ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

 

Максимова Н.А.

Кандидат педагогических наук, доцент

Смоленский государственный университет

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ


Процессы информатизации, гуманизации и демократизации общества, всеобщая компьютеризация требуют непременного обновления образовательной парадигмы. Особое внимание уделяется информатизации образования как направлению, связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Большие объемы создаваемой и обрабатываемой человеком информации, развитие научно-технического прогресса и информационной техносферы становятся в социальном плане эффективными лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры.

Информационное мировоззрение, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников информации и способов работы с ними, умения искать, обрабатывать, хранить, передавать и создавать новую информацию, используя при необходимости компьютерную технику и информационные и телекоммуникационные технологии – это требования, предъявляемые современным информационным обществом [3]. 

С целью удовлетворения запроса современного общества учебное заведение должно создавать условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся. Совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности объединяют в понятие «образовательная среда» или «образовательное пространство». Образовательное пространство определяется как «набор определённым образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека». При этом  в  понятии образовательного пространства не подразумевается включённость в него обучающегося. Оно может существовать независимо от обучающегося. Информационно-образовательная среда является частью информационно-образовательного пространства. Понятие «образовательная среда» предполагает присутствие обучающегося в образовательной среде, для которого эта среда создаётся. Можно сказать, что информационно-образовательная среда учебного заведения представляет собой совокупность сред:

Субъектная среда – это область отношений и взаимодействия участников образовательного процесса. Данная среда начинается там, где происходит встреча ученика и учителя, где они совместно что-либо проектируют и создают.

Ресурсная среда – это область, в которой сосредоточен ресурсный образовательный потенциал. В ресурсную среду входят всё материальное, учебно-методическое и финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса.

Технологическая среда, которая выстраивается на основе технологий, применяемых преподавателем.

Рефлексивная среда обеспечивает осмысление субъектами образовательного процесса, самих себя в нём, своих партнеров, отношения с ними, характер взаимодействия, мысленное проектирование ресурсного обеспечения, а также технологическую составляющую процесса образования.

Продуктная среда характеризует результаты учебного процесса: видимый внешний результат решения той или иной задачи в виде ответа на поставленный вопрос и внутренний образовательный продукт личности, её субъектный опыт, который даёт прирост к имеющемуся у личности опыту [1, 2].

Остановимся на способах организации ресурсной среды в учебных заведениях. Одним из способов является покупка уже существующих решений в данной области. И здесь на рынке достаточно много предложений о внедрении в образовательный процесс учебного заведения различного рода информационных систем управления, которые чаще всего состоят из следующих подсистем:

  1. Подсистема обеспечения учебного процесса.
  2. Подсистема планирования учебного процесса.
  3. Подсистема организации учебного процесса.
  4. Информационно-аналитическая система.
  5. Подсистема архивации действий в системе.

Подобные решения предлагает фирма 1С, Академия Тисби. Последняя активно внедряет в учебный процесс собственную разработку ИСУ ВУЗ, которая позволяет реализовать следующие задачи:

  1. Добиться прозрачности всех процессов управления образовательным учреждением.
  2. Планировать учебную нагрузку преподавателей, контролировать ее выполнение и составлять расписание занятий.
  3. Контролировать успеваемость, посещаемость занятий и оплату за обучение с момента поступления до выпуска обучаемого.
  4. Повысить контроль качества оказания образовательных услуг студенту.
  5. Оперативно предоставлять достоверные данные организаторам учебного процесса высшего и среднего звена, повысить оперативность, точность и правильность принятия управленческих решений.
  6. Автоматизировать документооборот с подготовкой всей необходимой учебной документации и контролировать исполнительскую дисциплину сотрудников, участвующих в организации учебного процесс.
  7. Реализовывать изучение отдельных учебных дисциплин или всего учебного плана с применением дистанционных технологий.

Второй способ это построение собственной информационно-образовательной среды через реализацию портала учебного заведения, который представляет собой высококачественный контент позволяющий  организовать интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Обобщая опыт создания и использования ИОС различных вузов, в Смоленском государственном университете  был построен информационный образовательный портал физико-математического факультета. На сегодняшний день в данном портале реализованы следующие возможности:

  1. Информационные странички всех структурных подразделений факультета.
  2. Банк учебных ресурсов, реализованный через Moodle.
  3. Ссылки на учебные ресурсы академий Cisco и Autodesk.
  4. Интерактивное общение с преподавателями через личные страницы.

Со стороны администратора студенту предоставляется возможность зарегистрироваться выполнить предусмотренные задания, проверить уровень своих знаний на любом этапе обучения, просмотреть статистику, получить оценку системы. Данный ресурс находится на стадии формирования, поэтому нельзя на сегодняшний день сказать, что он является полноценным порталом, формирующим информационно-образовательную среду. Очевидно, что модель информационно-образовательной среды будет дорабатываться с учетом потребностей общества, переходом на новые образовательные стандарты и социальным заказом работодателей.

В современной России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Список литературы

  1. Ахметов Б.С. Педагогические основы построения информационной образовательной среды вуза / Б.С. Ахметов. – Актобе: АГУ им. К. Жубанова, 2009. – 332 с.
  2. Добро Л.Ф., Парфенова И.А. Разработка информационно-образовательной среды по механике для студентов вузов // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4 – С. 54-55 
    URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784999 (дата обращения: 14.02.2012).
  3. Парфенова И.А., Добро Л.Ф. Подходы к формированию информационно-образовательного пространства студента // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4 – С. 56-56 
    URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785001 (дата обращения: 14.02.2012).