СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ДЕПРЕССИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

 

 

Тарасенко Ю. И.

аспирант

Сумского национального аграрного университета

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ДЕПРЕССИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ


Украина сегодня, как и другие страны постсоветского пространства, после распада СССР, столкнулась с проблемами непрекращающейся миграции трудоспособного сельского населения, деградации сельских территорий, уничтожения инфраструктуры и исчезновения сельских населённых пунктов. Сегодня эти проблемы являются преградами на пути развития аграрного сектора экономики.

Органы законодательной и исполнительной власти Украины проводят ряд мероприятий по предотвращению деградации сельских территорий - принятием программ развития сельских территорий с выделением средств из государственного бюджета на поддержание их в надлежащем состоянии [1, 2]. Этих действия недостаточно для решения проблемы. Разработка Правительства Украины – так называемая «аграрная реформа Украины», как на национальном, так и на региональном уровне не создала благоприятную экономическую среду для развития села, а не решение вопроса - привело к сегодняшнему упадку сельских территорий [3].

Для прекращения застоя села и развития сельских территорий необходимо привлечь для работы в этой местности специальные трудовые ресурсы - высококлассных специалистов ведения бизнеса на сельских территориях.

А для того, чтобы обученная молодёжь постоянно работала и проживала сельской местности, ей нужно предоставить специальный льготный пакет привилегий и условий для работы (совместная разработка органов государственной и  местной власти).

Этот пакет включает в себя следующие гарантии:

а) предоставление земельного участка неосвоенных (депрессивных) сельских территорий, пригодных для ведения сельского хозяйства (размер устанавливается бизнес-проектом).

б) выплата единовременного подъемного пособия для начала своего дела (сумма будет указана в бизнес-плане проекта, финансирование которого будет осуществляться, как за средства местного бюджета, так и инвесторов (заинтересованных в проекте);

в) выплата из специально созданного Фонда (возможно сотрудничество с районным Центром занятости) в течение 6-ти месяцев помощи, приравненной к заработной плате в размере 2000,00 гривен (На I этапе реализации проекта, когда бизнес начнет приносить прибыль - полгода - достаточно).

г) обязательная социальная поддержка для приобретения (или строительства) жилья с привлечением программы молодежного кредитования. Предполагается предоставление бюджетного кредита сроком на 15-20 лет со ставкой вознаграждения (как в Казахстане) 0,01% годовых в гривне в сумме, необходимой для его строительства в сельской местности, где будет выдан участок для ведения агробизнеса (приблизительная сумма - не менее 20 000,00 гривен). Для этого на государственном и областном уровне принимается специальная программа кредитования жилья предпринимателей- выпускников вузов, которые намерены вести агробизнес на сельских территориях. Выполнение обязательств по кредиту обеспечивается залогом приобретаемого им жилья. Бюджетные кредиты предоставляются подотчетными исполнительными органами местного самоуправления (например, областной государственной администрации) с помощью заключения вышеуказанных кредитных договоров.

Льготные условия кредитования жилья заключаются в следующем:

1). Период освоения кредитов исчисляется с момента перечисления кредита со счета кредитора и составляет 24 (двадцать четыре) месяца - то есть на протяжении 2 лет кредит и проценты по кредиту не погашаются;

2). Бесплатное предоставление земельных участков под строительство на сельской территории, где будет работать специалист;

3). За счет бюджетных средств и средств инвесторов осуществление строительства и подведение инженерных сетей и транспортных коммуникаций к земельному участку, на котором будет строиться жилье.

Как основные, так и дополнительные условия по предоставлению, погашению и обслуживанию бюджетных кредитов будут регулироваться соответствующими специально разработанными программами и кредитным договором.

Местные органы власти (района или города областного значения), с учетом потребностей в количестве специалистов для развития конкретных сельских территорий на каждый год определяют размер средств государственного и местного бюджетов, которые необходимы для начала ведения агробизнеса на сельских территориях, в том числе и на социальную поддержку в приобретении (строительстве) жилья в этой же местности.

Для получения этого социального пакета поддержки предприниматель-выпускник вуза в течение недели после выпуска подает в соответствующие исполнительные органы власти при областной государственной администрации пакет необходимых документов, составляющих персональные данные.

Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет прием и регистрацию таких документов, проверяет достоверность представленных документов, проводит расчеты потребности финансовых средств и в течение пяти календарных дней со дня принятия документов направляет в специально действующую комиссию при областной государственной администрации.

Эта комиссия в течении десяти календарных дней с момента поступления документов от уполномоченного органа исполнительной власти рассматривает предоставленные документы и направляет рекомендацию органам управления того района (города областного значения), где находится сельская территория, требующая освоения.

В случае отказа в предоставлении мер социальной поддержки, уполномоченный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней направляет специалисту мотивированный ответ. Основанием для отказа является факт предоставления недостоверных сведений.

          Уполномоченный орган управления сельских территорий в течение десяти календарных дней с момента поступления рекомендации комиссии принимает постановление о предоставлении поддержки специалистам и выделения территории для ведения агробизнеса (сельского хозяйства).

В течение семи календарных дней после принятия постановления, между уполномоченным органом власти при областной государственной администрации и предпринимателем-выпускником вуза заключается соглашение о предоставлении полного социального пакета поддержки.

Реализация проекта обеспечит многоцелевой эффект, выражающийся в следующем:

- Привлечение в сельскую местность молодых специалистов-выпускников вузов - предпринимателей для осуществления производства аграрной продукции;

- Создание механизма пополнения бюджета;

- Зарождение коммунальной инфраструктуры;

- Обеспечение электро-, водо- и газоснабжения в сельские поселения;

- Модернизация дорожной сети и транспортного сообщения сельских территорий;

- Создание новых рабочих мест в производстве сельскохозяйственной продукции с социальным пакетом - повысит уровень занятости сельского населения.

Литература.

1. Державна цільова програма розвитку українського села на період до 2015 року, затверджена Постановою Кабінету Міністрів України від 19 вересня 2007 р. N 1158. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1158-2007-п

2. Концепція державної цільової програми сталого розвитку сільських територій на період до 2020 року, схвалена розпорядженням Кабінету Міністрів України від 3 лютого 2010 р. N 121-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minagro.kiev.ua/page/?9689

3. Малиенко. А. Аграрная реформа: почему так происходит? [Электронный ресурс]//Финансы в Украине. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2011/10/09/254642