ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

 

Беляев А.С.

аспирант кафедры экономики строительства

Харьковская национальная академия городского хозяйства

 

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

Строительный комплекс – совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующаяся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечения производства основных фондов народного хозяйства [6]. Как видно из приведённого определения, предприятия строительного комплекса включают собственно строительные предприятия, а также предприятия, обеспечивающие вспомогательную деятельность по подготовке производства, непосредственно производства и реализации строительной продукции. Собственно строительные предприятия производят основную долю производимой продукции в строительной отрасли, поэтому именно они заслуживают пристального внимания и всестороннего изучения. Поскольку собственно строительные предприятия являются промышленными предприятиями, к ним применимы практически все научные разработки относительно конкурентоспособности промышленных предприятий, в т.ч. и определения факторов конкурентоспособности.

Факторы – движущие силы процессов. Применительно к конкурентоспособности предприятия факторы являются показателями, по которым можно оценить и повысить её уровень. Изучением факторов конкурентоспособности предприятий занимались такие учёные, как И. Ансофф; М. Портер; А. Дайан, А. Олливье и Р. Урсе; А. Томпсон и А. Стрикленд; Ф. Котлер др.

Фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено М. Портером в работе [5]. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией предприятий, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или поддерживающих отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.

По приоритетности воздействия М. Портер [5] факторы конкурентоспособности подразделяет на основные и развитые. Основные – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированные рабочая сила и т.д. Они достаются в наследство, даром. К развитым относятся современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследовательские центры университетов и т.п. Развитые факторы часто строятся на базе основных.

В зависимости от степени специализации М. Портер [5] все факторы конкурентоспособности делит на общие и специализированные. К общим факторам он относит систему автомобильных дорог, дебетовый капитал, персонал с высшим образованием, эти факторы могут быть использованы в широком спектре отраслей. К специализированным факторам относятся: узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей.

Также М. Портер [5] подразделяет факторы конкурентоспособности на естественные (географическое положение, природные ресурсы и др.) и искусственно созданные (техника, технология и др.).

Французские экономисты А. Дайан, А. Олливье и Р. Урсе выделяют такие факторы конкурентоспособности [1]:

1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

3) цена товара, к которой следует прибавлять возможную наценку;

4) финансы – как собственные, так и легко мобилизуемые;

5) торговля с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

6) послепродажное обслуживание, позволяющее предприятию закрепить за собой клиентуру;

7) внешняя политика предприятия, представляющая собой способность предприятия управлять в позитивном плане своими отношениями с политическими властями, прессой, общественным мнением;

8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

А. Томпсон и А. Стрикленд выделяют следующие факторы [7]: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов), производственные (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда), распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), квалификационные (ноу–хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка), прочие факторы (имидж, патентная защита и др.).

Ф. Котлер [3] основное внимание уделяет внешним (возможности и угрозы) и внутренним (сильные и слабые стороны) факторам конкурентоспособности предприятия, выделение этих факторов происходит в контексте SWOT-анализа предприятия. Предприятие также должно постоянно отслеживать основные факторы макросреды (демографические, экономические, технологические, политические, юридические, социальные, культурные), а также значимые моменты микросреды (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики).

Сравнительный анализ предлагаемых классификаций факторов конкурентоспособности предприятия представлен в табл.1.

Таблица 1

Сравнительный анализ классификаций факторов конкурентоспособности предприятий

Авторы классификации

Признак, положенный в основу классификации

Достоинства

Недостатки

М. Портер [5]

детерминант конкурентного преимущества, приоритетность воздействия, степень специализации, присущие изначально или приобретённые

- довольно полный охват признаков классификации;

- учитывает развитие системы

- нет чётких критериев разделения на группы

А. Дайан, А. Олливье и Р. Урсе [1]

векторы компетентности

- даёт довольно полную картину о деятельности предприятия;

- может служить основой для ресурсной оценки конкурентоспособности предприятия

- не учитывает важных факторов внешней среды (напр., привлекательность отрасли)

Ф. Котлер [7]

пространственный

- может быть положена в основу позиционирования предприятия на рынке;

- возможность построения на основе внешних и внутренних «дерева факторов»

- набор факторов зависит от развития предприятия

А. Томпсон и А. Стрикленд [3]

функциональный

- довольно полный охват деятельности предприятия;

- может служить основой для оценки конкурентоспособности предприятия

- сведение факторов конкурентоспособности к деятельности предприятия, не учитывает внешние факторы

На основе приведённого анализа, а также анализа работ [2; 4; 8], предлагается авторское видение классификации факторов конкурентоспособности предприятий (табл. 2).

Таблица 2

Сводная классификация факторов конкурентоспособности предприятий

Признак классификации

Факторы конкурентоспособности

Приоритетность воздействия

1) основные;

2) развитые

Степень специализации

1) общие;

2) специализированные

Источник возникновения

1) естественные;

2) искусственно созданные

Пространственный

1) внешние;

2) внутренние

Ресурсный

1) технические;

2) технологические;

3) кадровые;

4) пространственные;

5) ресурсы организационной системы;

6) информационные;

7) финансовые.

Характер воздействия

1) стимуляторы (положительно влияют на конкурентоспособность);

2) дестимуляторы (отрицательно влияют на конкурентоспособность)

Область деятельности

1) конкурентоспособность продукции;

2) наличие др. видов конкурентных преимуществ;

3) способность вести борьбу за рынок.

 

Представленная выше классификация отражает факторы конкурентоспособности промышленных предприятий, и в полной мере применима к строительным предприятиям. Система факторов конкурентоспособности предприятия может быть положена в основу показателей для оценки конкурентоспособности. Таким образом, учитывая эти факторы, предприятие сможет объективно оценить свою конкурентоспособность и принять соответствующие меры по её повышению в случае необходимости.

 

Список использованных источников:

 

1. Академия рынка: маркетинг / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.— М.: Экономика, 1993.— 574с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М.: Экономика, 1989.— 519 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер; пер. с англ. / под ред. С. Г. Божук.— СПб.: Питер, 2006.— 464 с.

4. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: методы таксономии и факторного анализа / В. Плюта; пер. с польс. В.В. Исакова.— М.: Статистика, 1980.— 151 с.

5. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ.– М.: Изд. дом "Вильямс", 2005.— 608 с.

6. Российская архитектурно-строительная энциклопедия. Т. 3, ч. 2. Экономика строительства и инвестиционный процесс / под ред. Е.В. Басина. М.: Альфа, 1996.— 574 с.

7. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ.— М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006.— 928 с.

8. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / под ред. А.П. Градова. — СПб.: Спецлитература, 1999. — 589с.