НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО МИСТИЦИЗМА И МИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ  3. Религиоведение. 

Умирзакова Л.А.

К.ф.н., доцент,  КазГЮУ

 

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО МИСТИЦИЗМА И МИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


           Духовная сфера жизни общества, в которой религия занимает одно из центральных мест – есть выражение потребности человека в духовном знании. Вера дает опору, надежду на лучшее, что является одним из способов познания мира, составляет мировоззрение для множества людей.

          Мистицизм же в религии, в его квинтэссенции, можно назвать сутью религии, личным общением человека со сверхъестественным. Нет такой религии, в которой не было бы мистического элемента. Мистика – это сердцевина веры, то, что делает веру верой. Для каждого вероучения, будь то ислам, христианство, иудаизм и др., характерна мистическая составляющая.

         Слово мистика означает ряд схожих понятий, таких как таинства, тайные учения, тайные культы, о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер, «та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются, и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества» [1, с. 40].  Следовательно, мистической является такая религия, которая замыкает уста, т.е. молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии непосвященных. Для большего круга людей, даже для обычных верующих, мистическая религия кажется чем-то необыкновенным, сверхъестественным, а значит, противоречащим религиозной ортодоксии.

         Неслучайно большинство верующих из числа ортодоксального религиозного сообщества к мистицизму относятся, как правило, с большим недоверием. В ряде случаев имеет место приравнивание мистицизма к ереси и сектантству. При этом упускается из виду, что взаимосвязь мистицизма с религией характеризует способ существования религиозного сознания, отражающего веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность для него вступать в непосредственное общение с этими силами [2]. 

        Авторитетные богословы признают, что мистика и в целом мистицизм является неотъемлемой составляющей любой веры, даже самой ортодоксальной. Поэтому взаимосвязь мистицизма с религией – факт упрямый. Как верно заметил в этой связи архимандрит Рафаил «без мистики и мистицизма религия распадается, догма становится философией, нравственность, т.е. заповеди, превращаются в нормы общественной морали, а богослужение становится лишь эстетикой» [3]. 

        Аналогичное мнение относительно взаимосвязи мистики и религии бытует и в философских кругах. Например, особо выделял мистицизм Н. Бердяев. Он в частности полагал, что в религии всегда есть эзотеризм, который расценивался им не только как Откровение. Божественные тайны и мистерии раскрываются, по его мнению, по ступеням, в меру духовного роста людей, в меру вместимости их сознания. Но за экзотерическим всегда стоит сокровенное. Исходя из своих убеждений, он полагал, что мистика есть эзотерика религии, ее сокровенная часть [4]. 

        Невозможно представить себе изначальное восхождение к знанию без тайноведения, античную культуру без мистерий, средневековье без гностической эзотерики [5, с.136-145].  Как вне мистики мечеть, церковь или синагога  представляют собой лишь социально-исторический институт, точно так же мистика остается без религии лишь субъективным, аморфным состоянием, приводящим человека к путанице и, в конечном счете, добровольному разоружению перед силами зла и демонизма [6].  Поэтому говоря о мистицизме как о форме религиозной жизни, мы тем самым устраняем из поля своего зрения целый ряд явлений, которые, хотя и обозначаются понятием «мистицизм», но, в сущности, с религиозным мистицизмом ничего общего не имеют. К таковым явлениям относятся магия, оккультизм, телепатия, месмеризм, спиритизм и т.п. [7, с. 5-7].   

         Религиозная мистика является более интимным осознанием божественного, т.е. религия в напряженной и живой стадии, вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или убеждение в возможности сверхопытного и сверхчувственного познания [8, с. 4], а в отдельных случаях управления сверхъестественным. Поэтому когда мы говорим о религиозном мистицизме, то речь идет о совокупности явлений и действий, которые каким-то образом связывают человека с тайным существом, с непостижимыми силами, независимо от условий пространства, времени и физической причинности [9, с. 12]. 

         В этом отношении, религиозно-мистические воззрения представляют собой опыт непосредственного общения с Богом, чувство личностного присутствия Бога, под которыми подразумевается непосредственный контакт с так или иначе представляемой высшей, Божественной в данном случае, реальностью. Поэтому «в религиозности человека мистический элемент является не просто верой в высшую силу, а чувством ее присутствия и реального существования» [10, с. 279].   Тем более что потребность человеческого духа в мистике будет оставаться для верующих источником психологического утешения и поддержки [11, с. 7]. 

        Мистицизм многолик по самой своей сути. Он предполагает личное общение человека с Богом, его личный опыт религиозного поиска. И тем более интересно, что все развитые религиозно-мистические учения, так или иначе, совпадают в наиболее важных чертах. Это похоже на восхождение по склону горы – чем выше ты поднимаешься, тем ближе становишься к одной точке, в которой происходит смыкание всех путей, из каких бы разных направлений они не шли.

        Понятие «религиозный мистицизм» означает, прежде всего, религиозную практику, имеющую целью переживание чувства «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.

       Активное развитие религиозный мистицизм получил в западной христианской традиции, несмотря на сильное тяготение к логическому пути осмысления Бога и веры, например, в учении Майстера Экхарта.

       Однако сегодняшние последователи средневековых мистических традиций исказили суть религиозного мистицизма до неузнаваемости и абсурда. В итоге, вместо средневекового, т.е. традиционного религиозного мистицизма, духовную сферу жизни человека стали заполнять новые нетрадиционные религиозно-мистические течения, которые не столько ведают о сверхъестественных явлениях, сколько занимаются псевдорелигиозной практикой, направленной на якобы связь с потусторонним миром и некими сверхъестественными силами.

         Религиозный мистицизм – это очень важный элемент, нашедший свое явное выражение во многих религиях, что особенно наглядно видно на примере нетрадиционных для Казахстана религиозно-мистических воззрений и взглядов.

       Как уже говорилось, мистика – сердцевина веры, то, что делает веру верой. Но есть и другая сторона религиозного мистицизма – его связь с околорелигиозными и псевдорелигиозными общинами и организациями, что, по сути, привело к вырождению в нем мистики.

        И здесь следует спуститься, как говорят, с небес на землю, поскольку мы имеем дело с объединенными группами людей, у которых, как и у всякого организованного сообщества, есть свои внутренние законы, определенная логика поведения.

        Немалое влияние на негативное развитие ситуации с деятельностью нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культовых образований оказывает также местная, казахстанская специфика.

        Религиозная ситуация в нашей стране находится под сильным влиянием перемен. Религия обрела свободу, и стала из института, который государство только терпело, полноправной и признанной частью общественной и личной жизни граждан. В результате произошел значительный количественный и качественный рост не столько религиозных, сколько околорелигиозных и псевдорелигиозных институтов.

         Общее количество объединений и общин религиозного, околорелигиозного и псевдорелигиозного толка к настоящему времени превышает 4 тысячи, тогда как в 1990 году их было всего 670. И такой рост  красноречиво отражает возросшую важную потребность людей в духовной стороне жизни. Сегодня нужны живая мораль и нравственность, приемлемые на практике.

         Необходимо заметить, что налицо не только количественный рост, в то же время изменилась и структура религиозного поля. В стране появилось значительное количество нетрадиционных для нашего общества религиозных групп. Нетрадиционность многих из этих групп вполне реальна, но есть и такие, отношение к которым объясняется просто предвзятым мнением общества к тем или иным новым конфессиям. Все это создает проблемы, характерные для любой страны, в которой действует множество конфессий. В нашем случае, т.е. в Казахстане, речь идет о том, что большую опасность представляют нетрадиционные религиозно-мистические течения, секты и культы, которые активно привлекают новых членов.

        Расширение сферы деятельности таких воззрений обусловливает необходимость анализа ситуации в сфере взаимоотношений конфессий и отношения к ним общества. Но в первую очередь, конечно, необходима общая, как можно более полная информированность в этом вопросе.

        Многое изменилось за последние годы в нашей суверенной стране, однако, к сожалению, уровень религиозной образованности в обществе оставляет желать лучшего. Большинству граждан неизвестны новые нетрадиционные конфессии, непонятны их цели, особенности учения, не говоря уже о нетрадиционных религиозно-мистических течениях, сектах и культах. Поэтому так распространены штампы, которые зачастую формируются на основе клише массовой культуры, имеющих порой крайне отдаленное отношение к реальности.

Литература

  1. Küng H. Does God Exist?: An Answer for Today /Translated by Edward Quinn. - Wipf & Stock Publishers, 2006.

2.   Кондрашов В. Мистика и мистические учения. http://www.waylove.ru/a333.

3.   Архимандрит Рафаил. Мистика - очевидность веры. Сайт Русской Православной Церкви. http://stanastasia.ru/lectory/orth/12.html.

  1. Бердяев Н. Философия свободного духа. - М., 1994. 480 с.
  2. Гуревич П. Мистика как культурная традиция//Общественные науки и современность. - 1994. - № 5.
  3. Архимандрит Рафаил. Мистика - очевидность веры. Сайт Русской Православной Церкви. http://stanastasia.ru/lectory/orth/12.html.
  4. Минин П. Мистицизм и его природа. - Киев: «Пролог», 2003.
  5. Волков С. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11. - М., 1996.
  6. Гуревич П. Культурология. - М.: Знание, 1996.

10.   Аринин Е, Нефедова И. Психология религии. Издательство:    Владимирский Государственный Университет. - Владимир, 2005.

  1. Волков С. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11. - М., 1996.