ПАИСЛАМИЗМ – ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 3. Всемирная история.

 

Григорьева А.А., кандидат исторических наук,

доцент кафедры всемирной истории ФГБОУ ВПО

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

 

ПАИСЛАМИЗМ – ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

 

Во второй половине XIX века в Российской и Габсбургской империях наряду с панславизмом и пангерманизмом произошло оформление идеологии пантуранизма (пантюркизма). Ее смысл состоял в создании тюркоязычного государства (от берегов Адриатики до Китая) под эгидой Османской империи – «Великого Турана». Основоположником пантуранизма принято считать Арминиуса Вамбери. Доктринальное оформление пантуранизм получил лишь в 1904 году в работе Юсуфа Акчуры «Три вида политики». Весьма любопытно, что Ю. Акчура показал себя не только антагонистом Запада, но и продемонстрировал враждебность в отношении анатолийского греко-армянского населения, которое рассматривалось им в качестве пособника иностранного капитала, разрушавшего турецкую экономику. Несколько позже, в 1908 году идеи пантуранизма получили развитие в труде азербайджанского автора Али Гуссейна-заде «Тюркизация, исламизация, модернизация».

К началу ХХ века в недрах пантуранской идеи сформировалась еще одна, более радикальная идеология, апеллировавшая уже не к этническому, а религиозному «родству» – панисламизм. У истоков последнего стоял известный мыслитель и реформатор Джемаль-ад-дин аль-Афгани. Согласно его концепции, приверженцы мусульманства непременно должны консолидироваться в борьбе с иноверцами-колонизаторами за воссоздание средневековой чистоты ислама. «Имитация» европейских норм, считал аль-Афгани, «которая …тащит нас к восхищению иностранцами, к примирению с их господством над нами», составляла суть ускоренного социального развития мусульман, а, вместе с тем, и угрозу утраты ими цивилизационной самобытности. Поэтому «природа ислама», содержащая «в себе элементы порядка и саморазвития», нуждается в модернизации «в той части, которая мирится с апатией и допускает власть чужеземцев» [2, с. 165]. Идеальной формой государственного устройства провозглашался халифат, как полиэтническое и многоконфессиональное государство. Аналогичных взглядов придерживался сирийский шейх Абу-ль-Худе-ас-Сайид, член суффийского ордена рифайта. Вслед за аль-Афгани, он утверждал, что халиф – это тень Аллаха на земле, исполнитель его воли. Все мусульмане обязаны беспрекословно подчиняться своему «духовному» лидеру, будучи терпеливыми к любым его действиям (включая требование нарушения шариата). Прежде чем не повиноваться халифу, мусульмане должны через молитву спросить совета у Аллаха, который воспринимался как единственный обладатель права «наставлять на истинный путь» Великого Султана.

Лозунги панисламизма оказались востребованными Великой Портой. Внутренние противоречия Османской империи на фоне колониальной экспансии ведущих европейских держав, усугубили политический, экономический и социальный кризис в стране. Не найдя выхода из сложившейся ситуации в установлении конституционного режима, Абдул Хамид II обратился к идеям аль-Афгани. Он постоянно подчеркивал свое «божественное» происхождение, называя себя халифом (духовным вождем) всего исламского мира: «Я прежде всего повелитель правоверных и только после этого монарх османцев» [1]. Достаточно сильное влияние султан испытывал со стороны дервишей, уверявших его, что в недалеком будущем «сыны Аллаха» начнут открытую войну с христианами (джихад). Еще в годы русско-турецкой кампании (1877-1878 гг.) османские агенты в Центральной Азии с подачи правительства активно способствовали разжиганию русофобии в данном регионе. Отдельная делегация с подобной миссией посетила афганского эмира Шир-Али. Данная стратегия сыграла особую роль и в период антианглийского выступления Араби-паши в 1882 году, и в организации антифранцузских восстаний в Тунисе. Внутри империи весьма эффективным средством «воспитания» преданности правителю-халифу являлась государственная система образования. В конце XIX века здесь резко возросло количество начальных и средних школ, над которыми сразу же установили жесточайшую цензуру. Следовательно, европейской колониальной политике было противопоставлено глобальное религиозное движение, руководствовавшееся принципом: «Все мусульмане – братья».

На рубеже XIX-XX веков панисламизм подвергся значительным коррективам. Сторонники мусульманской солидарности стали искать в текстах Корана компромисс между исламом и современными научно-техническими достижениями (радиотрансляция хутб и фетв на языке слушателей, переоценка устаревших принципов шариата под влиянием европейского судопроизводства и т.п.). Начало такой практике положил ученик и последователь Джемаля ад-дина аль-Афгани, муфтий Египта Мухаммед Абдо, полагавший, что секрет улучшения социального благополучия кроется в «очищении верой» всех мусульман, их морально-нравственном самосовершенствовании. В своих речах он неоднократно выступал за воссоздание халифата во главе с династией Османов по типу конфедерации, в рамках которой каждому народу гарантировалось бы полное равноправие. Одновременно М. Абдо указывал на преимущества европейской парламентской системы, принципы которой, по его мнению, были изначально заложены в мусульманском вероучении. Речь шла об умме – специфически мусульманской форме социальной, политической и религиозно-культурной общности.

Важным шагом в эволюции панисламской идеи можно считать возникновение международных организаций, пропагандировавших сплочение правоверных «под знаменами Аллаха». В 1949 году в Пакистане был основан Мусульманский мировой конгресс, поставивший перед собой задачу распространения ислама, сотрудничества в области разработки торговой политики (создание единого рынка), установления тесных контактов между исламскими странами на правительственном уровне, принятия общего арабского языка и законодательства, основанного на шариате. В 1962 году в Мекке была основана Мусульманская мировая Лига под эгидой Саудовской Аравии. В 1969 году, с подачи Эр-Рияда, начала действовать Организация мусульманской конференции. По ее инициативе были учреждены Исламский банк развития, Исламская образовательная, научная и культурная ассоциация (аналог ЮНЕСКО), Исламская академия юриспруденции.

В настоящее время пантюркизм и панисламизм составляют идеологический фундамент т. н. «международного терроризма», ставшего, в частности, своеобразным ответом на военные акции НАТО в зоне Персидского залива. Оживлению ислама в его радикальной форме во многом способствует наличие здесь богатых месторождений нефти, экспорт которой позволяет вести антизападную агитацию через средства массовой информации, включая Интернет, обеспечивать экстремистские группировки современным вооружением, а также высококвалифицированными специалистами для осуществления различного рода терактов.

Литература

  1. Жантиев С. Роль панисламистской доктрины в общественно-политической жизни Османской империи в период правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909) http://www.iaas.msu.ru/res/lomo04/relig/zhantiev.htm
  2. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи /османизм - панисламизм/. – М.,1985. – 272 с.