ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Теория, практика и методы обучения

Дяченко О.Ф.

ассистент кафедры математических методов

Пономаренко М.В.

студентка специальности «Документоведение и информационная деятельность»

Мариупольский государственный университет 

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН


Принцип преемственности является необходимым условием успешной подготовки студентов как профессионалов и компетентных специалистов. Под преемственностью в образовании понимается общепедагогический принцип, требующий постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, этапами и ступенями образования и внутри них; расширения и углубления компетенций, приобретенных на предыдущих этапах образования; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с содержанием, формами и методами обучения, динамикой и тенденциями качественных изменений в личности обучающихся [1, c. 7].

Дидактическими принципами в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе [3, c. 311].

Методологической основой нашего исследования является анализ научной и методической литературы по педагогике, методике преподавания компьютерных дисциплин. Информатизацией образования и принципами и идеей преемственности непрерывного образования  занимались И.А. Зимняя, Ю.А. Кустов, А.М. Новиков, А.Н.  Тихонов, большой вклад в идеи компьютеризации обучения внесли М.И. Жалдак, В.М. Зеленин, И.А. Румянцев и другие ученые.

Изучение ряда научно-методических работ, касающихся проблемы преемственности в обучении, показывает, что преемственность наиболее часто трактуется как опора на пройденное или связь между отдельными этапами образования.

А. А. Люблинская считает преемственность одним из принципов любой системы. Преемственность, в ее трактовке, состоит из «такой последовательности образовательно-воспитатель-ной работы, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе» [2].

Ю. А. Кустов предложил такое определение преемственности как дидактического принципа: «Осуществление преемственности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, взаимно активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь в содержании, в методах, в приемах изучения материала всех этапов, ступеней и составных частей обучения» [1, с.8].

Рассматривая преемственность как дидактический принцип, в основе которого лежат закономерности о всеобщей связи и непрерывном развитии личности, представим эту категорию как основное исходное положение, характерными признаками которого являются:

-       поступательность и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на отдельном образовательном этапе;

-        поступательность и согласованность обучения на различных этапах учебного процесса, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности личности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития [2].

Подготовка специалистов в соответствии с образовательными стандартами по специальности «Документоведение и информационная деятельность» предусматривает ряд дисциплин, при изучении которых студенты закрепляют и расширяют необходимый понятийный аппарат, получают знания в области системного анализа, современной теории и практики работы с базами данных. К таким курсам можно отнести: «Информатика и компьютерная техника», «Международные информационные системы», «Компьютерные сети», «Компьютерные технологии в делопроизводстве», «Организация и управление базами данных» и другие.

Поэтому существует необходимость в разработке методических аспектов обеспечения преемственности в информационной подготовки студентов в условиях их разноуровневой довузовской подготовки по информатике. Можно выделить следующие педагогические, общедидактические и психологические условия, способствующие формированию научных понятий на междисциплинарной основе:

-       согласованное во времени изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и готовит обучаемых к успешному усвоению понятий последующей дисциплины;

-       исключение дублирования одних и тех же тем и понятий при изучении различных предметов;

-       осуществление единого подхода к раскрытию одинаковых классов понятий.

Данная проблема решается обеспечением преемственности и непрерывности в развитии понятий. Понятия, являющиеся общими для ряда дисциплин, должны от дисциплины к дисциплине непрерывно развиваться, наполняться новым содержанием, обогащаться новыми связями.

Литература

  1. Кустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Ю. А. Кустов; под ред. А. А. Кыверялга. – Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1982. – 274 с.
  2. Назарова О. Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы: дис. канд. пед. наук / О. Б. Назарова; Магнит. гос. ун-т. - Магнитогорск, 1999. – С. 156–170.
  3. Скрипченко О. В. Вікова та педагогічна психологія [Електронний ресурс] / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинська. – К.: Каравела, 2012. – 400 с.