Деятельность Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в контексте теории управления

 

 

Сизых Д.Н.

Студент 3 курса Технологического института

Северо-Восточного федерального университета

Деятельность Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия)

в контексте теории управления

 

Проблемы функционирования менеджмента являются актуальными в современной науке и практике. В целях эффективной работы предприятия необходимо учитывать не только инновационные разработки в определенной сфере деятельности предприятия, но и результаты научных исследований в области управленческой деятельности организации.

В теории управления существует целый ряд основательных работ, посвященный рассмотрению функций управления. Исследователи Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др. обращаются к рассмотрению функций менеджмента, отталкиваясь от специфики природы управления и исторических тенденций развития теории управления [4, с. 12-17].

В 2008 году издается учебное пособие И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и В.И. Шеина «Корпоративный менеджмент», в котором рассмотрены проблемы инвестиционной привлекательности и эффективного менеджмента, вопросы формирования репутации компаний в контексте эффективного управления корпорациями [1, с. 17-21]. Авторы останавливаются на некоторых аспектах корпоративного менеджмента, имеющего целенаправленный характер. Отметим, что в первое десятилетие нашего рубежного времени исследователями в области менеджмента актуализируется рыночная ситуация России.

Истоки современного менеджмента проанализированы ученым Е.П. Михалевой, сосредотачивающей свое внимание на смене парадигм российского управления и направлениях регулирования управленческой деятельности [2, с. 11]. Подробно рассмотрены общие функции менеджмента: планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство и контроль.

 На портале «Технологии корпоративного управления» (iTeam) публикуются новейшие исследования в сфере управления компанией. В поле  зрения А. Ренарда, автора одной из последних статей, попадает конфликт как «рабочий инструмент» менеджера. Речь идет о рациональном поиске выхода из проблемной ситуации. Исследователь видит эффективное решение  возможного возникшего противоречия в его управлении: «Конфликтная ситуация совершенно не обязательно перерастет в конфликт. Пока она лишь чревата им. Вопрос в том – будем ли мы дальше управлять этой ситуацией или отпустим ее «на самотек»» [7].

Управление формализованными и персонализированными знаниями как непрерывный практический процесс использования профессиональной информированности специалистов компании прослеживается Ю. Покалюк,  который ссылается на опыт корпорации «Microsoft», одной из крупнейших газовых компаний мира «Газпром» и других компаний [5]. Автор статьи приводит примеры управления знаниями, среди которых оказывается тройственная модель, в основе которой три элемента: сотрудники, технологии и процесс, связанных между собой.

Осуществление управленческой деятельности подразумевает владение и использование различных приемов и способов, выбор которых продиктован реализацией конкретной функции менеджмента.

В качестве основных функций современного менеджмента все без исключения российские исследователи называют планирование, организацию, мотивацию и контроль. Функция координации и регулирования деятельности предприятия либо выделяется учеными и практиками отдельно, либо учитывается на этапе контроля.

Особое внимание исследователи проблем в области организации менеджмента на предприятии уделяют разработке его стратегии и миссии, четкой формулировке его целей и задач, реализации которых подчинена вся деятельность предприятия. Особый пласт современных исследований посвящен проблеме управления персоналом, а также поиска эффективного выхода из возможных конфликтных ситуаций, чему посвящены последние публикации на портале «Технологии корпоративного управления» (iTeam).

В Управлении Федерального Казначейства по Республике Саха (Якутия) функции современного менеджмента реализуются достаточно эффективно. Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по РС (Я) создано в 1995 году.

Согласно п.1 Положения об Управлении Федерального Казначейства по РС (Я) [6] УФК является территориальным органом Федерального казначейства. Управление находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Согласно п.3 Положения Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему отделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами деятельности Управления являются:

1. кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2. кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством РФ и с соответствующими соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3. иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации (Раздел II Положения). Ниже приведена подробная организационная структура УФК по РС (Я).

 

Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет ряд функций в установленной сфере деятельности. Назовем некоторые из них:

1. открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2. открывает и ведет лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обслуживаемым Управлением распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

3. доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями средств федерального бюджета, показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования и их изменения;

4. ведет реестр обслуживаемых Управлением распорядителей и получателей средств федерального бюджета и другие.

На официальном сайте Федерального Казначейства представлены документы (миссия и ценности; стратегическая карта на 2010-2015 годы; мероприятия по ее эффективной реализации), проанализировав которые можно сделать вывод о реализации функций менеджмента. Ниже приводится фрагмент соответствующей таблицы с официального сайта [3].

 

Основные компоненты стратегии развития Казначейства России включают: государственную власть, клиентов и общественность; финансовое обеспечение деятельности; внутренние функциональные и управленческие процессы; кадры. Подробно разработаны и размещены на сайте основные мероприятия на 2012 год по реализации стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 годы, которые разбиты на группы, отвечающие стратегическим целям и задачам. Например, цели сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публичных правовых образований Российской Федерации (открытый бюджет) соответствует задача обеспечение прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов и мероприятие –  обеспечение соответствия консолидированной финансовой отчетности принципам фискальной транспарентности.

Организационная структура Казначейства России выглядит следующим образом [3].

 

Организационная структура Управления Федерального Казначейства по Республике Саха (Якутия) была представлена выше.

Проанализировав официальные документы Федерального Казначейства и Управления ФК по РС (Я), отметим некоторые аспекты деятельности Казначейства, которые, на наш взгляд можно усилить в русле эффективной реализации функций современного менеджмента. Следует отметить целесообразность участия представителей Управления в научно-практических мероприятиях, проводимых иными территориальными Управлениями Федерального Казначейства России либо выступать их организаторами. Подобные мероприятия востребованы и демонстрируют необходимость обсуждения ряда проблем и, прежде всего, стратегических целей и задач Казначейства России, в частности, по казначейскому исполнению бюджетов (опыт межрегиональной научно-практической конференции, организованной  ГОУВПО «Дальневосточная академия государственной службы и Управлением Федерального Казначейства по Хабаровскому краю 19 ноября 2010 г.). Необходимо проводить мероприятия, направленные на активизацию интереса к казначейской деятельности среди практических работников и в молодежной среде, организацию дискуссий по всем видам деятельности органов Федерального казначейства, проблемам по реализации новых направлений деятельности органов ФК России, вести работу в имиджевом направлении и популяризации государственной службы.

Литература

 

1. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г., Шеин В. И. Корпоративный менеджмент. Под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 781 с.

2. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 175 с.

3. Официальный сайт Казначейства России // http://www.roskazna.ru/

4. Плахова Л.В., Анурина Т.М. и др. Основы менеджмента. [Электронный ресурс]. – Орел: Орел- ГИЭТ, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

5. Покалюк Ю. Построение системы управления знаниями [Электронный ресурс]. // http://www.iteam.ru/publications/human/section_55/article_4399/

6. Положение об Управлении Федерального Казначейства по РС (Я) // http://yakutia.roskazna.ru/

7. Ренард А. Менеджер и конфликты: избегать нельзя участвовать [Электронный ресурс]. // http://www.iteam.ru/publications/human/section_44/article_4400/