ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Теория, практика и методы обучения

 

Денисова В. В.

кандидат педагогических наук,

Оренбургский государственный педагогический университет,

Институт физической культуры и спорта,

кафедра безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ


В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом, что особенно важно для молодого поколения с его слабо развитыми адаптационными механизмами [4].

На сегодняшний день в теории и практике безопасности жизнедеятельности безопасное поведение представлено двуаспектно:

- с позиций предвидения и предотвращения попадания в опасные и чрезвычайные ситуации;

- со стороны готовности к действиям в  условиях воздействия опасных и экстремальных факторов окружающей действительности.

Историографический анализ подходов к понятию «готовность», «готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях» (А. Т. Ростунов, М. А. Котик, М. И. Дьяченко, Е. Миттенекер, Б. Вайс) позволили определить некоторые основные черты готовности к действиям в условиях опасных и экстремальных факторов для школьников как:

-  систему качеств личности: морально-психологических, социальных, прикладных (технических), физических, а также способность к актуализации и мобилизации их в экстремальных условиях;

- состояние личности в конкретный временной период, способствующее полному проявлению её подготовленности, т.е. реализации всех возможностей школьника в конкретных условиях.

Анализируя причины опасных и чрезвычайных ситуаций с участием детей и подростков, специалисты (Н. Мельникова, В. М. Мошкин и другие) выявили направления подготовленности, обусловливающие безопасное поведение школьников в условиях воздействия  опасных и экстремальных факторов: политехническая, эстетическая, эстетическая, медицинская, психологическая с её компонентами: интеллектуальным, нравственным, мировоззренческим [4].

В связи с вышеозначенным, мы обращаемся к физической культуре, незаменимость ценностного потенциала в подготовке человека к действиям в опасных и чрезвычайных  ситуациях которой научно доказана:

- в возможностях использования его воздействия в регуляции физического и психического состояния организма; 

- в поддержании высокого уровня работоспособности личности, необходимого уровня здоровья, в повышении и расширении резервных возможностей организма в нестандартных условиях окружающей среды;

- в сохранении высокого уровня функционирования регуляторных механизмов в процессах жизнедеятельности человека, его социализации в современных условиях риска.

Кроме того, поведение человека в чрезвычайной ситуации, как и в любой другой, во многом определяется выполнением определённых специфических действий, автоматическим проявлением конкретного двигательного умения и навыка, которые формируются исключительно направленным использованием ценностей физической культуры посредством реализации специфических принципов.

В сфере физической культуры и во всех процесса «обслуживающих» её, под принципами следует понимать основную направленность педагогических процессов обучения, воспитания и развития личности; это своеобразные правила совместной деятельности субъектов процесса освоения физической культуры [5, с. 34-35].

К настоящему времени в теории физической культуры сложилась система принципов, представленная тремя группами общих социальных, общеметодических (методологических), специфических принципов.

Согласно современной научной и специальной литературе, совокупность принципов физкультурного образования в формировании навыков безопасного поведения у школьников можно представить группой общесоциальных (оздоровительной направленности, связи с жизнедеятельностью (трудовой и оборонной практикой), всесторонности (гармонического развития личности))  и общепедагогических (общеметодических и специфических) принципов (сознательности, активности, наглядности, доступности, индивидуализации, системности; обучения двигательным действиям, развития физических способностей, воспитания личностных качеств) [5].

Выделение принципа оздоровительной направленности обусловлено потребностью общества в здоровых людях, составляющих главную ценность безопасного общества, так как регулярный контроль за собственным здоровьем, соблюдение гигиены личной и окружающей среды, овладение системой знаний о ценностях физической культуры, здоровом и безопасном образе жизни является одним из признаков сформированности личности безопасного типа, высокой культуры безопасности общества [3, с. 48—54].

Принцип связи с жизнедеятельностью (трудовой и оборонной практикой) в формировании навыков безопасного поведения определяет прикладную функцию физической культуры в обществе, в частности обеспечивать безопасный уровень жизнедеятельности индивида в окружающей среде. Его реализация в педагогической практике средней общеобразовательной школе предполагает воспитание у школьников  гражданственности, патриотизма, сознательности, ответственности, аккуратности, дисциплинированности, находчивости, организованности, самостоятельности, решительности, выдержанности, самообладания и других качеств личности, отражающих её безопасное мышление в практике жизнедеятельности.

Принцип всесторонности (гармонического развития личности) отражает необходимость и целенаправленность в обеспечении единства сторон воспитания личности школьника — гражданского, эстетического, физического, трудового; волевых и позитивных черт характера, эмоций; потребностей в овладении ценностями физической культуры в целях обеспечения собственной безопасности.

Общепедагогические принципы воплощаются в ряде общеметодических (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, системности) и специфических принципов, отражающих частные аспекты оптимизации процесса физкультурного образования, обучения, воспитания и развития личности школьников в процессе формирования навыков безопасного поведения.

Принцип сознательности и активности, являясь отражением психологической категории сознания, интерпретируемой как воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности, воплощённого в целемотивационных установках, реализуется при создании следующих специфических условий для формирования комплекса соответствующих качеств личности подростков, обусловливающих их безопасное поведение:

- создание оптимального положительного психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности;

- соблюдение чёткой и конкретной постановки целей и задач отдельного занятия;

- формирование устойчивого интереса к занятиям;

- применение методов стимуляции подростков к анализу, самоанализу, контролю конкретных ситуаций, в том числе и напряжённых ситуаций межличностного характера в ходе специфической физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие инициативы и творческого начала собственной деятельности путем повышения её эмоциональной привлекательности и действенности, правдоподобия.

Если школьники обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе по формированию навыков безопасного поведения, то его эффективность будет высокой.

Принцип наглядности в формировании навыков безопасного поведения у школьников реализуется с учётом его психофизической природы, где наглядность представляет собой свойство и особенность психофизиологических образов и явлений, предполагая выполнение следующих условий реализации:

- создание возможно более полного и точного чувственного образа действия (на основе прошлого опыта и «зрительной» наглядности);

- осуществление системного воздействия на проприоцептивную, вестибулярную, слуховую, сенсорную системы за счёт использования преимущественно «двигательной» наглядности;

- обеспечение доступного и яркого словесного образа движений на основе «опосредованной» наглядности (например, при обучении навыкам оказания первой медицинской помощи);

- использование с целью более чёткого, зрительного восприятия разучиваемого действия ярких реальных действенных примеров спасения людей из чрезвычайных ситуаций учителями, родителями, профессионалами — спасателями, врачами скорой помощи и др., примеров с демонстрацией проявления в них физических, моральных, нравственно-волевых человеческих качеств.

Реализация принципа доступности возможна при условии определения оптимальной меры доступного на основе учета двигательной подготовленности учащихся и допустимого, на основе широкого применения элементов риска, а также подбора соответствующих средств, методов, форм организации в процессе формирования навыков безопасного поведения.

Основы реализации принципа индивидуализации и его обще- и специально-подготовительного направлений предусматривают дифференциацию тренирующих воздействий и способов их решения соответственно индивидуальным особенностям школьников с учётом их социального опыта в преодолении жизненных ситуаций.

Принципы систематичности, постепенности, непрерывности отражают целенаправленность процесса формирования навыков безопасного поведения направленным использованием ценностей физической культуры путём усложнения ситуационных условий, соответствующих обстановке той или иной опасной ситуации, комбинации действий, постепенного увеличения объёма и интенсивности специфических психолого-педагогических воздействий, а также внедрения методов, стимулирующих максимальное проявление учащимися потенциальных физических и психических возможностей.

Учитывая тот факт, что формирование навыков безопасного поведения — процесс непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни, в практике школьного физкультурного образования он предполагает обязательное выделение принципа возрастной адекватности, позволяющего субъектам социально-педагогической среды (педагогам) строить процесс формирования навыков безопасного поведения у учащихся с учётом биологических стадий развития организма и возрастных особенностей психики школьников [1; 2, с. 34—37].

Таким образом, сформированность навыков безопасного поведения школьников – это сложное, личностно - деятельностное образование, отражающее совокупность личностных качеств, физического и психического состояния личности, включающее высокую мотивацию и потребность в обеспечении личной безопасности, наличие системы специфических знаний, умений и навыков, в единстве обеспечивающих безопасное поведение школьников в обществе. Теоретические аспекты реализации принципов физической культуры в формировании безопасного поведения школьников составляют выявленные содержательные характеристики непосредственно безопасного поведения, принципов физической культуры, а также основные положения их реализации на практике [4; 5].

Литература:

1.Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.

2.Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин, М. Сулла // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 1997. — № 5. — С. 34—37.

3.Брехман, И. И. Философско-методологические аспекты здоровья человека / И. И. Брехман // Вопр. философии. — 1982. — № 2. — С. 48—54.

4.Денисова В. В. Педагогическая технология формирования культуры безопасности школьников: теория и практика физкультурного образования / В. В. Денисова // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика : монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2012. – Кн.11. - С. 200 – 210

5.Коровин, С. С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры : курс лекций по теории и методике физической культуры / С. С. Коровин, В. Ф. Усманов. — Оренбург : изд-во ОГПУ, 2007. — 132 с.