СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования. 

Крупенина Н.А.,

канд. пед. наук, доцент кафедры социологии

Восточноукраинского национального университет им.В.Даля (Украина),

Терещенко Владимир Васильевич,

доцент кафедры внутренней медицины с основами кардиоревматологии,

главный врач поликлиники для иностранных студентов государственного учреждения

"Луганский государственный медицинский университет".

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ


Актуальность темы исследования обосновывается тем, что  в современных условиях глобализации стремительно развивается интернационализация образования. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. По данным Министерства образования, молодежи и спорта, представленных на портале Delo.ua, в 2010 – 2011 уч.гг.   высшее образование в Украине получали   46,6 тыс. граждан из 134 стран Европы, Азии и Америки. Кроме того, актуальность социально-педагогической адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности украинских вузов в сфере международных образовательных услуг, что будет способствовать, в свою очередь, сохранению высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава украинских вузов, развитию инфраструктуры высшего образования в Украине.

Вопросы адаптации иностранных студентов исследуются в социологии, психологии, педагогике.

Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной специальной среде.

В контексте целей обучения в вузе, социально-педагогическая  адаптация  иностранных студентов представляет процесс их интегрирования в учебно-воспитательный процесс и означает принятие его норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Проблемы, связанные с вхождением личности в новые условия жизнедеятельности, активно разрабатывались отечественными и зарубежными учеными:  Р.Г. Баярд, Г. Гертманн, И. Лангмейер, 3. Матейчик, В.В. Москаленко, A.B. Мудрик, Ж. Пиаже, М. Раттер, А.Г. Харчев и др.

 В зарубежной науке вопросы адаптации иностранных студентов достаточно актуальны, о чем может свидетельствовать, например, одна из обзорных статей по адаптации временного жителя в условиях иной культуры, написанная А. Черчем. Эта статья  содержит ссылки на 288 источников, абсолютное большинство которых посвящено адаптации иностранных учащихся [1]. Тем не менее, проблема адаптации иностранных студентов изучена недостаточно. В большей своей части практика исследований относится к  социальным аспектам адаптации. Анализ собственно социально-педагогической сущности адаптации в работах отечественных и зарубежных ученых, как правило, не содержится.

Рассматривая социально-педагогическую адаптацию, мы исходим из того, что основой ее является оптимизация адаптивности учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям иностранных студентов.  Основным компонентом данной оптимизации, по нашему убеждению, является профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения.

Изучая социально-педагогическую адаптацию иностранных студентов, мы провели сравнительный анализ  студентов (по модели Л.Т.Мазитовой)[2], которые обучаются в Восточноукраинсом национальном университете им. В.Даля и Луганском государственном медицинском университете (Украина), который позволил нам выделить черты сходства и отличия между иностранными и украинскими студентами. К чертам сходства можно отнести: принадлежность к одной социальной группе - студенчеству; принадлежность к одной возрастной группе; обучение по программам и планам, которые предусмотрены  для учебных заведений Украины.  Типичные для любого первокурсника трудности, связанными с адаптацией к новым видам мыслительной деятельности и новым формам образовательного процесса - лекциям, семинарам, самостоятельным занятиям и т.п.

К отличительным чертам иностранных студентов от украинских студентов, мы отнесли:  характер социализации личности в инокультурной среде разных стран; различия в системах образования разных стран, уровень образовательной подготовки; особенности социального статуса групп молодежи по гендерным, племенным и иным признакам; различия в культуре, моделях поведения, в традициях образования и воспитания, свойственных той или иной культуре.  

Исходя из этого, мы основания утверждать, что образовательная деятельность профессорско-преподавательского состава вуза, где обучаются иностранные и украинские студенты, проходит в двух разных социально-педагогических условиях. Учебные группы иностранных студентов имеют гораздо более сложную динамику.

Практика, эмпирические наблюдения иностранных студентов и наше исследование свидетельствуют, что  технологии обучения, методы, система контроля и коррекции знаний, мотивация учебной деятельности и т.д. – все это должно соответствовать культурным и иным особенностям группы, где ведется обучения. Тем не менее, профессорско-преподавательский состав вузов, в силу ряда причин, не всегда имеет необходимые знания и навыки работы в такой специфической аудитории, как иностранные студенты, поэтому возникают  субъективные причины проблем социально-педагогической адаптации иностранных студентов.

По нашим наблюдениям,  в ходе учебных занятий в группах иностранных студентов часто возникают ситуации, когда те или иные приемы общения, привычные для украинских студентов, не срабатывают, замечания, высказывания оценочного характера встречают неадекватную реакцию, меры, направленные на определенное воспитательное воздействие со стороны преподавателей, не достигают своей цели.

Это вызвано, среди прочего, незнанием поведенческих стереотипов, закрепленных в культуре иностранного студента; разницы в национально-культурных стандартизированных психологических реакциях, жизненных ценностях, установках, мотивации, взаимных ожиданиях.         

Неумение и преподавателя, и студентов правильно оценить и адекватно воспринять значимые элементы оформления речевого высказывания, форм невербального поведения друг друга нарушает социокоммуникативный процесс учебного занятия, вызывает его осложнения. Из проинтервьюированных нами преподавателей 52,8 % признают существование названной проблемы.

Исходя из выше изложенного и на основе теоретических положений отечественной и зарубежной науки нами разработана система занятий, обеспечивающих успешность обучающей деятельности профессорско - преподавательского состава вузов. Эта система включает блоки формирования этнокультурных и этнопедагогических компетентностей профессорско - преподавательского состава вузов. Основной метод - «метод кейсов» (Case Study) - метод активного проблемно-ситуационного анализа. Этот метод предназначен для получения знаний по этнокультуре и этнопедагогике, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания при этом, сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

В работе с преподавателями, которые только готовятся к обучению иностранных студентов, мы используем метод shadowing и метод buddying.

Форма проведения занятий - «меню» (или «шведский стол»), которая широко используется в Институте повышения квалификации г. Шэньчжэнь (провинция Гуандун)[3]. При этой форме организации системы занятий преподавателям предоставлена возможность выбрать из многообразия предлагаемых тематических блоков наиболее значимые и интересные для них.

Исходя из того, что значительная часть иностранных студентов которые обучаются в Восточноукраинсоком национальном университете им.В.Даля и Луганском государственном медицинском университете являются представителями арабских государств, мы содержательную составляющую системы занятий с профессорско-преподавательским составом определили, в том числе и на основе научных публикаций ученых этих стран [4].

После апробации и внедрения этой системы занятий в экспериментальных и контрольных группах профессорско-преподавательского состава вузов  проведено исследование с целью оценки ее эффективности. Полученные данные подтвердили наше предположение, что сформированность этнокультурных и этнопедагогических компетентостей профессорско-преподавательского состава является необходимым условием социально-педагогической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу украинских вузов.

 

 

 

 

Литература

  1. Church A.T. Sojourner Adjustment // Psychological Bulletin. 1982. №91. №3. P.540-572.
  2. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов:на примере вузов Башкортостана [Текст]: автореф. дис… канд.соц.наук: 22.00.04/АН России .- Уфа,2002.-36с.
  3. &#李;&#胜;&#平;.&#新;&#一;&#轮;&#中;&#小;&#学;&#教;&#师;&#继;&#续;&#教;&#育;&#教;&#学;&#方;&#法;&#改;&#革;&#与;&#创;&#新;&#初;&#探;//&#继;&#续;&#教;&#育;&#研;&#究;. – 2007. – №1. – &#页; 18–21; &#李;&#香;&#娥;.&#教;&#学;&#反;&#思;&#中;&#的;&#问;&#题;&#与;&#建;&#
  4. 4.                           См., напр.: سليمان بن صالح الخراشي  ( ملـف الابتعاث للخارج ) - دراسات وندوات ومقالاتhttp://www.saaid.net/Warathah/Alkharashy/mm/24.htm

 

مةنوضيَهر موحسني، كؤمةلَناسي طشتي، هةوليَر، سالَي 2005.

أ.نجيبة محمد الرفاعي، دور المثقف في المجتمع،  www.yanabeea.net

- عبد الكريم قاسم : المثقف اليمني يتم البحث عنه أثناء الأزمات .. فقط، www.alagheer.com