формирование партнерских отношений между Родителями и образовательным учреждением в условиях государственно-общественного управления образованием

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Общая и дошкольная педагогика.

 

Казеичева И.Н.

Управление образования

 

формирование партнерских отношений между Родителями и образовательным учреждением в условиях государственно-общественного управления образованием


Одним из условий развития муниципальной образовательной системы является активное взаимодействие различных социальных групп со своими потребностями в области образования, всё больше становящейся сферой представления общественных интересов. Именно это объясняет возникший в последнее время интерес к социальному партнерству как к «одному из основополагающих элементов государственно-общественного управления образованием» [2, с.73]. Благодаря использованию технологий социального партнерства открываются возможности привлечения внебюджетных средств в муниципальные образовательные учреждения.

Кроме того происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к учреждению образования, и в самом содержании такого запроса. В ре­зультате у образовательного учреждения возникает необходимость регулиро­вания взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов, а также определенного недоверия к властным структурам. Поэтому здесь уместны только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную гражданскую пози­цию представителей различных социальных и общественных групп, заинте­ресованных в результатах деятельности образовательного учреждения. Возникает необходимость развития учреждения образования как эффективного института гражданского общества. При этом нельзя оставлять в стороне тот факт, что образование само по себе есть институт развития общества, в который общество ещё верит.

Вместе с тем можно констатировать, что на данный момент потребители образовательных услуг не в полной мере знают свои права и ведут себя пассивно по отношению к вопросам участия в управлении образовательным учреждением. 

Кроме того, в условиях неблагоприятной социально-демографической ситуации в России построение социального партнерства является необходимостью, так как сегодня образовательное учреждение, и особенно школа, находится в гораздо большей зависимости от родителей, являющихся социальными партнерами, чем раньше. В свою очередь развитие общества напрямую зависит от успешности того или иного учреждения образования.

В философской энциклопедии социальное партнерство (от франц. le partenaire — партнер, компаньон) определено как тип социального взаимодействия, который характеризуется прежде всего способом регулирования общественных, прежде всего трудовых, отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством.

Данное понятие сегодня употребляется в экономике, политологии, праве, социологии, педагогике. В истории науки выделяются четыре этапа синтеза идей, касающихся социального партнерства: «античный период, связанный с представлениями об идеальном государстве и месте граждан в этом государстве; период XVI – первой половины XVIII в., связанный со становлением и развитием теоретических конструктов естественно-правовой модели общества; период конца XVIII – начала XX в., связанный с  оформлением социального партнерства как парадигмы социального взаимодействия; период середины XX в., касающийся рассмотрения социального партнерства как инструмента формирования гражданского общества» [2, c.154].

В последнее время появилось много исследований, посвященных формированию партнерства семьи и школы, семьи и детского сада, семьи и учреждения дополнительного образования. Среди них работы О.В. Балалиевой, О.Д. Никольской, Н.Г. Одинец, Г.Л. Мозжухиной, О.А. Щекиной, Т.А. Журбиной, И.А. Хоменко и др., где под партнерством понимают определенную форму взаимоотношений между субъектами деятельности, в которой присутствуют диалог, равноправие, согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, взаимная заинтересованность и ответственность сторон.

Так, в исследовании О.Д. Никольской социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [1, с.17].  

Л.Г.  Гуслякова рассматривает социальное партнёрство как один из видов социальной технологии. По мнению автора, диалог как метод социальной работы – это процесс взаимодействия социального работника и клиента, который выступает в форме социального партнёрства, направленного на предотвращение и разрешение социальных конфликтов. В этом случае социальное партнёрство выступает в виде технологии социальной работы, осуществляющей социальный контроль за предоставлением социальных гарантий представителям различных социальных групп, особенно слабозащищённых [1, с. 17].  

В.А. Михеев определяет социальное партнёрство как «цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по активным проблемам экономической и социально-политической жизни общества» [1, с. 17].  

На основе анализа определений термина «социальное партнёрство» О.В. Балалиева выделяет следующие отличительные особенности социального партнёрства по отношению к образованию: «партнёрство внутри системы дошкольного образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнёрство, в которое вступают педагоги ДОУ, контактируя с представителями иных сфер общественных организаций; партнёрство, которое инициирует система дошкольного образования» [1, с. 16].

Для нас значимым является тот факт, что партнерство – это не просто союз семьи и образовательного учреждения, вольный распасться при возникновении локальных конфликтов; это союз, взаимообогащающий симбиоз (от греч. sym-biosis совместная жизнь, взаимосвязь) родитель – образовательное учреждение, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны. 

Государственная политика, проводимая в области образования на современном этапе, способствует тому, что сегодня муниципальная образовательная система в гораздо большей степени, чем раньше, зависит от семьи. Согласимся с высказыванием И.А. Хоменко: «Образовательному учреждению важно научиться выстраивать отношения с родителями как с социальными партнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности [6, с.19].

Таким образом, интерес об­разовательного учреждения проявляется в возможности донести до социума свои насущные проблемы. В условиях «закрытости» отсутствует площадка для обсуждения этих проблем и, как следствие, возможности их решения мини­мальны. Лишь за счёт общественной поддержки и формирования партнёр­ских отношений образовательное учреждение получает возможность преодолеть имеющиеся труд­ности и получить дополнительные ресурсы для собственного развития. При этом родители выступают той общественной группой, которая представляет интересы детей и формирует социальный заказ. Все проблемы, касающиеся ребёнка, могут решаться только через родителей (законных представителей). Родительская общественность должна стать партнером образовательного учреждения при разработке и воплощении в жизнь конкретных образовательных целей. Именно такая модель взаимодействия между родителями и учреждениями образования на основе партнерских отношений, интерес к которым в настоящее время закономерен, может помочь достичь положительных результатов в образовании. Образовательному учреждению необходимо выстраивать отношения с родителями как с социальными партнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и готовности к сотрудничеству и взаимопомощи. Все это при условии наличия информационной поддержки родителей как со стороны конкретной школы, детского сада или учреждения дополнительного образования, так и со стороны всей муниципальной образовательной системы. При этом  качественное информирование в конечном итоге ведет к качественным партнерским отношениям между родителями и системой образования в целом. Выстраивание таких отношений является наиболее продуктивным в условиях расширения общественного деятельного участия в управлении образованием.  

Для более широкого привлечения общественности к управлению системой образования, особенно на местном уровне, необходимо при выстраивании системы работы с родителями учитывать такую составляющую, как информационно-разъяснительная работа с использованием различных форм и методов.

Поэтому информирование родителей должно стать частью политики образовательного учреждения любого типа. Становится необходимостью расширять пути, увеличивать число способов возникновения и развития связи между домом и образовательным учреждением. Именно школа, детский сад, учреждение дополнительного образования должны представить себя так, чтобы у потребителей образовательных услуг была ясность, что они могут сделать, чтобы получить качественную услугу и при этом быть уверенными в том, что их мнение будет услышано и учтено в процессе управления образовательным учреждением. Помимо практикующихся способов информирования ОУ такими инструментами в обязательном порядке могут и должны стать сайты и публичные отчеты образовательных учреждений.

Литература

1. Балалиева О.В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. №5. 2009. с. 16 – 19.

2. Гусаров, В.И. Государственно-общественное образование / В.И. Гусаров. – Самара, 2006.  – 260 с.

3. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / Вестник ОГУ. №10. 2006. Часть 1. с. 95 – 98 // [Электронный ресурс] URL:  http://www.osu.ru/doc/1026/author/4753/lang/0, свободный. – Яз. рус.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3 / URL: http://iph.ras.ru/elib/2276.html

5. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. № 4. 2007. с. 83 – 88

6. Хоменко, И.А. Система работы образовательного учреждения с семьей / И.А. Хоменко // Книга 1. Информирование – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.