ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

 

Ощепкова Наталия Геннадьевна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства,

Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск Алтайского края

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ


Значительные трансформации, происходящие в сфере образования в России сегодня, касаются всех его звеньев, в том числе и выпускных экзаменов средней общеобразовательной школы. Новая систему итоговой оценки учебных достижений выпускников вызывает потребность в подготовке учащихся к этой форме контроля. В этой связи, актуальным становится и вопрос повышения роли самостоятельной работы в процессе подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену (ЕГЭ), эффективность которой зависит от профессионального педагогического управления, то есть способности учителя создать определенные организационно-педагогические условия для развития данного субъектного качества учащихся.

Проблема самостоятельности и самостоятельной работы являлась темой изучения педагогов на протяжении всей истории развития педагогической науки. На огромное значение самостоятельной работы указывали виднейшие педагоги и просветители такие, как А. Дистервег, Н.А. Добролюбов, Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи неоднократно обращались к вопросам формирования умений самостоятельной учебной деятельности, раскрытию роли и места самостоятельности в формировании человеческой личности, определению понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная деятельность», «самостоятельность».

Однако, несмотря на важность и значимость, понятие «самостоятельная работа» до сих пор не имеет единой дефиниции и остается разноречивым в педагогической литературе. Самостоятельная работа рассматривается как метод обучения (Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.), форма обучения (Н.Г. Дайри, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.), работа по заданию учителя (Б.П. Есипов), мотив деятельности (Б.П. Есипов и др.), форма организации учебной и познавательной деятельности (И.Э. Унт и др.), средство организации и управления познавательной деятельностью (П.И. Пидкасистый и др.), вид учебной деятельности (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя и др.) (См.: [1], [2], [3], [4] и др.). Различные точки зрения на раскрытие сущности исследуемого понятия, по нашему мнению, не противоречат друг другу, так как в их характеристику заложены с одной стороны внешние признаки самостоятельности (управление, организация, педагогическое руководство, дидактическое средство и т.д.), а с другой – внутренние, обусловленные познавательными функциями учащегося, такие как мотивы, творческий характер, самоорганизация, самоконтроль и др. Придерживаясь мнения И.А. Зимней, считаем наиболее обоснованным для нашей проблемы последний подхода к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа», согласно которому рассматриваемая категория определяется как вид учебной деятельности.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что сущность самостоятельной работы раскрывается через установление путей руководства ее выполнением, описание организационных форм, определение объема и содержания, способов контроля, то есть вопросов ее организации. Под организацией самостоятельной работы мы понимаем совокупность мероприятий, включающих управление, планирование, мотивацию, обучение, материально-техническое и методическое обеспечение и контроль.

Эффективность организации самостоятельной работы достигается выполнением ряда условий, к основным из которых можно отнести: планирование самостоятельной работы; наличие алгоритмов выполнения самостоятельной работы; материально-техническое и методическое обеспечение; повышение мотивации самостоятельной работы и роли деятельности самостоятельного характера (самоорганизация, самоконтроль, самоанализ, рефлексия); определение видов консультационной помощи; адекватные виды, формы контроля, критерии оценки.

Самостоятельная работа старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ, в нашем понимании, является средством организации и управления познавательной деятельностью, проявляющейся в учебной деятельности в рациональной, без помощи учителя, но под его руководством, самоорганизации учащимся своей самостоятельной деятельности по формированию готовности к ЕГЭ.

Одной из форм организации такой деятельности может выступать элективный курс «Готовимся к единому государственному экзамену».

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни их них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартном уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий [5, с.15]. Представленный курс относится ко второй группе.

Возможные трудности при прохождении итогового испытания выпускниками школ (сдаче ЕГЭ) связаны в основном с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей). Таким образом, можно говорить о трех видах трудностей: познавательные, личностные и процессуальные. Познавательные трудности проявляются в недостаточном объеме знаний, а также в недостаточной сформированности навыков работы с тестовыми заданиями. Основное проявление личностных трудностей - повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания. К процессуальным трудностям относятся трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов и критериями оценки.

Курс школьной математики в основном состоит из теоретического обоснования способов решения различных видов задач. Поэтому, естественно, что решению задач уделяется огромное внимание и значительное учебное время. За годы обучения в школе каждый ученик решает более 10 тыс. различных задач, которые используются для разных учебных целей: для формирования мотивации и интереса к учебной деятельности; иллюстрации и конкретизации учебного материала; выработки у школьников специальных умений и навыков; для контроля и оценки результатов их учебной работы и т.д.

У большинства учеников, да и у некоторых учителей, складывается представление о существовании необозримого число разнообразных методов решения задач, и разобраться в этом многообразии очень сложно. Практика математического образования показывает, что многие школьники и их педагоги, преподающие математику, не всегда пытаются это делать, утруждая себя в самостоятельном обобщении используемых способов решения.

Сказанное выше обусловливает целесообразность дополнения уроков математики в старших классах элективным курсом «Готовимся к ЕГЭ», который, на наш взгляд, позволит сформировать готовность выпускников средних общеобразовательных школ к итоговой оценке учебных достижений в форме ЕГЭ.

Цель курса: дополняя школьные (урочные и внеурочные) занятия подготовить учащихся к ЕГЭ посредством организации самостоятельной работы.

Ожидаемые результаты: когнитивная готовность: сформированная база знаний, умений и навыков в области школьной математики; процессуальная готовность: знания, умения и навыки оперирования понятиями ЕГЭ; психологическая готовность: сформированность мотивов, доминирующее ядро которых ориентировано и максимально вовлечено в значимую деятельность на данный период времени и с перспективой на будущее; овладение совокупностью личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями ЕГЭ; рефлексивная готовность: сформированность умений и навыков рефлексии и осуществление корректировки собственной контрольно-оценочной деятельности.

Программа курса рассчитана на 144 аудиторных часа (2 часа в неделю, 72 часа в год), для подготовки учащихся 10-11 классов.

Формы работы: мини-лекция, тренинг, семинар, модерация, тьюториал, тестирование, консультация и самоподготовка.

Методы работы: словесные (лекция, беседа, дискуссия, объяснение, инструктаж, консультирование); активные (ролевые игры, мозговой штурм); практические (упражнения, групповое обсуждение, работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций, тестирование); логические (организация и осуществление логических операций); методы самостоятельной работы (для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составлений плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; ознакомление с нормативными документами; использование компьютерной техники и интернета; для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и др.); ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста; составление таблиц и алгоритмов решения задач; составление плана решения; подготовка сообщений к выступлению на элективном курсе; подготовка докладов; изучение нормативных документов, тестирование; для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение схем, алгоритмов; рефлексивный анализ).

Успешность данного курса определяется, по нашему мнению, следующими организационно-педагогическими условиями: смещение позиции учителя от изложения готовых знаний к организации учения; субъект-субъектное взаимодействие учителей и старшеклассников; применение задачного характера упражнений; создание личностно ориентированной образовательной среды; мониторинг оценивания и рефлексии самостоятельной работы старшеклассников.

Таким образом, элективный курс «Готовимся к единому государственному экзамену», дополняя школьные (урочные и внеурочные) занятия позволит сформировать готовность выпускников средних общеобразовательных школ к единому государственному экзамену посредством организации самостоятельной работы.

 

Литература:

1.  Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Государственное учебно-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – 240 с.

2.  Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – Ростов-на Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

3.  Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

4.  Усова А. В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе / А. В. Усова, З. А. Вологодская. – М.: Просвещение, 1981. – 158 с.

5.  Элективные курсы в профильном обучении /Министерство образования РФ = Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144 с.