Роль индивидуальных заданий – проектов в процессе обучения студентов –филологов (на материале английского языка)

 

 

Головина Л.А

старший преподаватель НТУУ “КПИ”

 

Роль индивидуальных заданий – проектов в процессе обучения студентов –филологов (на материале английского языка)


В статье рассматриваются некоторые аспекты постановки и реализации индивидуальных заданий с элементами научного анализа для студентов факультета лингвистики – будущих филологов и переводчиков.

Как известно, процесс изучения иностранного языка студентами основывается как на аудиторных формах работы, так и на выполнении самостоятельной работы, включая индивидуальные задания/проекты творческого характера.

Многие зарубежные специалисты в области изучения иностранных языков, в частности Чеймберз и Нортедж (1997) cчитают, что данный процесс является моделью исследовательской работы студентов в широком смысле этого слова, в особенности на старших курсах. Конечно, результатом такой работы не являются какие-то научные открытия. Однако, она развивает способности студентов воспринимать новые идеи, объединять их с теми знаниями, которые они получили раньше и в дальнейшем эффективно использовать вновь приобретенные знания [1, с.21].

Большинство студентов с интересом и ответственностью относятся к выполнению индивидуальных заданий – проектов. Такие задания подготавливают студентов к самостоятельным исследованиям, которые они проводят в ходе написания курсовых, бакалаврских и дипломных работ.

Для студентов факультета лингвистики объектом исследования может быть выбран текст на языке оригинала, а также сравнительный анализ текста на языке оригинала и его адекватного перевода на родной язык.

Текст может быть рассмотрен на разных уровнях. Однако, существует ряд факторов, которые влияют на успешную реализацию подобных проектов. Студент должен иметь достаточный уровень теоретических и практических знаний по соответствующей тематике. Кроме того, в ходе выполнения проекта студент должен иметь поддержку со стороны преподавателя в виде инструкций и необходимых консультаций. Это особенно важно на начальном этапе, при выполнении студентом первых проектов.

Приведём несколько примеров индивидуальных заданий-проектов для студентов 3-4 курсов.

Тема лингвистического исследования: анализ подбора лексики в аутентичном тексте.

Для проведения данного исследования студентам необходимо иметь определённый уровень знаний в области семантики и семантических отношений в языке, явлений синонимии, антонимии и т.д. В ходе исследования студенты должны провести соответствующий анализ лексического наполнения текста и ответить на вопрос: почему автор текста выбрал именно те, а не иные лексические единицы и какова их коннотация.

Например, одним из интересных объектов исследования могут быть так называемые колористические прилагательные – эпитеты. Если автор использовал в описании слово “white”, то можно проанализировать, обозначает ли оно лишь цвет какого-либо объекта или же оно является символом и подразумевает, например, чувство чистоты, духовности. В последнем случае следует учитывать культурологический фактор, т.к. слово “white” может передавать разные значения символов в различных культурах и у разных народов. Или, например, слово “red”, в одном случае его имплицитным значением будет “страсть, яркие эмоции”, в другом случае оно может означать агрессию.

В художественной литературе отношение автора к своим персонажам и событиям часто определяются выбором существительных, глаголов, прилагательных с позитивной и негативной коннотацией.

Необходимо также обратить внимание студентов на тот факт, что в средствах массовой информации подбор лексики, которую использует журналист, может указывать на его идеологическую принадлежность или личное отношение к описываемым событиям.

В качестве примера можно привести следующее задание для студентов: подберите два текста на одну тематику, сравните подбор лексики в них, найдите общие лексические единицы, используемые в обоих текстах, и те, что отличаются в них. Проанализируйте, как одни и те же идеи реализуются с помощью разных слов, подбора разной лексики и т.д.

Например, при обсуждении темы “Роль средств массовой информации в современном обществе”  можно предложить студентам проанализировать статьи из различных периодических изданий на английском языке, которые освещают важные события в общественной жизни: выборы, экономические и социальные проблемы. Цель исследования – выявление общего и различного в освещении того или иного явления с точки зрения их лексического наполнения. Прежде чем начать данное исследование можно предложить студентам ознакомиться с книгой Дж. Оруэлла “1984” в которой он детально рассматривает возможность использования такого приёма, как подбор лексики с целью манипулирования общественным сознанием.

Ещё один пример задания-проекта. Предлагается сравнить два перевода одного и того же аутентичного текста из художественного произведения и проанализировать различный подход переводчиков к подбору лексики и соответственно, конечный результат, вполне возможно – различный психологический эффект, достигнутый при переводе.

Индивидуальные задания – проекта могут затрагивать и такой языковой аспект, как роль стиля в тексте. Необходимо напомнить студентам тот факт, что при чтении текста мы реагируем не только на главную идею или информацию, содержащуюся в тексте, но и на языковые средства выражения этой идеи; иногда возможно даже на уровне подсознания. Это ещё раз подтверждает важность анализа языковых единиц, использованных в тексте. В качестве примера можно привести задание, где студентам предлагается сравнить и проанализировать описание какого-либо образца бытовой техники (персональный компьютер, мобильный телефон, микроволновая печь, телевизор, и.т.д.), которое даётся в инструкции по эксплуатации и описание того же прибора в рекламном буклете или флаере, где авторы стараются должным образом рекламировать его и убедить покупателя приобрести товар.

Ещё один пример задания. Студентам предлагают выбрать брендовый товар или услугу и сравнить их рекламу в различных изданиях. В условиях жёсткой конкуренции на рынке можно найти существенные различия между рекламой товара/услуги, например, в глянцевых журналах, предназначенных для достаточно обеспеченных людей и ежедневных журналах и газетах для менее обеспеченной аудитории. В этом случае можно исследовать особенности рекламных текстов с точки зрения целевой аудитории.

Приведем пример задания, связанного с бытовой тематикой, а именно: студентам предлагается сравнить и проанализировать рецепты приготовления одного и того же блюда в различных кулинарных книгах на иностранном языке, прежде всего с точки зрения их лексического разнообразия.

Подводя итоги можно сказать, что использование элементов научного анализа в процессе обучения на занятиях по иностранному языку для студентов-филологов и будущих переводчиков, а также при выполнении ими индивидуальных заданий – проектов, способствует развитию навыков исследовательской работы студентов, повышает уровень их языковой компетенции и мотивации в целом.

Литература:

1. Chambers, E.&A.Northedge  Good Study Guide. Buckingham – Philadelphia: Open University Press. 1997 –237 pp.