ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Социальные структуры и социальные отношения

Бабич И.Н.

Кандидат педагогических наук,

Межрегиональная общественная организация

«Женщины в науке и образовании»,  г. Москва

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

На состоявшейся в Институте философии РАН Всероссийской научной конференции «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе» (Москва, март 2012 г.) участники конференции обсуждали вопросы, связанные с современным пониманием феномена сознания в философии, когнитивной науке и дисциплинах гуманитарного профиля. Сегодня в когнитивной науке продолжают доминировать функционалистские - как редукционистские, так и нередукционистские подходы к объяснению сознания, а также информационные подходы.

Представляя в общих чертах, как может проходить развитие структуры от простой к сложной, заведующий сектором информатики и биофизики сложных систем, профессор кафедры Биофизики Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук Г.Ю. Ризниченко отмечает, что мы далеки от понимания процессов рождения информации и связи процессов передачи и усвоения информации [1]. Возглавляющая Межрегиональную общественную организацию «Женщины в науке и образовании» (http://www.awse.ru/), профессор Г.Ю. Ризниченко утверждает, что мы далеки еще и от понимания механизмов, определяющих поведение, как отдельной личности, так и социальных групп.

Изучая отношения между группами людей, академик РАН В.И. Жуков одним из системообразующих факторов развития современной цивилизации называет стремительное накопление социального знания. Ориентированные на изучение комплексных явлений и процессов, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью, социальные науки и образование выполняют защитные функции по отношению к духовному миру человека. Духовность, понимаемая ученым как свойство личности, является «совокупностью тех ее черт, которые отражают предрасположенность человека действовать в социальной сфере общества» [2, с. 72].

Для поддержки молодого поколения в выборе и осмыслении своих жизненных смыслов, ценностей, своих возможностей и ограничений, необходимо ввести превентивное обучение принципам жизни, научить человека «жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоорганизации» [3, с. 168]. Основоположники ведущих научных школ - С.П. Курдюмов, И. Пригожин, Г. Хакен - утверждали, что основные закономерности самоорганизации, выявляемые при изучении природных, в частности, термодинамических процессов, имеют более широкую сферу действия, захватывающую развитие социокультурных систем.

Принимавший участие в разработке теории систем, теории самоорганизации («всеобщего эволюционизма»), академик Н.Н. Моисеев считал, что назрела историческая необходимость современной науки изменить свою методологическую ориентацию. Потребность в методологической рефлексии, считает М.С. Каган, всегда вызывали научные революции, связанные с изменением парадигмы познавательной деятельности. По убеждению академика В.С. Степина, именно постнеклассической науке предстоит стать ядром научной парадигмы XXI века. Связывая ценности новой этики с происходящими внутри самого техногенного развития изменениями типа научной рациональности и стратегий технологической деятельности, В.С. Степин делает акцент на освоении принципиально новых типов объектов – сложных саморазвивающихся систем: биосферы, как глобальной экосистемы, биогеоценозов, объектов биотехнологий, социальных объектов, систем современного технологического проектирования [4]. Философ показывает как идеи постнеклассической науки, изучающей сложные нелинейные процессы самоорганизации, и, имеющей широкие приложения в естествознании, социальных и технических науках, по-новому освещают принципы человеческой ответственности перед природой, перед собой, перед будущими поколениями. Происходит не просто появление новой науки, - мы являемся свидетелями становления новой научной парадигмы.

Выделяемая среди феноменов постнеклассической науки синергетика, санкционирует поиск и решение проблем в условиях неопределенности, оказывает большое влияние на разные сферы деятельности. Наряду с философскими и методологическими аспектами синергетические методы исследования применяют к решению различных проблем естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Д.С. Лихачев, утверждавший, что все новое рождается через хаос, видел сближение «далеких дисциплин, возникновение новых и перспективных методов на стыках, образующих наиболее динамические сферы науки как целого» [5, с. 105]. Так во взаимодействии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин происходит становление новых областей знания: появились социальная экология, социальная антропология, социальная информатика, социолингвистика, социальная педагогика и др. [2, с. 71]. Благодаря своему междисциплинарному подходу, синергетика обнаруживает общие принципы, применимые к общественным наукам, к проблемам образования.

Проблема смены образовательной парадигмы вызвана необходимостью в принципиально новом подходе к определению целей, задач и принципов образования, в пересмотре содержания образования, в новых формах, методах и средствах обучения, в создании условий для полноценного развития личности, реализации ее потребности в самоизменении и самоактуализации. Ориентированная на дисциплинарное разграничение знания в виде автономных, замкнутых систем хранения информации, статичная традиционная модель образования монологична, практически неспособна к развитию, все более неадекватна реальностям процесса глобальных изменений мира [6]. В сложившейся ситуации кризиса образования неизбежно происходит интеграция синергетики и педагогики. Следуя за переменами, происходящими в обществе, на основе принципов «фундаментальности, человечности и целостности» формируется новая образовательная парадигма [7].

 Создатель синергетики Г. Хакен отмечает, что традиционное образование отражает сегодняшнюю специализацию науки в дисциплины, которые сами по себе становятся все уже, целостность науки при этом теряется. Синергетическое образование, несмотря на сильную специализацию научного знания, акцентирует свое внимание на общих принципах, разделяемых самыми разными науками. «Синергетика, - утверждает Г. Хакен, - это ни в коей мере не физическая теория, а теория структурных взаимосвязей, которые могут быть строго описаны на математическом языке, а могут быть качественно объяснены на вербальном уровне» [8]. Синергетику Г. Хакен называет открытой областью, в которой многие понятия еще не определены, но именно открытость делает эту область привлекательной для ученых в поисках более фундаментальных и единых принципов в науке и человеческом бытии.

Использование синергетики как методологической парадигмы выявляет новые аспекты процессов, происходящих в современном образовании. В конструируемом понятийно-смысловом коммуникативном пространстве расширяются познавательные горизонты всех его составляющих, но одновременно с этим возникают проблемы терминологической неоднозначности. Достижение общего терминологического аппарата и создание своего метаязыка, - доказывает Ю.М. Лотман, - цель всякой науки. Вне этого стремления наука не может существовать. Но надо учитывать, что существовать для науки означает развиваться, и быстрая динамика научных идей неизбежно приходит в конфликт со строгой упорядоченностью терминов, требующей замкнутых статических научных моделей» [5, с. 116]. На примере семиотики, предтечи синергетики, ученый демонстрирует, как, включаясь в живые культурные процессы, ее научный метаязык теряет определенность, но стимулирует развитие интеллектуальных процессов в обществе.

Однако, несмотря на видимое приятие идей синергетики педагогической общественностью в последние годы, существуют объективные трудности для широкого распространения этих идей в массовое образование. Растущая популярность идей и концепций синергетики вызвала к жизни ряд дополнительных проблем. Доктор физико-математических наук, профессор Г.Г. Малинецкий отмечает следующие проблемы: упрощение нескольких важных идей, лежащих в основе синергетики; широкое использование в статьях и ситуациях «синергетических терминов», для этого не подходящих; игнорирование естественнонаучной основы в угоду «гуманитаризации» синергетики; появление как дань моде множества синергетических объединений, эксплуатирующих новую модную терминологию [9]. Опасения относительно проникновения идей синергетики в гуманитарные науки связаны с этическим аспектом, поскольку синергетические методы, используемые при анализе биологических, антропологических и социально-культурных систем, не всегда применимы к взаимоотношениям личности и общества.

Характеризуя парадоксальную ситуацию, когда происходит мифологизация предмета, имеющего «определенные принципы и методологию, аналитический аппарат и огромное поле наработанных приложений», В.Г. Буданов отмечает, что создаваемая ситуация либо дискредитирует методологию, либо извратит ее за недостатком информации [3]. Возлагая надежды на самоорганизацию сообщества синергетиков, ученый видит возможность избежать профанации заполнением методологического вакуума качественной литературой, организацией системы подготовки лекторов и системы регулярных семинаров-школ по междисциплинарным подходам в образовании.

Создание динамичной информационно-коммуникативной среды обозначило изменение объективных и субъективных условий коммуникации. Информатизация социокультурной реальности, процессов взаимодействия человека с миром новых искусственных образов трансформирует общесоциальные и индивидуальные ценностные ориентиры, средства и формы общения людей [10, с. 289]. Перенося доминанты педагогического процесса с материальных, социальных факторов  на ценностные императивы, синергетическая методология заставляет взглянуть на природу и общество как на самоорганизующиеся системы, которым нельзя навязывать пути развития, а, правильно организуя воздействия в пространстве, времени и масштабе, обеспечивать их самоуправляемое развитие. С этой целью предпринят ряд исследований, в которых фундаментальность синергетических идей и их мировоззренческих следствий, проверялась в конкретном анализе процессов самоорганизации в развитии образования. Фундаментальные синергетические идеи и их мировоззренческие следствия развиваются во многих исследовательских коллективах: в МГУ им. М.В. Ломоносова, институте Прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Саратовском, Тверском, Санкт-Петербургском, Удмуртском, Белгородском, Томском государственных университетах и в других вузах России и СНГ.

Сегодня использование идей синергетики в образовании как методологической парадигмы включает следующие составляющие: применение идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; использование идей к управлению учебно-воспитательным процессом; анализ дидактических аспектов адаптации идей синергетики в содержании образования. Введению в нелинейную динамику, математическое моделирование и математические основы синергетики, формированию нелинейного естественнонаучного мышления посвящен базовый курс лекций Г.Ю. Ризниченко, читаемый на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Курс лекций Г.Г. Малинецкого о ключевых идеях синергетики, о ее математических основаниях, «синергетический минимум» представлен в ряде столичных вузов, в частности, в Московском физико-техническом институте. Подход, реализуемый Р.Г. Баранцевым на гуманитарных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета, знакомит с новыми ветвями знания, идеями, гипотезами, синергетикой как вестника грядущей культурной парадигмы, формирующий не собирательное знание, а целостное понимание. В лекционном курсе «Концепции современного естествознания» демонстрируются общие закономерности в разных областях знания, открывающие новые возможности противостояния угрозам XXI века и новые возможности прогресса [7]. Показывается неоднозначность путей эволюции природных систем и общества.

«Концепции современного естествознания» В.Г. Буданова представляют постнеклассическую модель развития науки в контексте культуры и междисциплинарных коммуникаций. Методология междисциплинарного согласования раскрывает идеи междисциплинарности как вызов культуры техногенной цивилизации; принципы синергетики как опорные базовые конструкты междисциплинарного языка описания эволюционирующих систем; методы нелинейного моделирования, позволяющие прогнозировать качественное поведение сложных систем [3, с. 174, 192]. Сама когнитивно-генетическая структура курса сопряжена с социальной и природной средой. В еще одном лекционном курсе актуальная концепция «sustainable development» определяется как самоподдерживаемое развитие в целях достижения целостности. Целостность образования достигается постижением глубинных оснований и связей между разнообразными явлениями и процессами окружающего мира, когда отдельные предметы вводятся не как совокупность автономных курсов, а как единые циклы фундаментальных дисциплин [10, с. 119, 145]. Объединенные общей целью и междисциплинарными связями, эти циклы, сопрягаясь между собой через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культуры, готовят к решению сложных проблем будущего. Потенциальное будущее, все более ощутимо влияя на современность, побуждает к поискам новых ориентиров, новых решений старых и возникающих проблем [11].

Для поиска эффективных решений проводится междисциплинарная исследовательская работа и эксперименты с новыми механизмами регулирования, в основе которых – единство самоорганизации и управления. Став примером осуществления процессов общественной самоорганизации в демократической России, действующая с 1994 года, Межрегиональная Общественная организация «Женщины в науке и образовании» проводит несколько междисциплинарных научно-образовательных конференций в год по проблемам, определяющим развитие России и человечества: нелинейное мышление, междисциплинарное знание, экология в широком смысле слова, образование и просвещение, информатизация общества, нравственность как непременная составляющая культуры. Междисциплинарные исследования ученых и учителей организации направлены на создание педагогических технологий, методических систем обучения ориентированных на конструирование образовательной среды. В этой среде разрабатываются методические концепции переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала с включением новой тематики, отражающей современные достижения науки и информационных и коммуникационных технологий, взаимодействие предметных областей. Совместное осмысление основных положений постнеклассической науки и их применимости в исследовании образовательных процессов позволяют наметить стратегию, способную привести к решению конкретных проблем образования. Речь идет не просто о синхронизации различных аспектов педагогики и теории самоорганизации, а о создании междисциплинарных образовательных программ, направленных на подготовку новых поколений к сложностям неспокойного будущего.

Таким образом, в условиях глобальной нестабильности социальных процессов ключевой задачей обучения и воспитания становится формирование метапознавательных навыков. Реакцией на гиперспециализацию, ведущую к «драматическому росту фрагментации и раздробления знания», является попытка «трансцендировать» дисциплины. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии, совместные проекты начинают действовать, когда вырабатывается общий трансдисциплинарный метаязык. Являясь одновременно математически строгим и метафоричным, язык синергетики универсальным образом описывает явления самоорганизации. Концептуально-методологическая новизна идей теории самоорганизации связана со способностью различных систем к саморазвитию за счет активизации собственных ресурсов. Приобретая метапознавательные навыки, обучаемые с большей степенью ответственности берут под контроль свое когнитивное и социальное развитие, и оно обретает характер саморегулируемого процесса. Постижение языка синергетики – единого метаязыка естественника и гуманитария - обозначает возврат к единству на новом уровне осознания мира. Конструируется новое интеллектуальное образовательное пространство, позволяющее формировать метапознавательные навыки, глобальное мировоззрение и глобальную ответственность.

 

Литература

  1. Ризниченко Г.Ю. Лекции по математическим моделям в биологии. Часть I. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. - 232 с.
  2. Социология и общество: пути взаимодействия. – М.: Вече, 2010. – 144 с.
  3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3, доп. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 г. - 240 с.
  4. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
  5. Лотман Ю.М. Воспитание души. – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 2005. - 624 с.
  6. Аршинов В.И. Время синергетики Синергетика: Будущее мира и России / Под ред. Г.Г. Малинецкого. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 23-41 с. 
  7. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании /  Предисл. Г.Г. Малинецкого. Изд. 2, доп. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 г. - 160 с.
  8. Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. - № 3. – 53 с.
  9. Малинецкий Г.Г.  Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент.  – М.: КомКнига, 2005. – 312 с.
  10. Пасхин Е.Н., Тупало В.Г., Урсул А.Д. Устойчивое развитие и информатизация образования: Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 395с.
  11. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы: сущность и значение, контуры будущего, системный подход / Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Отв. ред. Шестова Т.Л. – М.: МАКС Пресс, 2009. – Вып. 2. - 44-77 с.