ФАКТОР МИКРОСРЕДЫ В ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ МОЛОДЕЖИ

 

 

Ельникова Г.А.,

доктор социологических наук, профессор,

Белгородский университет кооперации, экономики и права

Алиев Ш.И.,

кандидат юридических наук, доцент

Дагестанский филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права

 

 ФАКТОР МИКРОСРЕДЫ В ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ МОЛОДЕЖИ

 

Жизненные стратегии являются одними из самых сложных и интересных явлений человеческой жизни. Они отражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность к изменению собственной жизни во имя этого будущего. При множестве имеющихся в социологической науке определений жизненные стратегии   понимаются нами как идеальная модель, представляющая собой систему целей и задач человека во всех сферах его жизнедеятельности, а также способов их достижения и репрезентирующая смысл его жизни.

Статья написана по результатам проведенного авторами социологического исследования,  в котором участвовали молодые люди из Дагестана и Белгородской области.

На формирование жизненных стратегий оказывает влияние множество различных факторов. Социокультурные факторы жизненных стратегий (их можно определить как макро- и мезофакторы) репрезентируют, с одной стороны, те жизненные цели и задачи, которые присущи каждой личности – здоровье, личное счастье, материальное благополучие; с другой стороны, их динамику и соотношение, присущие определенному конкретно-историческому периоду развития общества, а также конкретной социально-экономической и социокультурной ситуации в рамках определенного региона. В последнем случае общечеловеческие жизненные цели корригируются с условиями жизни представителей определенного социума, проживающего на конкретной территории. Макро- и мезофакторы определяют основную тенденцию в формировании жизненных стратегий молодежи. Но системы жизненных стратегий отличает большое многообразие, которое основывается на микрофакторах или микросреде и дополняется конкретным сущностным содержанием.

Под микросредой нами понимается та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности; поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. К микрофакторам (микросреде)  формирования   жизненных стратегий относятся семья, референтные группы (в том числе: группы сверстников, формальные и неформальные группы, в которые входит или с которыми соприкасается личность), различные  общественные, государственные, религиозные и воспитательные организации и субкультуры, присущие указанным выше группам.

В формировании системы личностного проектирования жизни молодежи наиболее значимым является влияние семьи. Семья для человека есть его микрокосм.    Семья – не только важнейший, но и первый фактор социализации человека. «Для ребенка, – пишут П.Л. Бергер и Б. Бергер, – семья –  это целый мир людей и значений, представляющих для него огромную важность. Вначале это, конечно, его единственный мир»[1, c. 103]. Преимущественно в семье определяется как содержательная часть жизненных проектов молодых людей, так и тактика их реализации. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека, во многом определяет стиль его жизни. На жизненные проекты влияют следующие параметры семьи: структура, социально-культурный и социально-экономический уровни, образ жизни. Семья дает человеку ориентирование в мире, способствует, во многом, самоидентификации, определяет те ресурсы, социальные и личностные, на которые может рассчитывать человек в будущем.

В семье человек проходит очень важный этап своего жизненного пути – детство.  Представление человека о своем будущем во многом зависит от того, каким  было его детство. В этом плане показательно интервью, данное  в рамках нашего исследования молодым человеком, студентом из Дагестана: «У меня было тяжелое детство, не было отца и деда. Я хочу, чтобы мои дети (а их будет не меньше четырех) были более счастливыми и всегда ощущали поддержку своего отца».

Вторыми по степени влияния на жизненные стратегии молодежи среди микрофакторов являются референтные группы.

Открытие феномена референтной группы в социальных науках относят к 40-м годам ХХ века и приписывают американцу Герберту Хаймену. Термином «референтная группа» он обозначил социальные общности, под воздействием которых индивиды постоянно оценивают ситуации и свое поведение.

Теория референтных групп получила свое развитие в работах Р. Мертона, Г. Келли, Т. Ньюкомба, Р. Хартли,  М. Шерифа, Т. Шибутани и других. Т. Ньюкомб, в частности, выявил позитивные и негативные референтные группы.    М. Шериф обратил внимание на то, что референтные группы превращают социальные установки в «систему отсчета» не только для самооценки личности, но и для оценки  явлений социальной  жизни, для формирования личностью своей «картины мира». Т. Шибутани выделил  три функции референтной группы: нормативную, сравнительно-оценочную и побудительную.

В наиболее полном виде теория референтных групп изложена в работах Р. Мертона. Р. Мертон прежде всего определил то множество социальных групп, которое может быть отнесено к референтным группам. «Референтных групп всегда, в принципе, бесчисленное множество: любая из тех групп, в которой индивид является членом, а таких сравнительно немного, точно так же, как и группы, в которых он членом не является, а таких, конечно, целый легион, может стать точкой отсчета при формировании своих установок, оценок и поведения»[2, с. 106]. По Р. Мертону, референтные группы – это сообщества, представляющие интересы, установки, ценности, на которые ориентируются индивиды; такие группы, к которым индивид может принадлежать или не принадлежать, но на которые он ориентируется в формировании установок и конструировании своего поведения»[2, с. 106]. Естественно, что референтные группы при помощи создаваемых установок влияют и на формирование  жизненных стратегий.

Референтные группы обладают определенными признаками, среди которых наиболее важными являются престижность/успешность, признанность, влиятельность,  возможность поддержки, позиционирование общности целей.

Референтность (соотнесенность) группы может быть  для индивида постоянной или ситуативной, то есть индивид соотносит себя с определенной группой постоянно или только в каких-то определенных ситуациях. Постоянной  референтностью для молодого человека обладают группы сверстников, формальные или неформальные группы, в которые он входит (группы членства); ситуативной – группы, в которые он непосредственно не входит, но которые, с его точки зрения, обладают всеми признаками успешности и престижности. Жизнь ситуативной референтной группы кажется более привлекательной, поэтому такая референтная группа, как показывают исследования, иногда оказывает большее влияние на формирование жизненных стратегий молодежи, чем группы членства. Так, жизнь современной «золотой молодежи», эксплицируемая во всех средствах массовой информации, становится мерилом успешности миллионов молодых людей. Последние в проектировании своей жизни в качестве образцов берут стили и образы жизни «светских львов и львиц». 13% респондентов нашего исследования высказало желание  жить как Ксения Собчак, Алсу, Дима Билан. «Жить как звезда» в их представлении означало: «иметь большую, хорошую квартиру в Москве»; «быть всегда на виду»; «иметь богатый гардероб и много обуви», «ни в чем себе не отказывать». 

 Со стилем и образом жизни в жизненные проекты молодых людей проникают и предполагаемые ценности «золотой молодежи»: иметь как можно больше денег; «тусоваться»; «не иметь комплексов», «встречаться со знаменитостями»; «отдыхать в любой точке земного шара, где захочется». Следует заметить, что названные в ответах респондентов «звезды», талантливы и много работают, но это ушло из поля зрения респондентов.

Группы сверстников в качестве референтной группы также оказывают большое влияние на формирование  жизненных стратегий молодых людей. Причем чем моложе личность (в рамках границ возраста молодежи 15-29 лет), тем сильнее это влияние. И.С. Кон классифицирует группы сверстников  по следующим параметрам: социальному статусу (группы принадлежности); по типу лидерства (демократические и авторитарные); по пространственной локализации; по ценностной направленности (просоциальные, асоциальные и антисоциальные), по юридическому статусу и месту в социальной системе (формальные и неформальные). Каждый класс групп сверстников оказывает свое характерное влияние и на жизненные стратегии молодых людей, при этом основным механизмом влияния является общение.

Общение со сверстниками по сути своей  есть «специфический вид деятельности и межличностных отношений»[3, с. 87]. В ходе этого общения у молодых людей вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивается набор социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы – Ивановы», «мы – мальчики», «мы – старшая группа», «мы – октябрята» и т.д.), усложняется и «образ Я»[4, с.264]. Общение со сверстниками – это вид эмоционального контакта, обеспечивающий чувство эмоционального благополучия и устойчивости и облегчающий «автономизацию от взрослых». Неслучайно со своими жизненными планами, уже имеющими конкретные очертания,  молодой человек 14-15 лет знакомит первыми своих товарищей и обсуждает их с ними. Молодых людей объединяет нацеленность на будущее и в целом схожее представление о жизни, которое «не отягощено» знаниями о ней. Так, проводимые нами исследования среди старшеклассников показали, что жизненные планы они обсуждают, главным образом, со своими сверстниками: «Родителей интересует только то, куда я пойду учиться дальше»; «Только мои друзья знают, что я хочу уехать в Москву и устроиться там на работу, а в вуз поступать пока не хочу. Постараюсь устроиться на какую-нибудь фирму. У меня в Москве есть друзья, они подскажут и помогут»; «Я с подругой пойду учиться на парикмахера или визажиста, родители об этом еще не  знают. Они хотят, чтобы я шла на юридический»; «Я родителям никогда не говорила, что хочу прежде всего устроить свою личную жизнь, а учиться мне не нравится»; «Мы с моим другом хотим в армию, хотим проверить себя. Потом, может быть, пойдем в военное училище. Родители же считают, что в армию служить идут сегодня только неудачники».

Воздействие группы сверстников на формирование жизненных стратегий происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся подражание и идентификация. Подражание является одним из главных побудительных мотивов в действиях молодых людей. Подражание происходит чаще всего бессознательно. Объектом подражания оказываются прежде всего сверстники, пользующиеся наибольшим уважением в данной референтной группе. Подражание идет на уровне общего стиля жизни, манеры поведения. Жизненные стратегии на данном этапе жизни у отдельных представителей молодежи также представляют собой подражание жизненным стратегиям чаще всего лидеров группы сверстников. Неслучайно молодые люди из одной группы (как правило, неформальной) после окончания школы могут выбрать одну и ту же специальность, поступить в один и тот же вуз. Так, при опросе студентов учреждения среднего профессионального образования на вопрос: «Почему вы выбрали данную специальность?», получили 12% ответов следующего содержания: «Мы вместе с другом так решили»;   «У меня здесь уже учится друг»; «Многие из нашего класса решили здесь учиться».

Идентификация как процесс отождествления себя с кем-либо через  группу сверстников также очень важен для молодых людей, особенно 15-17 лет. Она  позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире, определить цель в жизни. Идентификация с группой сверстников помогает молодому человеку определиться с набором базовых ценностей. Идентификация, например, с группой сверстников, которые большую часть своего времени проводят на дискотеках, или с теми, кто любит путешествовать, приводит к разным ценностным ориентациям и в конечном итоге к разным жизненным целям, что находит свое отражение и в жизненных стратегиях.

 К микрофакторам, оказывающим влияние на формирование жизненных стратегий, относятся и разного типа организации.  Организации в современной социологии рассматриваются как большие ассоциации людей, созданные для достижения определенных целей[5, с.330]. Организации сопровождают человека всю жизнь и отражаются на ее восприятии.

Наибольшее влияние на формирование жизненных стратегий оказывают учебно-воспитательные организации (школы, вузы и т.д.). Они   дают молодым людям конкретные знания, навыки и умения, приобщают к культуре общества, создают условия для индивидуального развития и духовно-нравственной ориентации. Именно организации данного типа формируют у молодых людей определенную картину мира, которая становится важным элементом их жизненных стратегий.

Для молодых людей, уже начавших свою трудовую деятельность, важную роль в видении жизненных перспектив играют организации, членами которых они сами являются. С данной точки зрения,  влияние на жизненные  стратегии оказывают три  элемента организации: коллектив как референтная группа; иерархическая структура как репрезентация возможностей; организация в целом как декларирование определенного статуса.  Сплоченность коллектива и его доброжелательность; демократический тип управления и мягкая иерархическая структура организации, в которой молодой, только что начавший свой трудовой путь,  чувствует себя полноправным членом; высокий статус фирмы зачастую приводят к тому, что молодой человек изменяет свое мнение о своей будущей профессиональной деятельности и начинает связывать ее с данной организацией.  «Раньше я хотела быть юристом, но мне не удалось поступить. Я пошла работать диспетчером на фирму. Мне нравятся люди, с которыми я работаю, нравится то, что мы делаем. Конечно, высшее образование надо получить. Пойду заочно учиться на менеджера, буду менеджером по работе с клиентами».

Негативный опыт работы в организации также влияет  на дальнейшие жизненные планы молодых людей. «С детства хотела быть врачом, пошла работать санитаркой в больницу. Теперь убедилась, врачом никогда не буду»; «Я учился на факультете бухгалтерского учета, родители устроили на подработку в одну организацию, где я должен был помогать бухгалтеру. Нет, это не мое. Буду переходить на другой факультет».

Таким образом, среда, которая является непосредственным социальным окружением индивида, и ее элементы  эксплицитно влияют на  жизненные стратегии молодежи, объясняя в то же время и  их  многообразие.

 

 

Литература

  1. Бергер П.Л., Бергер Б. Биографический подход // Личностно-ориентированная социология.  М.: Академический Проект, 2004.
  2. Мертон Роберт К. Продолжение анализа теории референтных групп и социальной структуры / Пер. с англ. В.Ф. Чесноковой // Референтная группа и социальная структура / Под ред. С.А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991.
  3. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  4. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ.   2-е изд., полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005.   
3.           Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.