Романтизм как необходимый и закономерный этап в истории философской мысли

 

К.ф.н А.С.Мамедова*

Национальная Академия Наук Азербайджана

Институт Философии, Социологии и Права

370143, Баку, ул. Г.Джавид, 31

тел: +994( 012) 5661828; E-mail: mamedov.afaq@yandex.ru

 

Романтизм как необходимый и закономерный этап в истории философской мысли


Как универсальное социокультурное течение, возникшее на определенной ступени общественного развития и сформировавшееся в тесной связи с философской, научной, социальной, политической, эстетической, этической и другими формами художественно-образного, рационального и иррационального освоения мира, романтизм занимает особое место в истории общественной и философской мысли. Распространившееся на идеологическую и политическую жизнь, это течение превратилось в неотъемлемую составную часть национального возрождения тех стран, где оно существовало. Романтизм развивался на почве духовной культуры нации, отличался своеобразным отношением к проблемам, порожденным существующей действительностью той или иной страны. Развивая местный образ жизни и способы мышления, восприятия и освоения мира, отражая исторические пути развития народа, обычаи и традиции, национальные корни, язык и культуру, романтизм, возникший в разных странах в различное время, приобрел национальные особенности, сохранив тем не менее свою идейную целостность.

Как универсальное течение романтизм в социокультурной жизни восточных стран возник в конце  XIX- начале XX  вв. Подобно тому, как это было на Западе, романтизм на Востоке оказал большое влияние на все сферы духовной культуры, став неразрывной составной частью национальной культуры страны.

В отличие от европейского романтизма, восточный романтизм не критиковал рационалистические идеи Просвещения, а, напротив, отводил их пропаганде широкое место. Это было связано с тем, что многие цели и идеи Просвещения и романтизма на Востоке сочетали в себе общечеловеческие интересы. Необходимо учесть и общность, сходство общекультурного уровня и социально-политического положения, медленное разрешение существующих проблем в эпоху, когда формировались эти течения.

В целом, как и на Западе, возникновение романтизма на Востоке явилось реакцией на кризис рационализма. Как и их предшественники, восточные романтики в познании мира, человека и общества предпочтение отдавали иррациональным моментам – воображению, религиозному откровению, интуиции и т.п. Однако, поскольку на Востоке Просвещение и романтизм существовали параллельно друг с другом, здесь по сравнению с Западом элементы Просвещения проявляются наиболее отчетливо. Несмотря на то, что представители Восточного романтизма на первый план выдвигали иррациональные средства познания, они все же постоянно отмечали значение науки, образования и просвещения в формировании гармоничной, совершенной личности, которой отводилась ведущая роль в создании идеального общества.

Возникнув в глобальном культурном пространстве в определенный исторический период времени, это универсальное течение охватило все области знания и творчества. Оно распространилось на художественную литературу, литературоведение и филологию, естествознание, музыку, изобразительное искусство, театр, теологию, социологию, философию, а также на историографию, герменевтику, эстетику и т.д. Распространяя свое творчество на различные сферы знания, представители романтизма демонстрировали «универсальность». Например, Новалис наряду с художественным творчеством, занимался наутрфилософией, математикой, медициной и т.д. Тик был поэтом, драматургом и литературным критиком. Шеллинг пытался объединить философию, мифологию, медицину и физику. Риттер был физиком, поэтом и публицистом. Братья А. и Ф.Шлегель занимались вопросами филологии, эстетики и искусствоведения. Шлейермахер интересовался не только теологией, но и проблемами морали.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что проявления романтизма в области общественных и гуманитарных наук более или менее изучены, его влияние на область естественных наук пока еще не исследовано.

Романтизм, распространившийся в область естественных наук (Риттер, Стефенс, Гюльзен), оказал свое влияние и на физику. Естественные науки ХIX века в качестве источника опирались на систему трансцендентального идеализма и натурфилософию Ф.Шеллинга. Натурфилософские идеи романтизма оказали влияние на учение об электромагнитном поле, Фарадеевскую физику. В романтическом естествознании пантеизм занимает центральное место. В целом имело место плодотворное взаимосотрудничество между романтической натурфилософией и физикой ХIХ века.

Под влиянием романтиков в литературе, гуманитарных, общественных науках в целом предпринимаются попытки к познанию национального своеобразия на основе изучения мифологии и фольклора, проведению сравнительного анализа единства и многообразия всемирной истории.

Как универсальное социокультурное течение в истории философской мысли романтизм создал систему художественно-образного освоения мира, обосновал не столько естественно-научное понимание предметов и явлений действительности, сколько их чувственно-эмоциональное, художественно-философское восприятие. Стремление к познанию субстанционального начала предметов и явлений окружающей нас действительности, природной гармонии, исследованию источника изменений, происходящих в природе, постижению смысла жизни, своего духовно-нравственного мира, самопознанию, интерес и изумление, риторика бесконечных познавательных вопросов – вот что определяет эволюцию и направления развития романтической гносеологии. Представители философского романтизма предпринимали попытки реформирования традиционного мышления, оказавшегося бессильным перед тайнами бытия. Романтики отвергали рассмотрение философии как обычной науки или ремесла.

По мнению романтиков, произведение искусства играет посредническую роль между эмпирическим и абстрактным, общим и единичным, идеальным и реальным. В нем конкретизируется абстрактное содержание, «бесконечное» проявляется в качестве «конечного», поскольку в произведении искусства посредством интуиции, лежащей в основе художественного творчества, становится возможным эмпирически  отразить и предать суду чувств, разума нематериальное, духовное. С помощью чувственного и рационально-логического знания же познать нематериальное бытие невозможно. Подобно тому, как природа и все сущее в качестве продукта эстетического сознания возникает в процессе самоотчуждения Абсолютного Духа, точно так же и человек, олицетворяющий в своем духовном, нравственном мире универсум, отчуждать свое «Я», следовательно, Абсолютное «Я», и наблюдать его со стороны может только в акте творчества. По мнению философов-романтиков, чтобы познать бытие, не надо наблюдать его со стороны, смотреть на него «сверху вниз». Необходимо проникнуть в свой собственный внутренний мир через постижение своего единства с универсумом. Исследовать мир необходимо, любя его; прежде чем приступить к изучению объекта исследования, надо сначала любить его. Для романтика любовь есть путь к проникновению в тайны жизни. Единство конечного и бесконечного достигается в любви. Любовь к универсуму помогает человеку как элементу целостной системы понимать посредством любви свое единство с ним. По мнению Шеллинга, если изучающий природу не относится к ней с любовью, то он никогда не познает ее (природу).

Для гносеологии философского романтизма, как и для его онтологии, характерно учение пантеизма, тождества природы и творца. Познающий человек в конечном итоге познает свое единство с макрокосмом. Философское наблюдение за окружающим миром, средой, романтическая ориентация, оценка и обработка материалов, полученных из человеческой жизни, - все это акцентирует внимание на роли романов в процессе познания. В философии романтизма большое место в познании истины отводится пути самоотчуждения индивида, пониманию обнаружения Абсолютного «Я» в индивидуальном «Я». В таких ситуациях живопись становится одним из важных средств и даже познавательных методов, к которым обращается художник-романтик. В целях познания объекта, систематизации эмпирических знаний о нем субъект чувствует необходимость представить первые ощущения, чувства и настроение, возникающее от этих чувств, другими словами, видеть бесконечное посредством конечных вещей. Материализуя посредством воображения и представления свои знания об идеальной, абсолютной истине, субъект пытается достичь конкретности и достоверности.

В философском романтизме природа и, косвенно, Творец- Бог выступают в качестве поэта, художника, композитора и философа, которые полны любви. Согласно философии романтизма, поэтическое вдохновение понимает природу лучше, чем разум ученого. Гармония природной поэтичности как продукт эстетического сознания божественного творца, природа как совершенные произведения искусства открывают свои тайны тому, кто восторгается красотой, пробуждает в душе прекрасные чувства. Разум, по мнению романтиков, требует  от человека быть хладнокровным, обдумывать свои поступки. Во время того или иного события ум, рассудок выдвигает на передний план интерес, чувства же – совесть как гаранта внутреннего спокойствия. С другой стороны, согласно романтикам, природа для ума – лишь объект исследования. Для чувств же она есть все.

Традиции романтизма как универсального социокультурного течения оказали влияние на творчество многих мыслителей, в том числе А.Шопенгауера, Ф.Ницше, З.Фрейда, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера. Романтические традиции продолжили такие течения, как «Философия жизни», экзистенциализм, импрессионизм, модернизм.

Целостный взгляд на романтическое течение дает основание полагать, что в познании мира, достижении истины данное течение использовало разные подходы и исследовательские методы. Их творчество крайне противоречиво. Романтики не были сторонниками академической философии. Ясно, что в их творчестве ощущается попытка объединения философского и художественного, поэтического стиля мышления. Не имея точного критерия в данных вопросах, романтики отдавали предпочтение то философскому, то художественно-поэтическому стилю мышления. Эта черта прослеживается и в научных, эстетических, этических и социальных взглядах романтиков. Сказанное подтверждает мысль о том, что исследовать творчество романтиков необходимо, основываясь не на «едином концептуальном каркасе», а на принципе плюрализма.

Надо отметить, что романтизм изучался только в рамках литературоведения и искусства. Как универсальное движение в глобальном социокультурном пространстве и как этап в истории общественной и философской мысли романтизм мало изучен. Хотя исследователи по мере возможности и использовали политико-экономические, литературоведческие и другие эпитеты романтиков, частично касаясь проявлений романтизма в искусстве, эстетике и политической идеологии, все же в целом они не уделяли должного внимания определению места романтизма как универсального течения в различных областях знания, силы его воздействия на общественно-идеологическую сферу.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что существуют общие параллели в описании и исследовании философской проблематики в западном и восточном романтизме. И, несмотря на пространственно-временные различия, романтизм как определенный этап в развитии восточной и западной культур представляет собой единое и целостное идейное течение.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Мамедова А.С. Философия Азербайджанского романтизма ХХ века. Баку, 2003, 168 стр.
  2. Мамедова А.С. Философия романтизма Баку, 2011, 168 стр.
  3. Реале Дж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней (От романтизма до наших дней) Санкт-Петербург, т-4. 1997.
  4. Nikolas Kompridis. Philosophical romanticism Routledge, 2006, 304 p.