Экономический механизм взаимоотношений предприятий по производству и переработке зерна

 

ПОД- СЕКЦИЯ 13. Экономика отраслей хозяйства.

 

Гульмира Куанышевна Нарбаева

 старший преподаватель кафедры «Экономика»

Казахский Агротехнический университет им. С. Сейфуллина

г. Астана, Казахстан 

 

Экономический механизм взаимоотношений предприятий по производству и переработке зерна

 


Сложная и многогранная сеть внутрихозяйственных отношений, охватывающих производство, обмен, распределение и потребление сельскохозяйственной продукции, во многом определяет уровень производительности труда и эффективность хозяйствования в аграрном секторе экономики, его устойчивость, способность преодолеть тенденцию к развалу и полной деградации социальной сферы на селе.

В условиях плановой системы практически все элементы инфраструктуры  зернопроизводящей сети находились в государственной собственности и создавались централизованно в рамках отдельных отраслей за счет бюджетных и собственных средств предприятий. Исключение составляла  лишь инфраструктура  системы потребительской кооперации (Центросоюз). Тем не менее, в силу остаточного принципа финансирования темпы роста инфраструктуры отставали от темпов роста производства, что создавало диспропорции между потребностью в услугах и возможным объемом их оказания.

Переход к рынку и последующее разгосударствление инфраструктурных объектов, их приватизация, частая смена собственников, прекращение государственного финансирования и другие причины повлекли за собой разрушение их материально-технической базы, диверсификацию производственной деятельности, снижение уровня использования имеющихся мощностей и даже полное закрытие объектов, необоснованное повышение стоимости предоставляемых услуг. Новые её элементы (рыночные)  до последнего времени остаются не вполне достаточными, доступными для всех хозяйствующих субъектов, а нередко просто отсутствуют. Недостатки в области складирования зерна связаны:

  • Ø с диспропорциями в размещении объёмов производимого и товарного зерна и ёмкостями для его хранения в отдельных регионах республики;
  • Ø со слабой материально-технической базой большой части зернохранилищ, особенно находящихся в собственности сельскохозяйственных предприятий, государства, в составе интегрированных формирований или работающих самостоятельно. Имеющиеся сельскохозяйственные хранилища не приспособлены для хранения товарного зерна. Особенно это актуально для средних предприятий. Крупные линейные элеваторы не в состоянии улучшить свою материально-техническую базу либо по причине отсутствия у них стимулов для этого в силу частой перепродажи объектов;
  • Ø с сохранением монополизма линейных элеваторов, установлением ими высоких тарифов за предоставляемые   услуги по хранению, подработке  и отгрузке зерна, обезличиваем товарных партий, что при отсутствии  у товаропроизводителей  возможности самостоятельно осуществлять эти процессы не создаёт у них заинтересованности в производстве более качественного зерна. Имеет место сдача емкостей в аренду, что ведёт к росту тарифов.

При рыночных преобразованиях существенно меняются экономические взаимоотношения отраслей, под которыми обычно понимают их взаимные поставки продукции и предоставление услуг, осуществляется замена централизованно устанавливаемых объемов и структуры межотраслевых поставок продукции на её реализацию в порядке свободной купли-продажи в определяемых спросом объемах и соотношениях.

Изменения отношений связаны с приватизацией не только сельскохозяйственных зернопроизводящих, но и также заготовительных и перерабатывающих предприятий. Формирование акционерных, кооперативных и других заготавливающих зерно предприятий было ориентировано на создание конкуренции, как условия функционирования зернового рынка. Однако, с учетом ключевого экономического значения производства и реализации зерна необходимо государственное регулирование его реализации и использования, на  основе создания, в определенной мере под контролем государства, фондов зерна, гарантирования производителям  минимальных размеров цен, субсиди-рования производства в тех или иных зонах определенных видов зерна.

Важным средством государственного воздействия на зерновой рынок является также, с учетом различия интересов участников зернопродуктового подкомплекса, нормативно-правовое регулирование их взаимоотношений. Оно должно включать разработку стандартов на продукцию, сооружения и оборудование для хранения зерна, нормативы его естественной убыли и потерь, тарифов на услуги, условия функционирования контрольных органов. Необходимо также налаживание, для обслуживания рынка зерна, информационно-маркетинговой службы.

Важной особенностью формирования межотраслевых экономических отношений в условиях рынка и его государственного регулирования в аграрном секторе является необходимость создания общегосударственных и региональных продовольственных сырьевых фондов. Они предназначены для экспортных поставок, создания страховых и резервных запасов, необходимость которых обусловлена нестабильностью  сельскохозяйствен-ного производства в условиях его объективной зависимости от изменения климатических условий.

Обслуживание процесса купли-продажи осуществляется с помощью рыночной инфраструктуры, призванной обеспечивать свободное движение зерна, сохранности и рационального использования продукции. Недостаточно эффективное использование рыночных механизмов в регулировании экономических отношений по всей цепочке от производства сельскохозяйственной продукции до ее конечного потребления привело к возникновению множества посредников на отдельных стадиях единого технологического цикла. Это привело к значительному росту цен на отечественные продовольственные товары, сделав их неконкурентоспособ-ными по сравнению с импортной продукцией.

Перерабатывающие предприятия упрочили свое монопольное положение, установив на сельскохозяйственное сырье неоправданно низкие цены, в результате производство его стало нерентабельным даже в крупных предприятиях, использующих передовые технологии производства.

Расчеты показывают, что закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, используемую на переработку, часто не покрывают затраты на ее производство. Например, по данным Информационного Агентства «Казах-Зерно», себестоимость пшеницы 3 класса в разрезе областей в 2010 г. установилась на уровне 10763 тенге за 1 т, а цена ее реализации составила от  20431  до 24680 тенге. В то же время, цена, которую платит потребитель за продовольственную продукцию, по нашим оценкам, достаточна для получения прибыли на всех стадиях процесса производства, переработки, хранения и реализации. Убытки сельскохозяйственных предприятий образуются не столько от неэффективности самого производства продукции, сколько от той доли выручки, которая достается им от конечной цены, оплаченной потребителем. Товаропроизводители, начинающие цикл системы хранения, обращения и экспорта, уровень рентабельности которых составляет 36,1 % и 27,0 % рентабельности.

Быстрое увеличение объемов производства зерна потребовало значительного расширения мощностей предприятий элеваторной  промышленности преимущественно за счет нового строительства. Эти предприятия в республике в современных условиях характеризуются, по сравнению с элеваторами на территории СНГ, повышенной емкостью и более современным оборудованием.

Основные функции предприятий элеваторной промышленности определяются их ролью как посредников между производителями зерна и осуществляющими его переработку предприятиями мукомольной, крупяной и комбикормовой промышленности. Они осуществляют закупки и хранение товарной части валового сбора  зерна; подготовку партий целевого назначения – для снабжения отраслей перерабатывающей промышленности, обеспечения сельского хозяйства обработанным индустриальными методами семенным зерном, проведение обменных операций: зерна на зерно, комбикормов на зерно.

Развитие производственно-технологических связей между сельским хозяйством и элеваторной  промышленностью является предпосылкой для образования между ними устойчивых экономических отношений. Экономические отношения зернового хозяйства и элеваторной промышленности  определяются, наряду с уровнем производства зерна, материально-технической базой, обеспечивающей прием, часть послеуборочной доработки, хранение зерна и последующую его отгрузку потребителям.

В период освоения целинных и залежных земель,  в нашей республике была создана достаточно мощная техническая база для послеуборочной обработки, сохранности и переработки зерна, представленная тремя крупными звеньями.

Первый уровень работы с зерном – это механизированные  тока  агроформирований, выполняющие функции приема и первичной обработки зерна, поступающего с поля, кратковременного хранения и формирования зерновых партий, предназначенных на внутрихозяйственные нужды и реализацию.

Второй уровень – глубинные хлебоприемные предприятия системы элеваторной промышленности. Они закупают зерно, доводят его до определённых кондиций, формируют однородные партии зерна, осуществляют их хранение и отгрузку потребителям: мукомольным, крупяным и комбикормовым заводам, также относящимся к третьему уровню линейным элеваторам, расположенным на крупных железнодорожных и водных магистралях.

Третий уровень – линейные и портовые (распределительные) элеваторы выполняют роль накопителей и перевалочных баз по формированию крупных партий зерна, предназначенных для межрегиональных и межгосударственных потребителей, семенных и переходящих фондов, госрезервов, сосредоточенных в областных центрах и крупных городах. В отдельных случаях эти элеваторы могут также выполнять функцию хлебоприемных пунктов по закупкам зерна из близлежащих зернопроизводящих хозяйств.

Стоимость основных средств первой и второй частей примерно одинакова. Однако научно-технический процесс, их разрешающая возможность в деле обеспечения сохранности зерна, имеет большое различие и, к сожалению, не в пользу первого уровня. И здесь имелись значительные перекосы.

Выполняя свои функции по закупкам и хранению зерна в условиях государственной хлебной монополии, последние два уровня зернохранилищ находились в наиболее благоприятных условиях материально-технического снабжения. Особый приоритет получали крупные элеваторы (3 уровень), удаленные от мест производства на значительные расстояния.

Это объясняется тем, что строительство токов в совхозах и колхозах велось под лозунгом, который вытекал из проводимой тогда хлебной политики: «Первое товарное зерно и все товарное зерно в сжатые сроки государству». В связи с этим, в совхозах и колхозах не строилось зерносушильное хозяйство, имелось очень мало емкостей для хранения зерна, полностью отсутствовали мобильные хранилища в виде небольших элеваторов.

В то же время первому звену, от состояния материально-технической базы которого во многом зависят результаты всего комплекса работ по послеуборочной обработке и хранению зерна, отводилась пассивная роль временного перевалочного пункта, подлежащих централизованному распределению государственных ресурсов зерна.

Мониторинговые исследования показывают, что в северных областях республики, где производится основной удельный вес твердых сортов пшеницы, в результате порчи зерна на токах и смешивания лучших партий зерна с худшими на элеваторах, Казахстан перестал отгружать большие партии твердой пшеницы, хотя еще 7-8 лет назад удельный вес твердой пшеницы, отгруженной за пределы республики, составлял 60-70 %.

Серьезным негативным фактором, на наш взгляд, явилось полное самоустранение государства в период приватизации и, особенно, в процессе становления зернового рынка. Все это привело к образованию множества посреднических, и в значительной мере спекулятивных структур с вытекающими отсюда последствиями. Нередко закупками зерна стали заниматься далекие от знания сельскохозяйственного производства посредники, в соответствии с этим наращиваются объемы продаж зерна за наличные деньги, что, в свою очередь, не приводит к укреплению технической базы по послеуборочной обработке и хранению зерна, ни к пополнению бюджета.

Второй уровень, т.е. бывшая система заготовок,  имеет зерносушильное и очистительное хозяйство, не плохие элеваторы, удельный вес которых составляет более 40 %. Хлебоприемные предприятия и элеваторы располагают технической базой для быстрой разгрузки, послеуборочной обработки и длительного хранения зерна.

Этот перекос в развитии технической базы первого уровня сейчас остро ощущается непосредственно производителями зерна. Проблема обеспечения сохранности зерна в бывших совхозах, колхозах и крестьянских хозяйствах настолько сложна, что решить ее в сложившихся условиях без значительных потерь выращенного зерна во многих случаях практически невозможно.

Для достижения максимальной обоснованности темпов и пропорций развития зернохранилищ требуется комплексный подход, при котором вся их сеть рассматривается в единой системе независимо от их принадлежности.

При этом интересы оперативного  выполнения всего комплекса технологических операций на начальном этапе организации уборочно-заготовительных работ и на этой основе предотвращения значительных потерь зерна требует пересмотра сложившихся приоритетов в направлении опережающего увеличения  емкостей зернохранилищ первого и второго звена, расположенных вблизи производства размещаемого в них зерна.

По мнению С. К. Мизанбековой,  в перспективе в регионах Казахстана должна возрасти доля зернохранилищ первого и второго уровня, размещенных в непосредственной близости от мест производства товарного зерна. Она отмечает, что в  условиях нашей республики в качестве сельских зернохранилищ наиболее перспективными являются быстросборные  металлические хранилища вместимостью до 10 тыс. тонн. Опыт их использования показал ряд преимуществ перед традиционными железобетонными зернохранилищами, а также мини-элеваторами. В условиях рыночной экономики перемещение значительных объёмов хранения и обработки зерна в хозяйства существенно меняет характер экономических отношений производителей и покупателей зерна.

Основная часть (около 85%) элеваторно-складских емкостей республики сосредоточена в элеваторной промышленности. Они обеспечивают единовременное хранение около 25,0 млн. тонн зерна, из них 10,0 млн. тонн или 40% на элеваторах, 14 млн. тонн (56%) на механизированных складах и 754 тыс. тонн (3,2%) на немеханизированных складах.

Экспертные оценки специалистов элеваторной промышленности позволяют сделать вывод о том, что имеющиеся емкости хранения достаточны с учётом потребностей закупок не только в среднеурожайные и в высокоурожайные годы.

В сельскохозяйственных предприятиях республики емкости зернохранилищ (с учётом коэффициента заполняемости 0,75) покрывают лишь 30% потребности в хранении семян и фуражного зерна. В составе этих емкостей всего лишь 25% хранилищ типовые, но и они не обеспечены средствами механизации загрузки, распределения и выгрузки.

Для достижения максимальной обоснованности темпов и пропорций развития зернохранилищ требуется комплексный подход, при котором вся их сеть рассматривается в единой системе независимо от их принадлежности. С одной стороны необходимо использовать для хранения внутрихозяйственных зерновых фондов складские емкости элеваторной промышленности, с другой, наращивание и модернизация их в хозяйствах.

При этом интересы оперативного выполнения всего комплекса технологических операций на начальном этапе организации уборочно-заготовительных работ и на этой основе предотвращения значительных потерь  зерна требует пересмотра сложившихся приоритетов в направлении опережающего увеличения емкостей зернохранилищ первого и второго звена, расположенных вблизи производства размещаемого в них зерна. При этом экономические взаимоотношения предприятий должны основываться только на взаимовыгодных условиях, исключающих всякие элементы диктата как со стороны государства, так и предприятий монополистов, потребляющих сельскохозяйственную продукцию и производящих материально-технические  ресурсы. По мнению С. К. Мизанбековой, для восстановления нарушенного в ходе реформирования АПК технологического, экономического, организационного единства процессов производства зерна, его хранения, переработки и реализации, достижения эффективных конечных результатов необходимо принять следующие меры.

Прежде  всего, проблемы обеспечения организованного и выгодного для производителей сбыта зерна требуют укрепления и развития материально-технической базы послеуборочной обработки и хранения зерна непосредственно в местах его производства. Такая тенденция прослеживается в зерновой политике практически всех крупных зернопроизводящих стран мира. Так, например, в США свыше 60% емкостей приходится на долю фермерских зернохранилищ. Общая вместимость фермерских зернохранилищ в Канаде примерно втрое превышает суммарную вместимость внефермерских  зернохранилищ.

В настоящее время по северным областям Казахстана из имеющихся объемов зернохранилищ только 10,4% размещены в местах производства зерна, а это в 8,6 раза меньше объемов зернохранилищ, которые размещены в несельскохозяйственной сфере.

В условиях, когда отменен централизованный (организуемый государством практически одновременно с уборкой урожая) вывоз зерна из токов и ХПП, перед сельскими товаропроизводителями встала проблема обеспечения сохранности не только товарного, но и семенного, и фуражного зерна. Решить эту проблему предлагается путем приведения в соответствие емкостей зернохранилищ с объёмом валового сбора зерна.

У сельских товаропроизводителей ограничиваются возможности в повышении экономической эффективности и организации внутрихозяй-ственных взаимоотношений, которые определяются сложившимися рациональными связями и отношениями перерабатывающих предприятий с производителями сырья. Начальным этапом в этом вопросе является упорядочение экономических отношений между ними.

Вместе с тем сложившиеся экономические взаимоотношения между
партнерами по интеграции, в частности сельскохозяйственных товаропроизво­дителей и перерабатывающих, обслуживающих предприятий не совершенны. Здесь сказывается монополизм переработчиков, присваивающих весь прибавочный продукт, в котором участвуют сельскохозяйственные товаропроизводители.         

Аналогичные взаимоотношения между сельскохозяйственными товаро­производителями и перерабатывающими предприятиями складываются в ТОО «Концерн Цесна-Астык», являющийся дочерним предприятием многоотрасле­вой корпорации «Цесна».

Исходя из вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что зерновая компания в целях увеличения прибыли предприятия, в частности, для получения дивидендов для узкого кру­га лиц (учредителей), заведомо уменьшает затраты на производство сырья, при этом увеличивая затраты на переработку (элеваторов, мельзаводов, хозяевами которых они являются). Естественно, при этом прибыль сельхозтоваропроиз­водителей минимальная и покрывает только лишь производственные затраты, а основная часть дохода присваивается управляющей компанией.

Сельскохозяйственные товаропроизводи­тели вынуждены реализовывать свою продукцию по заниженным ценам, кото­рые им диктуют локальные монополисты (приватизированные перерабаты­вающие и оптово-торговые предприятия).

Хозяйства, являющиеся субъектами зерновой компании, не распоряжа­ются выращенным урожаем, полученная продукция реализуется через управ­ляющую фирму, использующую полученный доход по своему усмотрению. При этом работникам сельскохозяйственных предприятий в качестве наемных работников выплачивается неадекватная вложенному их труду заработная пла­та, преимущественно в виде натуральной оплаты или услуг (топливом, подвоз­кой сена и др.). Еще хуже положение у сельхозтоваропроизводителей, не входящих в со­став зерновых компаний.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • переработчики зерна (элеваторы-интеграторы) фактически завладе­ли имуществом хозяйств товаропроизводителей, землями и акциями;
  • чрезмерно высокие цены на заготавливаемое зерно вынуждают то­варопроизводителей искать более выгодные рынки сбыта зерна. Резко сократи­лись поставки зерна на элеваторы, перерабатывающие предприятия и в торго­вые организации, в результате они были обречены на простой;
  • хозяйства-производители вынуждены строить мелкие цеха по переработке зерна, распыляя, тем самым, и без того скудные финансо­вые средства;
  • предприятия-интеграторы вынуждены искать поставщиков зерна в других зонах, что связано с увеличением транспортных расходов, физическими потерями зерна и, как следствие, его удорожанием, однако они присваивают значительную часть прибавочной стоимости, созданной всеми участниками ин­тегрированного формирования; они зачастую незаконными путями получали в собственность земли сельскохозяйственного назначения, исчисляемые сотнями тысяч гектаров. В то же время товаропроизводители перестали быть собствен­никами земли и переместились в категорию наемных работников;
  • в компетенции головной (управляющей) организации находится
    назначение руководителя и главных специалистов хозяйства, а также уста-­
    новление  штатного расписания, должностных окладов и оплата труда ря- довых работников. Одной из основных задач разработки и внедрения в практику системы регулирования производственно-экономических взаимоотношений между предприятиями АПК является установление и постоянное поддержание необходимой пропорциональности всех его звеньев, обеспечивающих взаимовыгодное участие партнеров.

Использованная литература:

1.  Муханова Г. Международный опыт госрегулирования и прогнозиро-вания развития мирового рынка зерна.//Аль-Пари. – 2003, № 1.

2.  Алтухов А. И. Новые тенденции в развитии зернового хозяйства и рынка зерна в России.//Экономика сельскохозяйственных и перерабаты-вающих предприятий. – 2008, № 1.

3.  Ходос Д. В. Экономический механизм сельскохозяйственного произ-водства региона.//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008, № 5.