ФИДУЦИАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ: ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

 

Утина Елена Олеговна

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права

Самарского государственного экономического университета

 

ФИДУЦИАРНЫЙ ХАРАКТЕР

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ:

ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Фидуциарный характер любого договора подразумевает под собой наличие фактора доверия между сторонами, заключившими такой договор. Доверительный характер правоотношений имеет место в договорах простого товарищества, поручительства, доверительного управления имуществом и других.

Особый интерес представляет исследование фидуциарного характера предпринимательских договоров, поскольку подобного рода договоры связаны с особыми рисками, которые являются неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности.

Фидуциарный характер предпринимательских договоров включает в себя  такое понятие как добросовестность.

Так, Богданова Е. Е. в своей монографии «Добросовестность и право на защиту в договорных отношениях» говорит, что «добросовестность … оценивается на основе сложившихся в обществе нравственных устоев, которые, в свою очередь, определяются посредством сложившихся представлений о добре и зле» [2, с. 12].

Категория добросовестности должна быть объяснена цивилистами для целей её практического применения и дальнейшего развития гражданского законодательства [2, с. 13].

В Древней Руси и в более поздние периоды развития Российского государства у купцов существовали кодексы чести. Купец – это эквивалентное понятие современного предпринимателя.

Многие предприниматели знали друг друга «домашнее», а не по деловым отношениям, и никогда не было обычая обмениваться справками о кредитоспособности покупателя или иными сведениями. Не случайно, что именно в России, и ни в какой другой стране мира, получило распространения такое явление, как заключение сделок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением. Даже при развитом рынке большинство сделок заключалось вне биржи, в так называемых амбарах и трактирах. Таким образом, российский предприниматель был тверд в следовании традиции уважения к закону и соблюдении всевозможных законов Российской империи, а также в соблюдении договоров с партнерами, устному обязательству, верен слову. В дальнейшем эти традиции были частично утрачены [4, с. 22].

При изучении этических кодексов предпринимателей различных стран привлекает внимание то обстоятельство, что российские кодексы ориентированы в первую очередь на утверждение добросовестного партнёрства и конкуренции. В них осуждается использование чужой интеллектуальной собственности, применение физического насилия в борьбе с конкурентами, обман [3, с. 61].

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что современные нормы права в области предпринимательства основаны на более ранних источниках хозяйственного права, в том числе, на кодексах чести. Основополагающими началами таких нормативных актов являлись принципы чести, достоинства, добросовестности, порядочности и доверия между контрагентами. Данные категории должны быть основой любого предпринимательского договора.

В российском праве фидуциарность как особый тип правоотношений имеет ограниченное основание в нормах о представительстве, и в частности, об агентских договорах, нормах о простом товариществе, доверительного управления, опеки и некоторых других областях.

На наш взгляд, это совершенно не правильно, так как история развития предпринимательства показывает, что фидуциарность – важный аспект при заключении предпринимательских договоров.

Воля предпринимателей все больше подпадает под жесткое регламентирование, а сам договор, как правовая форма, эволюционирует в сторону фикции договора. Данная эволюция завершается тогда, когда предприниматель уже не вправе уклониться от заключения договора: он обязан его заключить. Если он этого не сделает и спор дойдет до суда, ему все равно придется поставлять товар, выполнять работы или оказывать услуги, но на условиях, содержащихся в судебном решении. Здесь уже нет соглашения. И можно утверждать, что на этой стадии договор превратился в свою фикцию, когда используется лишь его модель в связи с отсутствием более подходящей для данных отношений правовой формы [1, с. 57].

Данное положение свидетельствует о том, что предпринимательские договоры находятся под контролем норма права. Это несомненный плюс, но все же, доверие как дополнительный аргумент при заключении подобных договоров может оказать положительное воздействие на контрагентов в части увеличения объёмов прибыли.

В этой связи нельзя не согласиться с авторами практического пособия «Этические и правовые вопросы предпринимательства» Боголюбовым С. А., Волковой Г. М. и Геренрот Б. А. Они сделали очень важный. По их мнению, «…быть честным и порядочным выгодно. И что особенно важно, эта истина не просто декларируется, но и кладется дальновидными предпринимателями в основу своей практической деятельности» [3, с. 52].

На наш взгляд, развитие законодательства в сфере регулирования предпринимательства – необходимый момент для достижения баланса интересов сторон. Это заслуга законодателя. Но при этом хозяйствующие субъекты должны учитывать опыт своих предшественников в сфере предпринимательской деятельности и воспринимать фидуциарность как один из основополагающих принципов договорного права.

 

Литература.

  1. Богданов Е.В. Специфика и социальное значение предпринимательских договоров // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 57.
  2. Богданова Е. Е. Добросовестность и право на защиту в договорных отношениях: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010. 159 с.
  3. Боголюбов С. А., Волков Г. М., Геренрот Б. А. Этические и правовые вопросы предпринимательства: практическое пособие. М.: Норма. 2008. С. 61.
  4. Сюбарева И. Ф. Традиции предпринимательства в истории России // Предпринимательское право. 2006. № 3. С. 22.