Методика формирования медиакомпетенции студентов вуза

 

Гончарова Татьяна Михайловна

Челябинский государственный педагогический университет

Методика формирования медиакомпетенции студентов вуза

 

При создании комплекса педагогических условий, способствующих повышению уровня медиакомпетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки, мы учитывали следующее: социальный заказ общества высшей профессиональной школе; специфику учебно-воспитательного процесса в вузе и возможности его использования для формирования исследуемых умений; ведущие идеи  компетентностного, семиотического и партисипативного подходов; специфика разработанной нами модели; обусловленность культурными и историческими факторами.

Нами выявлен следующий комплекс педагогических условий успешной реализации модели  формирования медиакомпетентности студентов вузов, содержащий три блока и реализующий компонентный состав разработанной модели:

1. Мотивационно-ценностный блок - создание мотивации достижении
у студентов вуза в процессе учебной деятельности, использование
воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценно-
стных ориентаций.  Главным мотивационно-ценностным условием успешной реализации практико-ориентированной модели формирования медиакомпетентности студентов вуза является создание мотивации достижения у студентов вуза в процессе учебной деятельности.

      К педагогическим средствам создания мотивации достижения, оптимальным в русле исследуемой нами проблемы, можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). Для обучения необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный в данных условиях результат в развитии мотивации [1]. Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у студентов новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. Студенты сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает  мыслить, вызывает интерес к предмету.

       Воспитание в условиях доминирования медиаконтента происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем,  что имеет принципиальное значение для формирования системы ценностей.

С учётом этого нами осмыслены пути развития ценностных ори­ентации в условиях доминирования медиаконтента. Вслед за осно­воположником медиапедагогики Л. Мастерманом [2], мы полагаем, что в первую очередь необходимо научить студентов по­нимать, кто и зачем создаёт то или иное медиасодержание, на какой эффект воздействия, влияния оно рассчитано.То есть, использование воспитательного потенциала медиакон­тента в развитии ценностных ориентации предполагает в первую очередь формирование критического мышления и так называемой «критической автономии» аудитории. Критическое мышление по отношение к медиаконтенту - сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку функционирования медиа в социуме и медиаконтента в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозирова­нием в медийной сфере [3].

2. Содержательный  блок включает в себя разработку и внедрение в образовательный процесс высшей школы учебного курса  по выбору студентов "Основы современного медиазнания»). Этому курсу, разработанному нами,  в образовательном процессе высшей школы отводится  генерализирующая роль в процессе формирования   медиакомпетенции  будущего специалиста. Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами  общекультурного блока, а также с дисциплинами предметной подготовки. Таким образом, этот курс способствует обобщению полученных знаний в области медиакомпетенции в рамках изучения вышеназванных дисциплин, он закладывает основу профессионального роста будущего специалиста.

Общий объём курса по выбору «Основы современного медиазнания» составляет 26 часов аудиторных занятий для студентов 2 курса (2 семестр), которые распределены на 13 недель: 1 занятие в неделю по 2 часа, всего 26 часов. Теоретические занятия занимают 13 часов, практические – 13 часов. Практические занятия должны быть организованы по ходу изучения теоретического материала спецкурса.  При этом практическая работа проводится после изучения соответсвующей темы или предшествует ее изучению. Подобные структурные изменения могут быть внесены самим преподавателем.

Содержание предлагаемого курса составили следующие разделы:

1.             Современные медиа. Общие сведения, классификация, структура. Их роль в жизни общества и профессиональном становлении личности. История создания медиа: от наскальных рисунков до посткомпьютеров – айпадов. Лекция -  2 часа.

2.             Проблемы использования медиатехнологий на современном этапе. Пропаганда, реклама, НЛП-технологи, компьютерные тролли и боты, мошенничество, плагиат  и другие особенности работы с медиа. Лекция - 2 часа, практическое занятие -  2 часа.

3.             Компьютерные и видео презентации как  эффективное средство представления информации. Лекция - 1 час, практика - 2 часа.

4.             Голосовое и видеообщение в интеренете: лучший способ обмена необходимой профессиональной информацией. Лекция - 1 час, практика -1час.

5.             Все информационные возможности электронной почты, ICQ и социальных сетей. Лекция - 1 час, практика  - 2 часа.

6.             Форумы, чаты и блоги как средство профессионального роста. Лекция  - 2 часа, практика – 2 часа.

7.             Правила общения в сети: сетикет, специфический язык сети, сокращения и аббревиатуры,  смайлы. Лекция – 2 часа, практика – 2 часа.

8.             Информационные интернет-ресурсы: как искать, находить и размещать необходимую профессиональную информацию. Лекция – 2 часа, практика – 2 часа.

Логика изучения каждого раздела включает в себя: проблемный вопрос, который задавался в начале занятия и определял его канву; изложение преподавателем сущности вопроса; совместный поиск решения медиазадач.  Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экза­мен, тест), так и портфолио студента, т.е. совокупность самостоя­тельно выполненных работ (рефераты, от­четы об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных дос­тижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопи­тельной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки студента.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения курса по выбору студентов «Основы современного медиазнания» сле­дующие:

—     личностно-актуальная и социально значимая тематика;

— поддержка базовых курсов, а также возможность для углублен­ной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

— опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям студентов, а также адекватные бу­дущей профессиональной деятельности;

— включение студентов в теоретически обоснованную практиче­скую деятельность, соответствующую профилю обучения;

— обеспечение формирования и развития общеучебных, интел­лектуальных и организационных способностей и навыков;

— система диагностики и оценивания, стимулирующая стремле­ние к личностному росту и профессиональному саморазвитию.

3.  Процессуально-технологический блок включает в себя применение партисипативных методов и игрового менеджмента в процесс медиаобучения. Применение партисипативных методов способствует повышению результативности обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины ее переработки, за счет «пропускания ее через себя», за счет обмена интеллектуальными и духовными ценностями.  В тоже время применение игрового менеджмента в процессе медиобучения данные способствуют  развитию коммуникативных  умений и навыков,  в том числе благодаря работе с медиасредствами, активизации мышления студентов вуза, повышению их компетенций в профессиональном плане. В результате проведения игровых занятий студенты учатся общаться, принимать участие в дискуссии, работать с медиасредой, не боясь при этом делать ошибки. По данным проведенного нами исследования  применение игровых технологий в процессе формирования медиакомпетенции студентов вузов  способствует развитию письменных, устных и медийных видов деятельности студентов; стимулированию их мотивации и интереса; поддержанию и усилению медиазнаний; саморазвитию или развитию благодаря другим участникам, в том числе и в медиасреде.             

Литература:

  1.  Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов /  Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев, В.К.Розов и др. под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
  2. Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. / И.Л.Плужник – Тюмень,2003.-46с. 
  3. Педагогическая компетентность  и инновационная деятельность в обновляющемся образовании / сост. Н.Н.Лобанова. Б.И.Любимов. – СПб.: ИОВ,1993. – 105 с.