ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

 

СЕКЦИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

 

Байжума Гульнар Биляловна

                                       Магистр исторических наук,

      преподаватель кафедры истории

                     Казахстана Казахского Агротехнического

    университета им. С.Сейфуллина

 

ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТЕКСТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

 

Как известно, на следующий год завершается реализация Плана ме-
роприятий ГП "Культурное наследие". И хотя в Паспорте
государственной программы как цель обозначено "обеспечение сохран-
ности и эффективного использования культурного наследия страны",
все 16 секций, в меру своих сил, выполнили и выполняют лишь первую
часть вышеназванной цели. То есть первый этап в большей степени
характеризуется собиранием и воссозданием историко-культурного на-
следия Казахстана. В этом плане сделано немало в области воссоздания
памятников истории и культуры по научным исследованиям средневе-
ковых археологических городищ и поселений, собиранию письменных
источников о казахстанике, находящихся в архивах и фондах библиотек
мира, и выпуску изданий серий мировой исторической, философской,
культурологической и художественной литературы на казахском языке.

Вместе с тем на данный момент, по мнению члена Общественного
Совета ГП "Культурное наследие" Ауэзова М.М., наступает не менее
важный этап — этап наследования, освоения и использования воссоздан-
ных ценностей во благо нашей государственности и духовного развития
казахстанского общества. Более конкретно проблема заключается в том,
что уже сейчас возникает необходимость работы над концепцией, тех-
нологией и методологией самого процесса наследования. Это
многоуровневая задача, включающая исследовательские, организацион-
ные, методические, финансовые и т.д. вопросы. Считаем, что большинство
изложенных выше аспектов на этапе наследования будут носить инно-
вационный и творческий характер, т.к. данный уровень уже в большей
степени будет определяться научно-поисковым и собирательным на-
правлением.

Более того, нам необходимо аргументированно обосновать, нужно
ли нам и в каком контексте будет максимально полезно наше истори-
ко-культурное наследие в грядущем информационном обществе, и как
нам не растерять национальные ценности в условиях глобализации. От-
веты на вызовы эпохи в ракурсе историко-культурного наследия далеко
не легкие, и лежат они не только в научной плоскости, но и общенаци-
ональной идеологии. По большому счету, нам предстоит, в этом плане,
восполнить то, что было не обозначено в общенациональной Страте-
гии—2030. Как известно, там нет "вечного" приоритета — культуры.

Естественно, выстраивание концептуальных и программных основ
процесса наследования (причем уже на долгосрочную перспективу) очень
сложный вопрос, требующий создания специальной рабочей группы. В
данной статье мы ограничимся своими предложениями по одному из
рабочих принципов-механизмов, на наш взгляд, придающих динамику
и содержательность будущему процессу наследования.

Прежде всего, сама проблема наследования актуализирует вне-
дрение программно-целевой системы дальнейшей реализации ГП
"Культурное наследие". То есть, из всего выявленного на первом этапе
пласта историко-культурного наследия следует вычленить наиболее зна-
чимые ценности и мероприятия по принципу их историко-культурной
проблемности на сегодняшний день и резонансности в перспективе. И это
перекликается с Посланием Главы государства, где сказано: "Необходи-
мо продолжить реализацию программы "Культурное наследие" и через
осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего време-
ни".

Для эффективного достижения целей дальнейшего развития Про-
граммы, в контексте наследования, необходимо руководствоваться
государственной грантовой системой финансирования авторских про-
ектов. Это даст следующие, на наш взгляд, преимущества:

  • • стимулирует свободу творческой инициативы исполнителей;
  • • повысит их персональную, коллективную ответственность и отда-
    чу в реализации значимых идей;
  • • создание при данной схеме конкурентной среды позволит осуще-
    ствить поиск и селективный отбор как заявленных, так и инновационных
    авторских проектов;
  • • сконцентрировать средства и усилия на прорывных приоритетах.

О грантовом механизме реализации. Представляется возможным дву-
хуровневая процедура представления на грант проектов на этапе
дальнейшей реализации ГП "Культурное наследие". Первое, потенци-
альным исполнителям и авторам необходимо представить всесторонне
обоснованный проект (концепция + ТЭО) для заключения на предмет
реализации в Экспертную рабочую группу. Второе, после положитель-
ной оценки последней Исполнитель защищает его перед Общественным
Советом государственной программы на соответствие комплексу крите-
риев (они предлагаются ниже). Протокольное решение Общественного
Совета должно быть основой для получения гранта у администратора
программы финансирования. Это и будет осуществлением обществен-
ного контроля за целевым использованием средств, а также исключит
лоббирование частных и отраслевых интересов.

Таким образом, принцип формирования и расходования бюджета
Программы на этапе наследования "снизу", исходя из обоснованных
параметров и ожидаемых конкретных результатов и возможностей ис-
полнителей, позволит более "точечному" и адекватному выделению
государственных средств авторам и исполнителям, а не промежуточным
институтам, издательствам и т.д.

Чтобы достичь желаемых результатов по наследованию историчес-
ких и духовных ценностей, необходимо уже на старте определить
следующую стратегию:

  • • целесообразно выделить интегрально-базовый приоритет - форми-
    рование новой общенациональной системы изучения, освоения и
    пропаганды культурно-исторического наследия. Данная формулировка
    делает возможным рассмотрение и логическую реализацию в виде под-
    программ - а) ресурсное и институциональное обеспечение, б) собственно
    практическая и творческая реализация авторских идей по наследованию,
    включая создание общенационального универсального фонда изданий,
    ценностей;
  • • применить критериально-культурологический подход ко всей сис-
    теме наследования. Т.е., смысловое оценивание не только конкретного
    содержания наличного историко-культурного опыта, но и формирова-
    ние видения прогресса по наследованию;
  • • межотраслевое взаимодействие задействованных в реализации Про-
    граммы по наследованию институтов, учреждений.

На наш взгляд, из всех вышеназванных подходов сложным являет-
ся выработка критериально-культурологического механизма, цель
которого - придание социального смысла и исторической перспективы
инициативам по наследованию, работающих на общенациональную куль-
турно-духовную самодостаточность.

Важность определения культурологических критериев оценки на
старте реализации ГП на этапе наследования имеет решающее значение
в плане эффективного достижения социальных результатов, и в плане
селективного, обоснованного выявления действительно востребованно-
го обществом, конечного, интеллектуального, продукта наследия.

На мой взгляд, критериально-культурологический подход необхо-
димо применить на двух уровнях. На уровне обозначения общих
критериев оценки и как внутренний инструмент целенаправленного
выявления интеллектуалоемкости содержания мероприятий и идей по
наследованию.

Все проекты должны соответствовать следующему комплексу вне-
шних и внутренних критериев.

1. Ориентация на культурно-исторические притязания и запросы
страны.

2. Как интегративный показатель уровня культурного развития ин-
дивидуума и нации.

3.      Толерантность культурно-исторического наследия.

4. Самопрезентативность (самодостаточность) наследия в общеми-
ровом культурно-историческом пространстве.

5. Идеологичность, воспитание у граждан чувства гордости и патри-
отизма.

6.      Как индикатор стимулирования общенационального диалога.

7.      Максимальная доступность к необходимым духовным ресурсам и
ценностям, достигнутым в ходе реализации Программы по наследова-
нию.

Приступая к характеристике внутренних критериальных механиз-
мов необходимо предварить их общеметодологическими принципами.
К общенациональной и межотраслевой Программе по наследованию
целесообразно применить следующие позиции:

-   принцип культурологического универсума (всеобщность и необ-
ходимость), то есть мероприятия, должны быть социально обоснованы
и оправданы в контексте общенациональной идеи, отвечать духовным
ожиданиям казахстанского общества. Одновременно необходимость
проектов должна быть обусловлена текущими и долгосрочными про-
граммами социально-экономического развития республики;

-   системно-интегративный принцип, то есть возможность сопряже-
ния и решения организационных, технологических, культурологических,
социально-политических и финансовых аспектов Программы в относи-
тельно едином режиме;

-        принцип сопоставимости методов реализации и результатов раз-
личных блоков Программы в плане достижения общих целей.

Собственно к внутренним критериальным механизмам и индика-
торам, реализующим разноплановые мероприятия,   можно отнести:

  • •разработку общей системы мониторинга содержательности и каче-
    ства реализуемых мероприятий;
  • •комплексный подход, позволяющий учесть все блоки Программы,
    аккумулировать общие проблемы и "точечно" направлять интеллекту-
    альные усилия и финансовые средства на решении узловых моментов;
  • •выработку организационно-методической междисциплинарной схе-
    мы координации и взаимодействия;
  • •научное прогнозирование приоритетов для принятия оптимально
    сбалансированных решений;

•разработку культурологической матрицы (шкалы), позволяющей
селективно определять и оценивать количественные и качественные,
актуальные и статичные индикаторы общего процесса наследования и
конкретных результатов;

• наличие экспертно-аналитической структуры, обосновывающей
внесение необходимых изменений и измеряемых параметров в Про-
грамму по наследованию и осуществляющей функции научного
диагностирования и оценки мероприятий;

•моральное и материальное стимулирование исполнителей путем
объявления национального конкурса по номинации - инновационность.

В целом думается, что комплексное и системное применение всех
вышеизложенных инструментов привнесет культурологический смысл
и обеспечит востребованность бесценного наследия обществом. Крите-
риально-содержательный же модуль и межотраслевой формат будущей
Программы по наследованию дадут возможность обоснованно выстро-
ить общенациональную политику культурно-исторического развития
страны.

Литература:

  1. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана. – Алматы, 2005.
  2. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – Москва, 2004.