НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Механизмы регулирования экономики.

 

Крюкова И.А.,

к.е.н,доцент

Одесский государственный аграрный университет

Бурдейная Н.Н

К.е.н, доцент

 Одесский государственный аграрный университет

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ


 

Расширение международных связей, активизация и углубление интеграционных процессов в международной экономической системе приводят к необходимости решения проблем обеспечения национальной безопасности развития стран и национальных экономик.

Национальная безопасность характеризуется как способность той или иной державы эффективно противодействовать явным или потенциальным угрозам ее успешного развития.

В Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (2003г. № 39) национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов человека, общества, государства, при которой обеспечивается стабильное развитие общества, своевременное выявление и нейтрализация реальных или потенциальных угроз национальным интересам. 

В Украине субъектами обеспечения национальной безопасности являются: Президент Украины, Верховный Совет Украины, Кабинет министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, НБУ, суды и прокуратура, органы государственной администрации и местного самоуправления, служба безопасности Украины, вооруженные силы, объединения граждан Украины.

Учитывая тот факт, что за последние года Украины активно внедряет в хозяйственную практику принципы и методы рыночных отношений, в вопросах обеспечения национальной безопасности все большего значения приобретают не силовые, а экономические, социальные и политические аспекты стабильного развития государства. Вопрос обеспечения национальной безопасности включает в себя широкий круг проблемных моментов. Обеспечение национальной безопасности Украины в контексте углубления и дальнейшего развития международного сотрудничества требует рассмотрения различных элементов и подходов, в связи с чем, объективно необходимым является исследование составляющих системы национальной безопасности страны.

С методологической точки зрения национальная безопасность является сложной политический, экономической и социальной системой, к основными элементам которой следует отнести следующие (рис. 1).

Многие авторы понятие «национальная безопасность» отождествляют с понятием «стабильность» и в дополнение к указанным ранее элементам добавляют такие: общественная безопасность, техногенная, экологическая, информационная безопасность, безопасность личности.

 

 

Развитие международных экономических отношений объективно сопровождается усилением конкуренции между национальными экономиками. Несмотря на многочисленные внутренние трудности экономической и политической ситуации в Украине, она в силу значительного экономического, научно-технического и трудового потенциала, выгодного экономико-географического положение, продолжает играть важную роль в формировании единого мирового хозяйства.

На современном этапе развития национальная экономика сталкивается с рядом существенных проблем, основные из которых кроются в институциональной сфере: отсутствие эффективной конкурентной среды, несовершенство нормативно-законодательной базы, коррупция и низкая эффективность деятельности органов власти, а также в социальной сфере – низкий уровень жизни украинского населения, низкая стоимость рабочей силы. Среди других угроз стабильному развитию экономики Украины можно назвать застарелость производственной и социальной инфраструктуры, значительная степень тинизации бизнеса, структурные диспропорции развития экономики страны, высокий уровень энергетической зависимости.

Как показали исследования международных организаций, по международному рейтингу в мировом пространстве (основным критерием является стоимость ВВП), Украина занимает 32 место с размером ВВП около 350 млрд. долл. США. Оценивая интегрированные индикаторы развития национальной экономики, можно отметить, что не все показатели стабильности национальной экономики соответствуют международным нормативным параметрам  (табл. 1).

Анализ проведенных расчетов показывает, что основные проблемы обеспечения национальной безопасности Украины сосредоточены в сфере внешнеэкономических отношений, энергетической, денежно-кредитной, социальной и научно-технологической сферах. Главными проблемными вопросами для  национальной экономики по-прежнему остаются инфляция, недостаток собственных энергетических ресурсов, низкий уровень защиты интеллектуальной собственности и развития науки и современных инновационных технологий.

Таблица 1. Индикаторы национальной безопасности Украины, 2009-2010гг.

Индикаторы национальной безопасности

Нормативное значение параметров

Фактическое значение параметров

Отношение объема ВВП на душу населения до среднего значения по странам ЕС, %

Не менее 75,0

20,5

Отношение дефицита государственного бюджету до ВВП*, %

Не более 3,0

3,0

Скорость оборота денежной массы (по денежному агрегату М2*), об

Не более 2,0

1,85

Уровень инфляции (индекс цен), %

Не более 107,0

113,0

Отношение агрегата М3 до ВВП (уровень монитизации*), %

Не больше 50,0

54,3

Отношение внешнего долга до ВВП, %

Не более 25,0

16,3

Отношение общего государственного долга до ВВП*, %

Не более 55,0

28,0

Удельный вес ведущей страны-партнера в общем объеме внешней торговли (Российская Федерация), %

Не более 30,0

36,5

Производство зерна на одного жителя, т

Не менее 0,8

0,9

Продолжительность жизни, лет

Не менее 70

56,8

Удельный вес предприятий, которые внедряют инновации, %

Не менее 50,0

10,7

Удельный вес импорта топлива из одной страны, %

Не более 30,0

80,0

* - расчеты за данными Министерства финансов Украины

Нестабильные экономические условия, в которых функционируют национальные товаропроизводители, объективно сказываются на конечных результатах их деятельности. Как показывают проведенные исследования, наибольшее количество прибыльных предприятий, которые функционировали на внутреннем рынке, сосредоточены в сфере транспорта и связи (56,9%), сельского хозяйства (69,9%), промышленности (59,3%). При этом, большинство предприятий, которые закончили год с положительным финансовым результатом, практически не имеют возможностей для обеспечения процесса расширенного воспроизводства.

По рейтингу индексу международной конкурентоспособности Украина занимает 82 место среди 139 стран мирового сообщества. Основными причинами, которые привели к такому низкому показателю, были определены: макроэкономическая нестабильность, низкая эффективность институциональной сферы, уровень развития финансового рынка, оснащенность новыми технологиями. 

Уровень конкурентоспособности государства на мировом рынке зависит от уровня конкурентоспособности предприятий. Главными проблемными аспектами деятельности отечественных товаропроизводителей на современном этапе развития национальной экономики являются: незащищенность объектов интеллектуальной собственности, низкий уровень развития материально-технической базы, низкая степень внедрения и использования современных инновационных технологий, что, как правило, объясняется слабыми финансовыми возможностями большинства отечественных предприятий. Значительной проблемой остается низкий уровень развития технологий в отечественном производстве.  Так, из общего количества предприятий, удельный вес предприятий которые внедряют инновационные технологии, составляет 10,7%. Годовой объем инвестиций в нематериальные активы составил 5893 млн. грн. или 3,1% от общего объема капитальных вложений в национальной экономике, что явно недостаточно для достижения высоких позиций в рейтинге конкурентоспособности  как на национальном, так и на мировом рынке. Указанные проблемные аспекты являются следствием функционирования внутрихозяйственного экономического механизма, эффективность развития которого зависит от конкретного субъекта хозяйствования и реализуется на микроуровне. Значительное влияние на результативность деятельности хозяйствующих субъектов оказывают факторы внешнего окружения, то есть, элементы внешнехозяйственного экономического механизма: действующая система налогообложения, ценообразования, финансово-кредитная система,  система страхования предпринимательских рисков, механизм поддержки и защити национальных товаропроизводителей. Элементы внешнехозяйственного механизма реализуются на уровне государства (макроуровне) и практически не зависят от деятельности конкретных предприятий. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов, 75% успеха и конкурентоспособности предприятия зависит от факторов внутрихозяйственного экономического механизма и 25% - от элементов макроокружения. Таким образом, принципиальная задача субъектов государственного регулирования национальной экономики – создание благоприятных условий для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, создание благоприятных «правил игры», которые позволят улучшить результаты функционирования конкретных субъектов хозяйствования, повысить уровень конкурентоспособности национальных предприятий и национальной экономики в целом, а также обеспечение соответствующего уровня национальной безопасности страны в условиях постоянного обострения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынке. Обеспечение таких условий создаст необходимые предпосылки для повышения уровня эффективности и конкурентоспособности деятельности субъектам хозяйствования, что станет основой формирования стабильной национальной экономики и обеспечения высокого уровня благополучия и качества жизни населения Украины.