КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В РЕШЕНИИ ОБРАЗА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5. Проектирование.  

         Бондаренко Б. К., аспирант,

Харьковская государственная

академия дизайна и искусств

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В РЕШЕНИИ ОБРАЗА

ШОУ-РУМОВ (НА ПРИМЕРЕ АВТОСАЛОНА INFINITI)


Автомобильный бренд Infiniti появился в 1989 году, и длительное время был официально представлен только на рынке США. В середине 80-х годов XX века компания Nissan Motor, приняла решение о разработке моделей для новой группы клиентов, для которых приоритетными, кроме утилитарных качеств автомобиля, были его мощность и удовольствие от вождения. Тогда и была создана марка Infiniti.

В переводе Infiniti – значит «бескрайний, беспредельный, безграничный».  В этом определении заложена философия бренда: постоянное движение вперед, стремление к вершинам, инновациям, новым достижениям. Не менее интересен и девиз компании - «Inspired Perfomance» - Исполненный Вдохновения. Infiniti это не просто средство передвижения - это автомобиль, призванный покорять. Эксклюзивное техническое наполнение в синтезе с броским экстерьером составляют имидж Infiniti и подчеркивают статус его хозяина. По мнению Франсуа Бэнкона (Francois Bancon), генерального менеджера, отвечающего за вопросы исследований и высоких технологий «… он (автомобиль, прим. автора) призван выделить своего владельца на дороге, показать, что это прогрессивный, уверенный в себе человек, не такой как все» [1].

Бренд-символ Infiniti представляет собой овал с вершиной треугольника внутри, обозначающей дорогу, исчезающую в бесконечности. Это символ постоянного стремления создавать автомобили, конкурентоспособные на любом рынке, и обеспечивать высочайшую степень удовлетворения клиентов.

На сегодняшний день автосалоны Infiniti строятся в соответствии со стандартами визуальной идентификации IREDI (Infiniti Retail Environment Design Initiative, англ., инициативы в дизайне торговой среды, пер. автора), которые были разработаны в США и применяются для оформления всех новых центров Infiniti в глобальном масштабе. Фирма  Lippincott & Mercerти (Нью-Йорк, США), разработала стандарты дизайна (IREDI) для представления потребителям легко узнаваемого имиджа бренда в среде розничной торговли [2].  В 2005 году был проведен редизайн архитектуры и дизайна интерьеров автосалонов, поскольку бренд Infiniti был создан еще в ноябре 1989 года. Новая концепция IREDI создает совершенно особенный, оригинальный дизайн фирменной розничной торговли, который может быть применен к новым и уже существующим салонам Infiniti.

Стандарты IREDI определяют требования внешнего и внутреннего оформления салона и станции техобслуживания. Они направлены на создание "чувства бренда" благодаря атмосфере современной роскоши, обеспечивающей безупречный комфорт. В новых центрах Infiniti ощущения каждого гостя должны максимально соответствовать ценностям самого премиум-бренда, отраженным в продукции Infiniti и в философии заботы о клиентах - "Программе привилегированного обслуживания Клиентов".

Выразительные линии, полупрозрачные стены, натуральные материалы — все это призвано подчеркнуть стиль бренда Infiniti и создать для клиентов особую атмосферу современной роскоши. Это составляет основу бренда и всех продуктов Infiniti. Дилерский центр Infiniti — это место встречи покупателя с брендом, и в каждом  новом автосалоне создается особая атмосфера гостеприимства Infiniti, демонстрирующая дух бренда — волнующий и эмоциональный, позволяя встретить клиента на самом высоком уровне.

По словам Питера Диксона, креативного директора фирмы Lippincott & Mercer, занимавшейся редизайном, “знакомство с люксовым брендом для покупателя начинается еще на подъезде к автосалону. На ощущения клиента влияет то, как  расположен дилерский центр, как выглядит здание, как оно вписывается в окружающий пейзаж. Наша концепция – воздушное сооружение из полупрозрачного стекла. Особенно впечатляюще оно будет выглядеть в темноте – подсвеченное изнутри»[3]

Композиция фасада строится по принципу асимметрии. В большинстве сооружений (Лидс, Стокпорт, Глазго (Англия), Орландо, Денвер, Флорида (США), Ричмонд (Британская Колумбия) (Рис.1), Москва (Россия) главный фасад формируется слегка выгнутой стеклянной плоскостью, завершение которой очерчено по плавной дуге. В его решении доминирует горизонтальная составляющая, определяемая прямоугольниками членений, делящими стеклянную плоскость фасада.

 

 

Рис. 1 Автосалон Infiniti в Ричмонде (Британская Колумбия)

Входная зона расположена ассиметрично, относительно центральной оси и воронкообразно утоплена внутрь архитектурного объема, как бы приглашая только посвященных в мир автомобильной роскоши. Поверхности стен у входа облицованы деревом или натуральным камнем, контрастирующим с стеклянной поверхностью  фасада. Важную роль на фасаде играет эмблема логотипа,  определяющая бренд. Расположенная на стеклянной поверхности, она легко читаема как в дневное время, так и ночью, когда пространство шоу-рума подсвечено изнутри.

Интерьеры дилерских центров Infiniti не похожи на стандартные автосалоны. Их дизайн решен таким образом, чтобы среда создавала впечатление художественной галереи, некого арт-салона, в котором продаются эксклюзивные вещи, которыми и являются автомобили бренда.

В пространстве интерьера четко обозначено несколько функциональных зон. Однако, принципиальным в его решении является создание открытого целостного пространства. Через входную группу посетитель попадает в вестибюльное пространство «лобби», с  естественным светом и высокими потолками, где ключевым является создание у каждого посетителя чувства тепла и уюта уже в момент входа. Здесь каждого клиента встречают как будущего хозяина Infiniti, и стараются  понять его потребности, прежде чем проводить в лаунж-зону с  закусками и первоначальной информацией об автомобиле.

Лаунж-зона –представляет собой прямоугольник,  находящийся на главной композиционной оси пространства автосалона и фланкируемый менеджерской стойкой. По замыслу дизайнеров, эта зона должна создавать впечатление домашнего уюта, поэтому  композиционное решение строится на контрасте между выставочной частью - так называемой галереей и лаунж-зонойПрием контраста выражен в разномаштабности зон салона, текстуре и фактуре выбранных материалов и цветотональном  решении. Для создания атмосферы камерности уровень потолка значительно понижен и его плоскость, переламываясь, становится вертикальной поверхностью менеджерской стойки, продолжаясь в поверхности пола. При этом создается иллюзия целостности горизонтальной поверхности пола и вертикальной стенки за счет единства выбранных материалов: коричневого дерева (бук) или камня. Поддерживают заданное настроение комфортные кожаные диваны и кресла, расставленные группами на ворсовых шерстяных коврах. В ряде случаев дизайн мебели авторский, так в салоне в Берлине (Германия), это работа дизайнера Walter Knoll. Интерьер  дополняют встроенные ЖК-панели. На них транслируются программы о природе, показы мод мировых кутюрье и рекламные ролики Infiniti. Огромный экран, известный как I-View, используется для помощи клиентам в выборе модели и оборудования, с 3D представлением автомобиля, где можно визуализировать внутренние варианты отделки, цвета и колес, прежде чем остановиться на их окончательном выборе. 

Следующий, закономерный этап знакомства клиента с брендом Infiniti происходит в зоне, именуемой "галерея", наполненной светом за счет сплошного фасадного остекления.  Контраст восприятия, по сравнению с зоной лаунжа, происходит благодаря яркой освещенности пространства и обязательного использования светлой керамической плитки для пола в зоне, где подчеркнуто отдельно представлены автомобили.

Вдоль стены выставочного зала расположены менеджерские комнаты. Они проектируются достаточно просторными, чтобы клиент чувствовал себя максимально комфортно и отделены от основного зала стеклянными перегородками. Это не случайно – в здании практически нет дверей. Таким образом компания реализует один из элементов своей глобальной концепции: максимальное приближение клиента к персоналу компании.

Важная роль отведена искусственному освещению  салона: в зоне лаунжа – это мягкий рассеянный свет, в зоне галереи – яркий, акцентирующий внимание. Салон освещается 24 часа в сутки, беспрерывно являя миру автомобиль как произведение искусства.

Таким образом, ведущим композиционным средством в решении архитектуры и дизайна интерьера шоу-рума Infiniti является прием контраста  - материалов, масштаба, освещенности – для формирования образа изысканности и эксклюзивности, что является характерным для этого автомобильного бренда.

 

Источники:

  1. Мировая премьера концепта Infiniti ETHEREA на автосалоне в Женеве [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.dailycars.ru/cars/ Infiniti/ etherea 1. html  
  2. Infiniti. Опережает время [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http//www.adme.ru/business/ Infiniti-operezhaet-vremya-tbwa-61285
  3. Infiniti: массовый престиж [Электронный ресурс]  - Режим доступа:  http://www. autoreviev/ru/archive/2006/09/ Infiniti/