УЗБЕКСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 2. Государственное управление.

 

Амонов М.О.

аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

 

УЗБЕКСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

В настоящее время рыночные отношения являются основной формой существования мировой экономики. Мировой опыт и опыт Узбекистана указывают на то, что рыночная экономика развивается по объективным законам, зависящим от созданных условий, позволяющих обеспечивать ту или иную степень развития.  

В процессе внедрения рыночной экономики, учитывая исторически сложившиеся духовно-культурные ценности, традиции, обычаи и прочие специфические явления, Узбекистан разработал собственную программу перехода к рыночной экономике.  Основные принципы его экономического развития изложены в работе президента республики И.А. Каримова [3] «Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения», «Узбекистан - свой путь обновления и прогресса» и в его выступлениях, которые отражены в законах, принятых парламентом республики.

Присоединяя мнение Д. Файзуллаева [7], переход к рыночной экономике реализуемый в Узбекистане, интегрировал положения нескольких моделей экономических преобразований таких как, программы перехода к рынку разработанные союзным правительством в 1989 - 1990 гг.; китайские модели реформ, предусматривающие создание двухсекторной модели смешанной экономики; российской модели либерализации и разгосударствления экономики с отказом от централизованного планирования и упором на монетаристскую политику; турецкой модели, проявляющейся в активной поддержке государством развития предпринимательской деятельности и рыночных отношений; немецкой модели, социальная защита населения.  

   Становление рыночной экономики в Узбекистане, оценивая принятые за прошедшие два десятилетия меры и достигнутые результаты, можно проследить по этапам реформ. Учитывая мнения узбекские учёных-экономистов в сфере государственного регулирования экономики и поддержки предпринимательства в Узбекистане, таких как Абатуров В. [1],   Зайнутдинов Ш.Н. [2], Рахматов М.А. [6], Хаджимуратов А.А. [8],  Шарифходжаев М. Ш. [9], на наш взгляд, этапы формирования и развития рыночных отношений в республике можно разделить в следующем порядке:

Первый этап, формирования и становления рыночные отношения (1991–1995). На этом этапе приоритетом экономической реформы было максимально возможное сдерживание падения уровня внутреннего потребления и использования производственных мощностей страны. Все усилия правительства были нацелены на стабилизацию экономики, создание законодательной базы для рыночных отношений, а также создание необходимой инфраструктуры на переходе к рынку.  

В короткий срок была сформиро­вана система внешнеполитических связей. Эта работа была направлена на создание новых основ взаи­модействия и сотрудничества со странами-партнерами по бывшему СССР, а также налаживание кон­тактов дальним зарубежьем и международными организациями. В 1992 года Узбекистан стал полноправным членом ООН.

 Было важным не потерять старые производственные связи отечественных предприятий со смежными предприятиями в странах  СНГ,   было вынужденным сохранение Узбекистана в рублевой зоне. Однако, по мере выхода других республик из рублевой зоны,   вызвало гиперинфляцию. В этот период в стране не хватило производственных товаров для удовлетворения внутренних потребностей, приток рублевой наличности и инфляции спровоцировал дефицит на потребительском рынке.

В 1993 году Узбекистан начал реализацию денежной реформы путем введения промежуточной расчетной единицы – сум-купона. Уже в июле 1994 года он был заменен на полноценную национальную валюту – сум.  Была создана необходимая законодательной база для формирования и развития частной предпринимательской деятельности, малое предпринимательство было определено в качестве фундамента для экономики Узбекистана.  

 С 1992-1993 гг. была осуществлена малая приватизация -  приватизация жилищного фонда, предприятий торговли, местной промышленности, сферы обслуживания и системы заготовки сельскохозяйственной продукции, 1993-начало 1994 гг. отдельных средних и крупных  легкой, местной промышленной, транспортной и строительных предприятий; начало 1994 г. - середина 1996 г.  подготовительный этап к массовой приватизации; середина 1996 г. - после формирования необ­ходимой правовой базы  начался «массовая приватизация» [6, с. 207].  

В этом этапе преодолены тяжелые последствии командно-административной системы и удалось добиться экономической устойчивости. А также, заложен фундамент для формирования рыночных отношений, в том числе, правовые основы рыночных отношений.  

 

Второй этап, оздоровления  экономики  (1996-2003). Государство проводило по­литику в следующих направлениях: определённые в качестве приоритета ряд отраслей были защищены от внешней конкуренции при помощи  тарифных и нетарифных барьеров; коммерческим банкам для приоритетных отраслей экономики выделялись льготные кредиты. Инфляция снизалась но, осталось высокой для развивающихся стран.

  Существенное снижение импорта стратегических товаров позволило высвободить значительные валют­ные средства, которые впоследствии были направлены на наращивание импорта инвестиционных товаров. Соответственно, это ускорило переход экономики к рынку (рис 2).      

В короткие сроки была достигнута самообеспеченность по зерновым и энергетическим ресур­сам. Был запущен завод по про­изводству автомобилей.  Эти и другие меры, принятые государством, позво­лили преодолеть спад и  достигнуть экономического роста в 1996 году в размере 1,7% (рис. 1).

 С 2000 года приватизация предприятий осуществлялась на основе ин­дивидуального подхода. В целях создания наиболее благоприятных условий для инвесторов часть средств, поступающих от реали­зации государственных предприятии, возвращалась предприятию для последующего инвестирования в развитие про­изводства, в некоторые случаях приватизация состояла только от обязательства направления капитала на развитие предприятий.

Помимо этого, началось форми­рование отраслевых государствен­ных компаний, которые позволяют государству через косвенные пути, избежав прямого государственного вмешательства в деятельность предпринимательств, совершенствовать экономику, улучшать состояние инфраструктуры и создавать конкуренцию. В частности, нацио­нальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари»,  государственному концерну нефтяной и газовой про­мышленности «Узбекнефтегаз», национальной компании «Узбектуризм», «Дори-Дармон» (Фармацевтика),  Узавтосаноат (автопромышленности),  Узбекенгилсаноат (легкий промышленности) и др.

                Третий этап – Высокий темп роста экономика, модернизация и наращивание конкурентоспособности (с 2006). Начиная с 2006 г. в стране наблюдался высокий темп роста ВВП, составляющий среднем 8% в год. На этом этапе правительство сфокусировало свои усилия на стимули­рование развития и качественном росте частного бизнеса. Для этого был принят ряд мер по либерализа­ции предпринимательской деятель­ности и повышению роли частного бизнеса в макроэкономике:

  • снижение администра­тивного вмешательства государ­ственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов;
  • расширение доступа к финансо­вым ресурсам и инвестициям, в том числе совершенствование льготного кредитования биз­неса;
  •  создание и совершенствование институтов поддержки и защиты предпринимательства;
  • усовершенствована система корпоративного права и управления и т.п.

                   В результате возросла защищен­ность акционеров, ответственность и подотчетность исполнительных органов хозяй­ственных обществ перед наблюда­тельными советами, собраниями акционеров. 

На данном этапе произошли се­рьезные структурные изменения. Сельское хозяйство, которое пре­жде являлось самой крупной отрас­лью и занимало большую часть в ВВП, в частности экспорт хлопка, в настоящее время не является превалирующим в доле ВВП. За последние 20 лет с 1991 по 2011 годы доля хлопка в общем объеме экспорта значительно снизилась и составляла  9% общего объема экспорта (2011 г.), наоборот, в экспорте возросла доля энергоносителей, продо­вольственных товаров, химической продукции и пластмасс, машин и оборудования. Сама структура экономики стала более диверсифицированной.

С 1998 года экспорт Узбекистана превышает импорт. И если в 2001 году сальдо внешнеторгового ба­ланса составляло всего 33,5 млн. долларов США, то в 2011 году - 4517,3 млн. долларов США, при этом в общем объеме внешнеторгового оборота 25537,1 млн. долларов США [5]. 

  Эти изменения — рост доли промышленности и услуг в струк­туре ВВП, а также диверсифи­цированная структура в экспорте  являются главным достижением Узбекистана на этом этапе. Благодаря им было снижено негативное влияние на экономику Узбекистана со стороны внешних угроза, таких как продо­вольственный, энергетический, а позже и глобальный финансово-экономический кризисы, Узбекистан себя полностью обеспечил с зерном, нефтью, газом и другими стратегическими товарами.

  В результате  формирование экономики к переходу на рыночные отношения настолько себя оправдало, что можно следить по отношение долю в формировании ВВП между частным и государственным секторами экономики (рис. 3).  

 

 Здесь надо учитывать, что деятельность фермерских хозяйств формируется исходя из государственных контрактов, что служит стимулирующим фактором для деятельности предприятий.

Снижение налоговой ставки сопровождается высокими темпами развития деятельности предприятия, налоговое бремя 2010 году  составляло 21,9% к ВВП, против 1993 г. 45% к ВВП [5].

Однако, учитывая сложившую ситуацию на мировом рынке и исходя из возможностей экономики Узбекистана, на наш взгляд для совершенствования системы государственного регулирования экономики и поддержки предпринимательства необходимо выполнение огромной работы по по­вышению качества и эффективности в следующих направлениях:

  • совершенствование системы образования – для обеспечения квалифицированными кадрами экономики страна;
  • улучшение системы информатизации – для улучшения обмена информации среди хозяйствующих субъектов;
  • внедрение инноваций – обновление и адаптация новейших инновационных технологий в процессе функционирования систем хозяйствующих субъектов;
  • усовершенствовать эффективное функционирование рыночных институтов;

 

 

Литература

  1. Абатуров В. Эпоха перемен //Экономическое обозрение/ №7-8 (141) 2011. С. 52-58.
  2. Зайнутдинов Ш.Н. Концептуальные основы экономического развития в трудах Ислама Каримова 2011. http://fikr.uz/posts/1066.html 
  3. Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения Т.: 1993. – 122 с./ Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т.: «Узбекистон» 1992. – 72 с.
  4. Материалы Всемирного Банка http://web.worldbank.org/ 
  5. Материалы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике http://www.stat.uz/index.php
  6. Рахматов М.А. «Государственное регулирование становления и функционирования предпринимательства». Диссертация на соискание ученой степен доктора экономических наук СПб. 1997. – 318 с.  
  7. Файзуллаев Д. Политика, Экономика Узбекистана. Принцип постепенности //Азия и Африка сегодня 2004.03.31 C. 15-19.
  8. Хаджимуратов А.А. Становление предпринимательства в Узбекистане. СПб. Изд. СПбГУЭФ. 1996. – 253 с.
  9. Шарифходжаев М. Ш., Рахимов Ф. Х. Человек, определивший эпоху. Научно-публицистический образ независимого Узбекистана. М.: Труд. 2004. – 129 с.