Итоги преобразования национальной системы образования в России в инновационную

 

Куликова Ю.П.

ГБОУ ВПО «Королевский институт управления, экономики и социологии»

Kulikova J.P.
"The Korolev Institute of Management, Economics and Sociology"

 

The results of the transformation of the national education system in Russia in innovation

Итоги преобразования национальной системы образования в России в инновационную


Аннотация                                     

Сегодня в мире наглядно проявился комплекс закономерностей, связанных с формированием «новой» экономики, базирующейся на знаниях, одной из особенностей которой является самая тесная, масштабная и многосторонняя интеграция образовательной, научной деятельности и бизнеса, проявляющаяся как на национальном уровне, так и в процессе глобализации мирового хозяйства. Этим определяется тот комплекс мер, что сегодня проводит государственная политика в области национального образования.

Ключевые слова.

Государственное регулирование, инновация, синергетический эффект, интеграция образования, научной деятельности и бизнеса.

Annotation.

Today, the world clearly demonstrated complex patterns associated with the formation of "new" economy based on knowledge, one feature of which is the closest, large-scale and multi-integration of education, science and business, which is manifested both at the national level and in the process of globalization the world economy. This is determined by the complex of measures, which now holds the state policy in the field of national education.

Key words. 

Government regulation, innovation, synergy, integration of education, science and business.

В настоящее время в системе высшей школы развивается инновационная инфраструктура высших образовательных учреждений, включающая: Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы; Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства; 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства; 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства; 76 университетских технопарков; 4 инновационно-промышленных комплексов; 15 учебно-научно-инновационных комплексов на базе университетов и академий.

По информации Минобрнауки РФ 75 % инновационных проектов используются в сфере промышленности и науки. Половина разработок реализована высшими образовательными учреждениями совместно с промышленными предприятиями, причем свыше 250 разработок экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. При этом на один рубль госбюджетных средств, выделенных на разработку инновационных проектов, приходится 2,3 рубля реализованной продукции. Одним из главных достижений является то, что начиная  с 2003-2004 учебного года, ежегодно растет число высших образовательных учреждений, организовывающих подготовку по специальности «Управление инновациями».

Следует отметить, что российская система образования представляет собой достаточно жизнеспособную структуру, которая не только выстояла в период переходной экономики, когда менялся тип экономической системы, но и приспособилась к новым социальным условиям. При этом процесс адаптации прошёл в короткие сроки.

В результате преобразований, которые проходили в различных высших образовательных учреждениях, созданы новые организационные формы и структуры, которые отличаются от существовавших ранее. Причем инициатором комплекса изменений являлось не правительство, а сами учебные учреждения, для которых предпринимательство стало средством не только выживания, но и развития.

По сути, именно высшее образовательное учреждение должно «отвечать» за темпы генерирования новых знаний, их коммерциализацию и обеспечивать непрерывность разнообразных инновационных циклов в национальной экономике.

В течение последнего десятилетия в сфере образования в России отмечается формирование следующих тенденций:

  • создание многоукладной системы образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;
  • ориентация системы образования на спрос не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, регионов, муниципалитетов, рыночной экономики и т. д., формирование элементов широкого и цивилизованного рынка образовательных услуг;
  • постепенное преодоление деформации в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений;
  • осознание на всех уровнях управления необходимости перехода от дискретной системы образования к непрерывной, соответствующей требованиям со стороны производства к профессиональной подготовке специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять профессиональные знания и опыт на основе инновационного обучения и отказ от сохраняющего обучения.

Тем не менее, остаются достаточно острыми проблемы устранения диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой спроса на рынке трудовых ресурсов, оптимизации сети образовательных учреждений в соответствии с потребностями, создание и развитие новых видов образования и типов образовательных учреждений, отражающих потребности инновационного развития национальной экономики.

Таким образом, по мнению автора, эффективная система образования – это многоуровневая система с возможностями дифференцированного обучения, реализующая индивидуальный и персонализированный подход к обучающимся, посредством внедрения инновационных образовательных и информационных технологий и воспитания социализированной творческой личности. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система, которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного типа, созидающего знания, что позволяет человеку получать непрерывное образование в течение всей жизни.

Объективно, на наш взгляд, существует задача создания необходимых условий для всестороннего и гармоничного развития каждого человека с обязательным учетом его способностей, мотивов, интересов, ценностных установок.

Сегодня интеграционные процессы в сфере науки и образования поддерживаются со стороны органов государственного управления и развиваются по инициативе научно-образовательной общественности, субъектов научно-образовательной деятельности. Нерешенным вопросом является взаимное согласование соответствующих информационных потоков. В значительной степени координации препятствует отсутствие системной информации, сложившихся представлений о том, как интеграционные процессы развиваются в реальной действительности; какие существуют нормативные, административные и прочие барьеры для научно-образовательной деятельности и как их быстрее преодолеть; каковы слабые и сильные стороны конкретных форм и механизмов интеграции; какие формы являются наиболее устойчивыми и эффективными; как наиболее рационально адаптировать зарубежный опыт и т.д. Указанные причины затрудняют принятие рациональных решений как на государственном уровне, так и на уровне конкретных научно-образовательных структур, препятствуют развитию интеграционных процессов.

По мнению автора, стимулирование инвестиций (государственных и частных) в развитие современного научно-образовательного комплекса, несомненно, усилят конкурентные преимущества России. Для этого государство должно создать не только правовые и организационные условия для их роста, но и инициировать эти процессы. Это позволит, в частности, отказаться от правовых актов, ограничивающих использование бюджетными учреждениями науки и образования заработанных средств, стимулировать их собственные инвестиции в создание инновационных структур (технопарков, инкубаторов новых технологий, центров трансфера технологий и т.д.).

Таким образом, государственная политика в сфере образования сегодня создает действенные механизмы по совершенствованию деятельности высших образовательных учреждений, их инновационному развитию, созданию интегрированных системы высшего образования, объединяющей образование, научную деятельность и бизнес для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда для инновационной экономики.

Список литературы:

  1. Карлофф Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. - М. : Экономика, 2007. - 239 с.
  2. Карнаухов С.Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007 – 236 с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: пер с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000.
  4. Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO19001:2004, OHSAS18001:2007 и  ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера: в 2 т. – М.: ИздАТ, 2009. – 356 с.
  5. Келс Г.Р. Процесс самооценки / Г.Р. Келс. - М. : МОНФ : Изд. центр науч. и учеб. программ, 2008. - 263 с.