ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ ХОЛДИНГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Маилян Г.Э.

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права

Самарского государственного экономического университета

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ ХОЛДИНГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правовое регулирование банковских холдингов в Российской Федерации значительно  отстает от предпринимательской, в частности, банковской практики. В связи с этим попытаемся раскрыть проблемы законодательного закрепления и регулирования банковских холдингов в данной статье. Начнем с законодательных предпосылок создания банковских интегрированных структур. Так, в российском законодательстве термин "холдинговая компания" впервые был использован в Законе Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации" [1].

Понятие "холдинговой компании" также было предусмотрено в Указе Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", утвердившем Временное положение о холдинговых компаниях [2], создаваемых при  преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соответствии с данным положением холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно – правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий (п. 1). Как правильно отмечает И. С. Шиткина,  "с современных позиций совершенно очевидно, что приведенное определение безнадежно устарело и, будучи подвергнутым критике подавляющим большинством специалистов, представляет интерес скорее для исследования в сравнительно – историческом аспекте, чем для понимания сущности современных российских холдингов" [3, c. 51]. В связи с этим до сих пор унифицированного законодательства о холдингах нет, но попытки были.  Например, проект Федерального закона № 99049555-2 "О холдингах" [4] был внесен депутатами ГД В.К. Гусевым, А.И. Лукьяновым, А.Г. Пузановским, Н.Н. Савельевым, но был снят с рассмотрения. Однако этот акт, по мнению В.А. Лаптева имел "следующие недостатки:

- в понятии холдинга не усматривается его правовая природа (юридическое ли это лицо, коммерческое (некоммерческое) ли это объединение);

- не понятно, какой именно федеральный государственный орган будет осуществлять регистрацию холдингов;

- не выделены все возможные способы и порядки создания холдингов;

        - нет ограничений на создание холдингов и некоторые другие" [5, с. 29].

Что касается непосредственно холдинговых отношений в банковском секторе, то действует Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" [6].  В данном акте дается понятие банковского холдинга, предусмотрен механизм предоставления информации о деятельности банковского холдинга,  аудиторской проверки и прописан процесс отчетности.  Но все-таки существуют некоторые пробелы, а именно: Федеральный закон не уточняет аспекты ответственности головной организации и участников банковского холдинга, не регламентирует механизм взаимоотношения участников между собой, головной организации и участников банковского холдинга. "Предполагается уточнить понятие банковского холдинга, ориентировав его на преобладание доли банковской деятельности в общем спектре направлений бизнеса его участников" [7]. Еще в начале двадцатого века Шиллер писал относительно правильного изложения определения того или иного явления: "Хорошее определение – всегда определение ad hoc, для конкретного случая и конкретного использования, а поскольку оно предназначено для конкретного использования, оно не может быть абсолютным. Оно также не может быть окончательным, если предмет этого определения живет и развивается. Любое развитие наших знаний должно фактически улучшать определение объекта, который нас интересует" [8, с. 579].

Разберем правовое обеспечение относительно отчетности банковских холдингов. Банковское законодательство обязывает головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга публиковать ежегодно свои консолидированные бухгалтерские отчеты, консолидированные отчеты о прибылях и убытках и расчеты рисков на консолидированной основе. В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ "О банках и банковской деятельности" головная организация банковского холдинга обязана уведомить Центральный банк Российской Федерации образовании банковского холдинга. Порядок уведомления более детально регламентирован в Положении ЦБ РФ "О порядке представления информации о банковских холдингах" [9].

 Данный вопрос детально урегулирован ведомственными актами, в частности, Указанием ЦБ РФ "Об опубликовании и представлении информации о деятельности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп" [10]. Кроме данного акта действуют Положение ЦБ РФ "О консолидированной отчетности" [11], Положение ЦБ РФ "О порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности" [12].

Несмотря на то, что Закон о холдингах до настоящего момента не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, банковское законодательство допускает образование банковских холдингов. К тому же банковские  холдинги выступают самостоятельными хозяйствующими субъектами на товарном рынке, в инвестиционной деятельности как объединение юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица [13].  Выступают банковские холдинги самостоятельными субъектами и в налоговом законодательстве. Хотя Налоговый кодекс [14] напрямую и не говорит о холдингах, однако устанавливает категорию взаимозависимых лиц, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20% (ст. 20).

По сути, в российском законодательстве, правоприменительной практике, правовой доктрине понятие банковского холдинга постоянно трансформируется. К тому же отечественное законодательство должным образом не регулировало (и не регулирует) интегрированные банковские структуры и предпринимательские объединения. Безусловно, российское законодательство о банковских холдингах находится в стадии своего развития, многие понятия не нашли должного законодательного закрепления. Банковские холдинги – молодое явление для отечественного правопорядка и рынка. Однако такое "временное" регулирование банковских холдингов, которое мы ощущаем со стороны законодателей, не может существовать сколько-нибудь значительное время.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 03 июля 1991 года № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"  // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.

2. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года № 1392 //  "Консультант Плюс", осень 2011.

3. Шиткина И. С. Правовое регулирование организации и деятельности  холдинга как формы предпринимательского объединения: Дис. … д-ра юрид. наук. Москва, 2006. С. 51.

4. Проект Федерального закона № 99049555-2 "О холдингах", внесенный депутатами Государственной Думы ФС РФ В.К. Гусевым, А.И. Лукьяновым, А.Г. Пузановским, Н.Н. Савельевым // официальный сайт Государственной Думы "www.duma.gov.ru".

5. Лаптев В. А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. М.: Волтерс Клувер. 2008. С. 29.

6. Российская газета. 1996. 10 фев.

7. Тимофеев С. В., Бандурина Н. В. Правовое обеспечение деятельности корпораций в банковской сфере // Банковское право. 2010. № 5 // Справочно-правовая система  "Консультант Плюс", осень 2011.

8. Schiller. Logic for Use, 21-22, 1930. Цит. по: Акционерное общество: История и теория. Минск, 1999. С. 579.

9. Положение ЦБ РФ от 19 сентября 2002 года № 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах" // Вестник Банка России. 2002. № 57.

10. Указание ЦБ РФ от 20 января 2009 года № 2172-У "Об опубликовании и представлении информации о деятельности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп" // Вестник Банка России. 2009. № 14.

11. Положение ЦБ РФ от 30 июля 2002 года № 191-П "О консолидированной отчетности" // Вестник Банка России. 2002. № 58.

12. Положение ЦБ РФ от 5 января 2004 года № 246-П "О порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности" // Вестник Банка России. 2004. № 10.

13. См., например, Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Российская газета. 1999. 04 марта.

14. Российская газета. 1998. 06 авг.