Совершенствование обучения детей трёх лет конструированию из строительных материалов

 

Калинковская С.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Закрайнова О.Р.

Студентка VI курса

заочного дошкольного отделения факультета дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Совершенствование обучения детей трёх лет

конструированию из строительных материалов

Конструктивная деятельность занимает особое место в жизни дошкольника. Именно этот вид детской деятельности наиболее значим для становления самосознания ребенка четвёртого года жизни, для открытия им деятельности как совокупности замысла, материалов, инструментов, последовательности этапов работы и результата практических действий.

Над вопросом руководства конструктивной деятельностью детей четвёртого года жизни работали многие учёные и педагоги (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.).

В современной системе дошкольного образования при достаточно глубокой проработанности вопроса содержания деятельности детей в рамках конструирования из строительных материалов сохраняется проблема определения алгоритма деятельности воспитателя по обучению детей конструированию из строительного материала.

Реализуя в своей педагогической деятельности методические рекомендации Н.М. Крыловой, мы столкнулись с тем фактом, что в планах-конспектах, предложенных для реализации воспитателям, нет подробного описания процесса обыгрывания построек. В связи с этим, мы специально разработали примерные варианты развития строительных игр детей. В ходе практической деятельности мы заметили, что при развитии строительной игры младших дошкольников на этапе самостоятельности и творчества у них возникала потребность в отображении специфических черт знакомых им построек городского пейзажа, которые дети встречали в повседневной жизни. То есть уже во второй младшей группе детского сада дети подходят к необходимости выявления и передачи специфических черт реально существующих объектов, и эту особенность, на наш взгляд, необходимо учитывать при организации обучения детей трёх лет конструированию из строительных материалов.

К сожалению, в методических рекомендациях для второй младшей группы детского сада задача обучения дошкольников строительству зданий, входящих в область их ближайшего окружения, отдельно не прописана, поскольку считается, что уровень знаний, умений и навыков у детей четвёртого года жизни ещё недостаточен для выполнения таких сложных действий. Данное противоречие, на наш взгляд, можно разрешить, вписывая обобщённые постройки зданий в игровое поле, обладающее признаками окружающей детей реальности, например, расставляя клумбы схожие по форме с клумбами расположенными возле детского сада или домов в которых живут дети, фонари, специфической формы улицы, определённой ширины, длины и пересечений. Для того чтобы помочь детям реализовать в своих играх со строительным материалом потребность в отображении реального, знакомого им городского пейзажа, мы изготовили специальные атрибуты: дороги, фонтаны, полянки, лужки, кусты, макеты деревьев и т.д.

Для оптимизации строительной деятельности детей Н.М. Крылова предлагает использовать модель пяти пальцев, в которой мизинец – это замысел, то, что мы будем делать; безымянный – выбор материала из которого мы будем что-либо делать, или то, что будем преобразовывать; средний – выбор средств достижения цели, оборудования для преобразования материала, выбранного объекта; указательный – определение последовательности действий, обеспечивающих поэтапное осуществление деятельности по достижению задуманного результата; большой – результат, которому в конце деятельности будет дана оценка в форме развернутой системы высказываний на основе рефлексии  и саморефлексии [1].

Осуществляя обучение детей планированию, организации и оценке своей деятельности по заданной модели мы столкнулись с тем, что на третьем этапе – выбор средств достижения задуманного, дети младшего дошкольного возраста начинают философствовать, рассуждать и приходят к выводу о том, что мало материальных средств для успешного осуществления деятельности, надо ещё хорошенько подумать головой. Эти рассуждения, поддержанные воспитателем, подводят детей к инициативе по дополнению содержания третьего этапа и включению в его перечень не только оборудования, но и «головы».

Выстраивая работу по обучению детей конструированию из строительных материалов с учетом описанных нами педагогических условий, мы смогли вывести детей в заданном виде деятельности на очень высокий уровень. Результативность адаптированного нами алгоритма Н.М. Крыловой заключалась не только в воспроизведении детьми примеров сложных построек, предложенных воспитателем, но и в создании своих авторских вариантов зданий, которые объединялись в города, села, деревни. При этом постройки становились центром сюжетно-ролевых, театральных и других игр младших дошкольников.

 

Литература:

1. Крылова Н.М. Программа Детский сад – дом радости. – Пермь, 2005.