ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.
Девтерова З.Р.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры иностранных языков
факультета информационных систем
в экономике и юриспруденции Майкопского
государственного технологического университета
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникационных средств, общедоступность мировых информационных ресурсов, создает новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования – одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4]. Подобная форма обучения издавна привлекала внимание педагогов и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий.
Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к современному специалисту, диктуют новые задачи образования. Для успешного решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо формировать и развивать информационную культуру личности. Решать эту задачу, призвана система образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе [5, с. 27]. Перед университетским образованием на современном этапе должны быть поставлены задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.
В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них.
Информационная культура личности закладывается и развивается главным образом людьми, призванными профессионально заниматься воспитанием личности. Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной культуры как важной социальной задачи. К реализации этой задачи призваны педагоги высшей школы [2, с. 12].
Развитие образовательной системы, пусть даже в цифровом Интернет - пространстве, не возможно без участия человека. Так в системе ДО за преподавателем закрепился термин «тьютор» (от англ. tutor – наставник, руководитель группы студентов, тренер). Сегодня тьютор является центральной фигурой, официально признанной частью английской университетской системы.
Преподаватель высшего учебного заведения (да и не только высшего) должен обладать определенной совокупностью качеств: уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения (в том числе и инновационные), осуществлять педагогическую рефлексию. Достижение этих качеств в значительной степени зависит от уровня информационной культуры преподавателя.
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями – «информация» и «культура». Таким образом, можно выделить «информологический» и «культурологический» подходы к трактовке этого понятия. В рамках первого большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании второго («культурологического») подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что закономерно, вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информация и культура могут быть представлены как две пересекающиеся сферы, в зоне пересечения которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Она определяет культуру взаимодействия человека с информацией. Взаимодействие происходит на уровне общества, и на уровне личности.
Задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний. Уровень информационной культуры человека означает степень овладения им технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации. С точки зрения ее целенаправленного формирования информационную культуру личности целесообразно рассматривать как владение определенным набором обобщенных умений и навыков, обеспечивающих успешное применение информационных технологий.
Определений информационной культуры педагогов (как и информационной культуры вообще) очень много. В самом общем смысле ее можно рассматривать как степень овладения профессионально – педагогической информацией, как умения и навыки сбора, хранения, преобразования и передачи этой информации в процессе педагогической деятельности. Информационную культуру педагога составляет целый комплекс общекультурной, общепедагогической информации, информации по преподаваемым дисциплинам, а также умение педагога ориентироваться в потоке информации, его активная позиция по использованию всего нового, что накоплено человеческой мыслью и опытом.
Преподаватель, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации с помощью компьютерных и Интернет-технологий, так и уметь ее адаптировать в соответствии с возможностями учащихся, обладать дидактическими возможностями. Академик В.М. Глушков еще в 80-х годах говорил, что «человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» [3, с. 5]. Задача обучения и воспитания активной и самостоятельной творческой личности, действующей в условиях избытка информации, требует не только другой позиции педагога, но и другого педагога.
Традиционно тьютор рассматривается как преподаватель-консультант, работающий в системе дистанционного обучения. Существует и более расширенное определение – тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения. Иначе говоря, тьютор - важный и необходимый посредник между учебным материалом и студентом.
В дистанционном обучении тьютору приходится взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса:
- авторами (разработчиками) учебных курсов;
- техническими специалистами (программистами, участвующими в редактировании старых и разработке новых курсов);
- менеджерами курсов (получает списки студентов, решает все текущие административные вопросы);
- студентами (посредством переписки по электронной почте).
Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Студент не просто «присваивает» готовые, предложенные преподавателем знания, а активно участвует в поиске знаний, работе с информацией, овладевает способами познавательной деятельности. Соответственно, роль тьютора не сводится к передаче и интерпретации знаний. Он управляет познавательной деятельностью и стимулирует творческую активность студента. Более того, практическое отсутствие непосредственного общения со студентами, личного контакта, лишь усиливает необходимость умения тьютора организовывать учебный процесс и управлять им «на расстоянии» [1, с. 140].
Очевидно, что тьютор – не просто преподаватель. В системе ДО у него появляются новые функции, новые роли, которые отсутствовали в традиционной системе. В современном образовательном процессе тьютор одновременно является:
- преподавателем (служит источником знаний, умений, навыков и профессионального опыта);
- консультантом (отвечает на вопросы студентов по курсу, дает рекомендации по выполнению заданий, помогает студентам в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.);
- организатором процесса обучения (организует совместную деятельность студентов, управляет взаимодействием студентов во время обучения, решает организационно-административные вопросы);
- фасилитатором (создает благоприятные условия для обучения);
- проектировщиком (проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса).
Чтобы соответствовать новым условиям, педагогу - тьютору необходимо все время учиться. Только технологически обогащенное образование в сочетании с усиленной информационной подготовкой будет способствовать поддержке интеллектуального развития как обучающихся, так и педагогов. Бесспорно, передавать владение методами познания, формировать у каждого учащегося потребность непрерывного самообразования сможет лишь тот педагог, который сам владеет способами познания.
Формирование информационной культуры преподавателя - тьютора целесообразно рассматривать как владение определенным набором обобщенных умений и навыков, обеспечивающих успешное применение информационных технологий и представить следующим образом:
а) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность:
- уметь учиться пополнять знания;
- уметь быстро находить и перерабатывать информацию;
- иметь высокий уровень общего развития;
- обладать профессионально значимыми личностными качествами (должная компетентность, способность диалектически подходить к проблемам, критически мыслить и др.).
б) система навыков и умений, характеризующих современного специалиста:
- знать навыки работы на компьютере;
- владеть традиционными и электронными способами поиска, обработки и хранения информации;
- уметь ориентироваться в информационной среде;
- уметь творчески переработать необходимую информацию;
- уметь создавать персональную методику для просмотра сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений;
- уметь формировать у студента необходимый уровень информированности в изучаемой области;
- уметь устанавливать контакты с адресатами;
- знать основные принципы обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
- уметь планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.
Указанные качества информационной культуры специалиста должны иметь достаточно высокий уровень своего развития. Как отмечает В.Д. Шадриков, « в уровне мастерства в любой области, а не в принадлежности к той или иной области деятельности, прежде всего, заключается и проявляется культура личности» [6, с. 104].
Таким образом, информационная культура педагога – тьютора в системе дистанционного обучения становится фундаментом теоретической и практической подготовки студентов, играет ведущую роль в усилении профессиональной направленности учебного процесса в высших учебных заведениях.
Литература:
1. Ахметова, Д.Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д.Б. Ахметова, Л.И. Гурье // Журн. выс. образование в России. – 2001. – № 4.
2. Данильчук, Е.В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики // Педагогика. – 2003. – № 1.
3. Каймин, В.А. Информатика: учебник / В.А. Каймин. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России - М.: Гос. Комитет РФ по выс. образованию, 1995.
5. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие /Отв. редактор В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003.
6. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные технологии / В.Д. Шадриков. – М., 1993.