требует подготовки специалистов, которые бы сочетали специфику работы с младшими школьниками и обладали информативным материалом, имели основы необходимых знаний и личный опыт практического использования компьютерных технологий, общекультурную и методическую подготовку. Важным вопросом в подготовке будущих учителей информатики можно назвать их готовность к профессиональной деятельности, в частности к ознакомлению учащихся с информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому возникает потребность в исследовании вопроса готовности будущих учителей информатики начальной школы к ознакомлению учащихся с ИКТ.

По мнению ученых К. Новаковой, А. Линенко, В. Сластьонина, готовность будущего учителя к профессиональной деятельности проявляется как личностное образование, обеспечивает внутренние условия для успешного выполнения этой деятельности. Поэтому профессиональную готовность учителя начальных классов необходимо рассматривать как сложную структурную составляющую личности педагога, которая включает в себя психолого-педагогическую подготовку, при которой сформированы необходимые знания, умения и навыки, устойчивое стремление к педагогической деятельности.

Сформировать соответствующий вид готовности, значит, сформировать цели, мотивы, потребности будущих учителей начальных классов в ознакомлении младших школьников с ИКТ, выработать систему знаний, умений, навыков и формы их применения, сформировать и развить педагогические способности, необходимые для ознакомления учащихся начальной школы с ИКТ.[ 3, c.75]

Готовность учителя включает в себя компоненты, критерии и уровни. Эти основные характеристики готовности будущего учителя определяют дальнейшее качество и профессиональную направленность будущего специалиста.

Выделяют следующие компонентов готовности будущих учителей:

1. Мотивационный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам педагогической деятельности.

2. Когнитивный - связан с познавательной сферой человека. Он представляет собой совокупность знаний, необходимых для продуктивной педагогической деятельности.

3. Операционный - совокупность умений и навыков практического решения задач в процессе педагогической деятельности.

4. Личностный - совокупность личностных качеств, важных для выполнения профессиональной деятельности.

Структура готовности ознакомления младших школьников с ИКТ может быть представлена также как совокупность следующих компонентов:

• профессиональная пригодность;

• профессиональная подготовленность;

• личностные характеристики учителя;

• профессиональная компетентность педагога.

Опираясь на опыт многих ученых критерии определяются как признаки, по которым происходит оценка уровня функционирования и развития. К основным критериям готовности будущих учителей информатики начальной школы можно отнести стимуляторно-побудительный, информационный, операционно-деятельностный, творческий, личностно-ценностный, результативно-рефлексивный [1, c.128]. Одним из основных компонентов готовности будущего учителя информатики начальной школы к ознакомлению учащихся с ИКТ является определения уровня сформированности готовности. Учеными выделяются такие уровни:

• Адаптационный (начальный) характеризует учителя, который обладает низким уровнем знаний по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам; отсутствием самостоятельности в учебной деятельности; слабым уровнем контроля, самоконтроля и коррекции собственной профессиональной деятельности; проявлением недовольства выбором профессии, слабым уровнем осознания целей сформированности будущей профессиональной деятельности.

• Элементарный (средний) уровень проявляется пассивным отношение к профессиональной деятельности; фрагментарными и несистематическими знания из специальных и психолого-педагогических дисциплин; недостаточными умениями использовать имеющиеся знания для формирования профессионального становления;

• Частично-поисковый (достаточный) уровень отличается эмоционально-положительным отношением к профессиональной деятельности; ярко проявляются знания из специальных и психолого-педагогических дисциплин, активность в их дальнейшем овладевании; прогнозирование, способность оценить и откорректировать свою профессиональную деятельность; способеность к саморазвитию и самодиагностике; самооценка собственных возможностей не всегда адекватна.[2, c.84]

• Творческо-исследовательский (высокий) уровень характеризуется четким положительным отношение к профессиональной деятельности; умением находить решения в нестандартных ситуациях; высоким уровнем знаний по специальным и психолого-педагогических дисциплин; потребностью в педагогическом самосовершенствованию и развитию личности, углублении теоретических и методических знаний; адекватной самооценке и высоким уровнем самостоятельности.

Итак, можно сделать выводы, что под формированием готовности педагогов к ознакомлению учащихся с информационно коммуникационными технологиями понимают процесс целенаправленного развития в условиях современного образования всех сторон и качеств личности, которые составляют готовности к данной деятельности.

Проблема готовности будущих учителей информатики начальной школы к ознакомлению учащихся с ИКТ недостаточно разработана и требует дальнейшего исследования и поиска оптимальных путей ее формирования.

Литература:

1. Барбина Е.С. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя / Е.С. Барбина // Сборник научных трудов: Педагогические науки. – Вып. 27. – Херсон: Издательство ХГПУ. – С. 96–99.

2. Глузман А.В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и путь исследования [монография] / А.В. Глузман. – М. : поисково-издательское агентство, 1998. – 252 с.

3. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1976. – 176 с.