ИННОВАЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

УДК 377. 031.4 +53

                                                                                            Имашев Г. 

                                                                        доктор педагогических наук,

                                                                        профессор кафедры физики

                                                                        Атырауский государственный         

                                                                        университет им. Х.Досмухамедова

 

ИННОВАЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

  

           Современный научно-технический прогресс в нашей стране требует подготовки высококвалифицированных кадров. Начальным звеном в подготовке таких кадров  является  средняя школа, задачи которой для  современного этапа определены – дать каждому ученику глубокие  знания основ  наук, установить тесную связь обучения с производительным трудом, улучшить подготовку молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии. В решении этих задач ведущее место среди учебных предметов естественно-научного цикла занимает физика. В основу преподавания физики должен быть положен политехнический принцип, который предусматривает политехническое  содержание объектов учебной и трудовой деятельности школьников и совокупность дидактических средств, направленных на теоретическое усвоение и овладение ими этого содержания [1].

          Развитие целей политехнического обучения  и совершенствование его содержания с неизбежностью ведут к совершенствованию методов обучения.

         В настоящее время в школах распространяется практика, когда в качестве основы для систематизации политехнического материала берут главные  направления технического прогресса в сопоставлении с соответствующими разделами курса физики: механика-механизация производства; молекулярная  физика - создание новых материалов с  заданными свойствами; основы термодинамики – тепловые двигатели и теплофикация и т.д.     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование политехнического образования учащихся, предусматривающего овладение ими в теории и на практике общими научными основами и объектами современного производства, прежде всего  техники как важнейшего его компонента.

          В курсе физики педагог подводит своих учеников к пониманию некоторых важных технико-экономических задач, решаемых в стране и важных для дальнейшего научно-технического прогресса, основывающегося на достижениях современной физики; углубляет и расширяет практические умения и навыки учащихся, исходя из того, что политехнизм лежит в основе правильной профориентации ребят. Например, при изучении молекулярной физики и электродинамики учитель знакомит школьников с физическими вопросами теплоэнергетики и электрометаллургии, проводит физический эксперимент на основе некоторых технологических процессов, связанных со свойствами твердых, жидких и газообразных тел [2].

          При изучении термодинамики ребята рассматривают принцип действия тепловых двигателей и пути повышения их КПД. Преподаватель обращает внимание учащихся на современные двигатели внутреннего сгорания, их отличие от прежних и  обсуждает с ребятами профессии, связанные с ними: водителя, автомеханика, автослесаря, моториста и др. Далее он рассказывает о строительстве тепловых электростанций. Сообщает о том, что на них используются в основном крупные блоки мощностью 500 и 800 тыс. кВт, в которых используется пар высоких параметров. Это позволяет получить наиболее высокий КПД и, следовательно, ведет к экономии топлива и повышению производительности труда. Применение таких крупных блоков дает также экономию материалов и средств на строительство помещений электростанций. Обращается внимание учащихся на профессии, связанные с монтажом и наладкой блоков теплоэлектростанций, на профессии людей, обслуживающих эти станции [3].

           При изучении свойств жидкостей рассматривается применение капиллярных явлений в технике, сельском хозяйстве и быту, принцип флотационного процесса обогащения полиметаллических и железных руд, которые используются металлургических комбинатах. Учитель проводит беседу о профессиях обогатителя, машиниста магнитных сепараторов, флотационников, машинистов мельниц, дробилок, конвейеров, знакомит учащихся с производством железного концентрата, окатышей, агломерата.

          При изучении свойств твердых тел и пластических свойств металлов учитель использует местный материал на примере металлургического завода; объясняет ребятам, в чем заключается принцип прокатки металла. Учитель не только рассказывает школьникам об использовании деформации металлов в производстве, но и попутно знакомит их с определенным кругом профессий, занятых в металлургической промышленности .

           Рассматривая прохождение электрического тока через разные среды, учитель разъясняет учащимся физические основы ряда технологических процессов (использование электролиза для получения алюминия и других цветных металлов, применение гальванотехники, искрового разряда для обработки металлов и для очистки газов в электрофильтрах, дугового разряда для сварки металлических деталей). При изучении материала преподаватель проводит консультацию по профессиям людей, обслуживающих эти технологические процессы, обращает внимание учащихся на важную роль электрика во всех отраслях тяжелой и легкой промышленности, на различную специализацию в зависимости от характера производства [2].

          Особое внимание уделяется изучению устройств, представляющих собой элементы радиоаппаратуры, автоматики и телемеханики (вакуумный диод и триод, электроннолучевая трубка, фоторезистор, полупроводниковый диод и триод и др.).

          Изучая тему «Магнитные свойства вещества», учитель сосредотачивает внимание учащихся на применении магнитных свойств железной руды при ее обогащении, рассказывает о сущности этого технологического процесса, об использовании свойств ферромагнетиков при создании магнитных сепараторов. После этого проводится экскурсия на центрально-обогатительный комбинат (на его обогатительную фабрику), где учащиеся знакомятся с процессом обогащения железной руды и кругом профессий людей, занятых в этой отрасли производства [3].

         В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование политехнического образования учащихся, предусматривающего овладение ими в теории и на практике общими научными основами и объектами современного производства, прежде всего  техники как важнейшего его компонента.

          В методической литературе по физике существенно  изменяется подход к проблемам политехнического  образования его содержания в связи с возрастающей ролью науки в научно-техническом прогрессе и повышением научного  уровня обязательного школьного образования. Ранее основа политехнического образования  во многих  предметах, и в физике  в частности, часто состояла в подборе технических примеров, раскрывающих практическое использование физических законов. Анализ результатов учебного процесса показал, что такой подход оказывается малоэффективным, он  приводил и приводит к фрагментарности знаний учащихся,  недостаточной сформированности умений и навыков. В связи с этим в методике высказывается  мысль  о том, что  для успешного осуществления политехнического принципа,  материал, включаемый в программу школьного курса физики, должен охватывать основные теории, законы, понятия в интерпретации, отвечающей современному уровню развития физики и техники, усилением роли теории и одновременным усилением прикладной направленности курса.

          Определение предмета политехнического образования, так же как и любой другой отрасли учебно-воспитательного процесса, заключается, прежде всего,  в выяснении:

а) предмета   изучения,   определяемого   в   свою   очередь   объектом   и характером его изучения;

б) вклад в образование личности;

в) структуры содержания этого раздела;

г) его места в учебном процессе.

         Таким образом, учебным объектом политехнического образования являются техника и технология, предметом изучения – общеобразовательные основы техники и технологии,  образовательным предметом – формирование качеств личности (допрофессионального плана) в области преобразовательной технико-технологической деятельности человека.

         В качестве основных компонентов политехнического образования следует выделить три следующих, пересекающихся между собой, но в то же время и относительно обособленных компонента:

1)    операционально-процессуальный (технологический) компонент;

2)    инструментальный (технический);

3)    конкретные виды общественно полезного труда, овладение которыми необходимо каждому человеку, вступающему в жизнь,  безотносительно к специфике последующей профессиональной  деятельности (этот компонент проявляется лишь в общеобразовательной школе).

         Политехническое образование, как это следует из наименования его составных частей (общетехнической и общетехнологической), состоит в усвоении учащимися основных закономерностей  строения и функционирования технических систем, в изучении основ технологии, а также в формировании политехнических умений и навыков. В процессе политехнической подготовки  осуществляется вклад в развитие всех сторон личности учащихся. Иными словами, политехническое образование имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение.

          Политехническая подготовка, предусматривая теоретическое и практическое овладение общими научными основами и объектами современной техники, обогащает сферу общественных отношений школьников, средства их деятельности и нормы сознательного поведения. Это оказывает существенное влияние на процесс становления (социализацию) учащихся. Такая подготовка помогает молодым людям определить свое место в общественной практике в соответствии со способностями, что не может не отразиться положительно на формировании личности в целом [3].

          Таким образом, политехническое образование учащихся развивает у них сознательный, творческий подход к своей деятельности в области техники и технологии, обогащает сферу их общественных отношений и обеспечивает нормы сознательного поведения, а также широкую основу выбора профессии, связанной с техникой. Все это помогает определить свое место в обществе в соответствии со способностями, что является условием дальнейшего формирования всесторонне развитой личности.

          Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, имеющих, по нашему мнению, определенное значение для теории и практики политехнической подготовки учащихся.

     1. Разработка и внедрение в учебный процесс научно обоснованной методической системы обучения физике, в основу которой положен политехнический принцип, отражающий прикладную направленность обучения, приведет к повышению качества политехнической подготовки школьника, в частности, будет способствовать повышению уровня практической подготовки учащихся и формированию у них политехнических умений и навыков. Содержание, средства, методы и формы организации политехнического образования на каждом этапе в соответствии с определенной целью представляют единое целое, устанавливаются связи между совместной деятельностью учителя и учащихся [4].

 2. Эксперимент показал, что разработанная методика политехнического образования в процессе обучения физике в общеобразовательной школе отличается от предшествующих:

- содержанием отобранного материала;

- рассмотрением  отдельных   технических   объектов   и  технологических процессов современного промышленного и сельскохозяйственного производства;

- учетом  развития  социально-экономического  и  научно-технического прогресса;

- созданием новой методической системы политехнической подготовки школьников;

- использованием  средств  и  методов  активного  преобразования политехнических знаний в процессе их применения в различных ситуациях.

3. Педагогические возможности курса физики в политехническом образовании школьников будут тогда наиболее эффективными, когда характер заданий для школьников будет систематичным и иметь различные направления, а также будут соблюдаться этапы овладения учащимися техническими знаниями и умениями.

4. Нами предложен учебно-методический комплекс для осуществления политехнической подготовки учащихся при изучении физики, включающий примерное содержание прикладного материала по физике, содержание уроков, практических, семинарских  и лабораторных занятий, насыщенное вопросами и задачами физико-технического характера, систему заданий к самостоятельным и творческим работам.

 5. Экспериментальное исследование политехнического образования учащихся при изучении физики дает основание утверждать, что политехническая подготовка, построенная на новой методической основе в условиях производства, эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс и развитие личности по всем факторам.

 

            Литература

1.  Атутов П.Р.   Политехническое   образование   школьников:     Сближение

общеобразовательной и профессиональной школы. - М.: Педагогика, 1986. -176 с.

2. Бугаев A.И. Методика преподавания физики в средней шко­ле. – М.: Просвещение, 1981. – 288 с.

3. Имашев Г.И. Политехническое образование учащихся в процессе обучения физике в средней школе. Монография –Атырау, 2006. - 421 с.

4. Имашев Г.И. Политехническая подготовка учащихся в средних школах Казахстана. Сб. научных трудов. «Современный научный вестник»: . Выпуск 228. Том 2. – Экономика: проблемы теорий и практики. Днепропетровск: ДНУ, 2007. – С. 150-159.