КОРОЛЬ АРТУР - ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЙ ПЕРСОНАЖ КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 2. История

 

Велиева С.Ф.

Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет»

 

КОРОЛЬ АРТУР - ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЙ ПЕРСОНАЖ КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ


Король Артур - циклообразующий  персонаж кельтской мифологии и рыцарских романов, легендарный вождь, объединивший Англию под своей властью. В британской традиции Артур признается образом совершенства, «королем былого и грядущего» [11 , с. 32]; через последнее определение возникает тема идеального правителя как связующего звена между прошлым и будущим. Артур- символ толкуется как олицетворение «истинной Британии» (именно такую трактовку образа Артура получает все чаще в современной художественной литературе).

Формирование центрального образа этой легенды включает в себя несколько этапов: ранний псевдоисторический; этап, когда Артур представал как великий герой рыцарских романов; этап, когда началась деградация образа, и этап, когда Т. Мэлори был создан роман «Смерть Артура», который лег в основу «Артурианы» последующих эпох[12 , с. 168].

Король Артур - подлинный король-воин, национальный герой Британии, фигура, в которой с легкостью узнается как реальный исторический персонаж, так и мифический герой. Для многих он луч света в смутные времена британской истории. Только при упоминании имени короля Артура в воображении возникают картины рыцарских поединков, образы прекрасных дам, таинственных волшебников и вероломства в замках предателей. Но что, же скрыто за этими, на первый взгляд, романтическими историями эпохи Средневековья?

Конечно же, Артур - литературный персонаж. Существует цикл преданий, относящихся к рыцарским романам об Артуре, например в кельтской литературе. Но каков, же реальный герой? Есть ли основания полагать, что истории о великом британском короле, который вел соотечественников в жесточайшие сражения, простив саксов,- реальные исторические события?

Судя по археологическим и текстологическим свидетельствам, наиболее вероятным является предложение о том, что образ Артура собирательный. В основе легенды лежит один или несколько реальных персонажей- правителей, которые защищали Британию от грабительских набегов саксов. Легенда вместила в себе элементы кельтской мифологии и сюжеты средневековых романов, что и составило образ короля Артура, которого мы знаем сегодня. Таким образом, в основе предания об Артуре лежат реальные исторические события. А просуществовала легенда об Артуре так долго только потому, что этот образ затрагивал глубины сознания людей и отвечал их внутренним потребностям не только в герое, но и в короле, который бы воплощал дух британских земель.

Артуровский цикл утверждает идеальный мир с идеальным правителем во главе, воспевают доблестных героев, которые наперекор судьбе защищают добро и справедливость. Артур- правитель устанавливает порядок в Британии и неустанно воюет, поддерживая его. Он сам воплощение духа рыцарства и окружает себя цветом рыцарства. Характерно, что узнав об измене Гвиневры, он говорит: « Я больше горюю о моих добрых рыцарях, чем о моей доброй королеве, потому что у меня может быть новая королева, а такого содружества доблестных рыцарей не будет уже никогда» [15]. Король Артур узнает, что его власть приносит не только свободу, но и ответственность, не только привилегии, но и необходимость жертвовать собой.

В образе Артура у Мэлори критика находит слияние трех тио источников:

  1. Кельтская мифология и народные предания Уэльса. Выдвигались предложения о происхождении образа Артура от общекельтского божества плодородия по имени Artor. Волшебные элементы его истории - самый древний пласт образа.
  2. Первые письменные упоминания об Артуре содержаться в латинских хрониках средневековых британских историков, из прочих персонажей они упоминают только Мордреда. Здесь Артур- военный вождь одного из британских племен, возглавивший сопротивление захватчикам англосаксами. К этому кругу источников восходит представление об Артуре как о великом воине и государе.
  3. Средневековые французские романы [13], основанные на устной кельтской традиции. Здесь впервые появляются Камелот, Круглый Стол, меч Калибурн (или Экскалибур), поиски священного Грааля. Самостоятельную роль начинает играть Гвиневра и Ланселот, определенней вырисовываются характеры остальных рыцарей Круглого Стола.

Крупнейший исследователь артурианы, английский ученый Ю. Винавер писал: « Мэлори изобразил в Артуре самый совершенный и достойный образец рыцарства, основоположника его славных традиций. Под предводительством Артура рыцарства превратилось в практику, следование которой делает её приверженцев неуязвимыми для врагов. Помимо техники боя, понятие «рыцарство» включает в себя хорошее воспитание, доброту, вечность и честь- эти качества создают, как показывает пример Артура, совершенного рыцаря, который готов к любым жертвам и осознает важность своей миссии» [15].

Артур вполне мог быть исторической личностью, британским военным вождем в VI веке; но значение его - мифический герой, бессмертный солнечный воин. Он – самый популярный и самый романтический из кельтских солнечных героев. Древний миф окружает его имя, образуя «Плоть Британии», серию великих средневековых произведений, чья сила не угасает доныне.

Выводы: прослеженная нами история формирования артуровской легенды показывает, что к XVI столетию в нее входили многие элементы и мотивы, которые сделали её чрезвычайно популярной в елизаветинской Англии. Это и « римско- императорское» происхождение короля Артура, и его военные успехи как в борьбе с захватчиками, так и захватнических войнах, и его умение сплотить нацию для решения важных проблем, и его блестящий двор, и воплощенное в его истории ощущение взлета перед падением, расцвета перед поражением. Многие из этих мотивов оказались чрезвычайно созвучны настроениям, царившим на Британских островах.

 

 

«Король Артур» [16].

 

Литература

  1. Алексеев М. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. - М.: Высшая школа. – 1984.- 352с.
  2. Гальфрид Монмутский. История бриттов: Жизнь Мерлина. – М.: Наука. – 1984. – 286с.
  3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.- Политиздат. – 1991. – 525с.
  4. Мифологический словарь. /Ред. – упоряд. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1998. – 674с.
  5. Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура. – М.: Наука. – 1072. – 799с.
  6. Мортон А.Артуровский цикл и развитие феодального общества // Мэлори Т. Смерть Артура – М.: ТЕРРА. – 1993. – 769с.
  7. Соболева К.А. Мифологические аспекты «Сказания о Берене и Лутиэн» Дж.Р.Р.Толкина». //От Возраждения до постмодернизма: сборник аспирантских статей по истории зарубежной литературы. М., МАКС Пресс,2005. – 64с.
  8. Уронов Д. М. Английская литература: Литература XVI в. Поэзия // История всемирной литературы. – М.: Наука. – 1985. Т.З. – 299с.
  9. Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Айрис- Пресс. – 2004. – 544с.
  10. Шкунаев С.В. Предания и мифы средневековой Ирландии. – М.: Наука. – 1985. – 496с.
  11.  (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006. - 720с.
  12. Миф в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2003, с.294.
  13. «Романа о Лисе» («Roman de Renard»), - XIII в.
  14. Культура мифа. Ладыгина О.М.  М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2000
  15. www.licey.net/lit/foreign/melory
  16. www.altritter.ru/articles/istorija/135.html