Преимущества и недостатки применения информационных технологий в обучении школьников

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования. 

Харламова К.Б.

Аспирант,  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

 

Преимущества и недостатки применения информационных технологий в обучении школьников


В 21 века компьютер стал неотъемлемой частью образовательного процесса на всех его уровнях, в том числе и в общеобразовательной школе. Не вызывает никаких сомнений, что компьютерные технологии создают исключительные возможности для обучения, усиления мотивации учащихся, развития творческого мышления и т.п. Необходимость анализа внедрения компьютерных технологий в процесс преподавания школьных дисциплин возникла уже давно.

Пройдя курс информатики еще в начальной школе, подростки отлично умеют пользоваться многими  возможностями компьютера и Интернета, подчас значительно лучше, чем их родители и даже учителя. Компьютерные образовательные программы составляют сегодня лишь очень незначительный объем от их общей суточной компьютерной загруженности, и приходится это время в основном на школьные часы.

Стоит обратить внимание, что несмотря на все варианты использования компьютеров, а их можно выделить три основных направления: познавательное, игровое и коммуникативное. Перегиб в любую сторону может привести к определенным осложнениям или опасностям. Увлеченность компьютерными играми приводит к игромании. Увлеченность познанием в сфере технологий и программирования к хакерству. Увлеченность самими средствами сетевой коммуникации к интернет-зависимости.

Наибольшую сложность представляет контроль общего времени, проводимого ребенком за компьютером. Ведь компьютером можно пользоваться на занятиях в школе, дома, в гостях у товарищей, в компьютерных клубах. Здесь приходится полагаться только на сознательность ребенка. Существует как минимум две глобальные проблемы, которые теоретически уже можно решить с помощью программ: долгое нахождение ребенка за компьютером и доступ к информации, к которой ребенок еще не готов (как в качественном, так и в количественном плане). Их можно установить на компьютер, которым ребенок пользуется. Но такое ограничение может вызвать резкое неприятие у ребенка. Поэтому  очень важна разъяснительная работа со стороны родителей.

В ряде научных работ, которые освещают вопрос развития и обучения детей дошкольного возраста, можно найти теоретическое обоснование и примеры того, как персональный компьютер сможет помочь в развитии интеллектуальных способностей ребенка. Этому вопросу посвящены  работы С.В. Гурьева, кот считает, что введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры [4]. Об этом же говорится в работах Л.А. Вегнера. Считается, что в этом возрасте компьютер благотворно влияет на формирование некоторых навыков ребенка. Как заметили психологи – работа с компьютером совершенствует внимание, логическое и абстрактное мышление. Игры для детей на компьютере способствуют развитию у них принятия самостоятельных действий и решений, и в том числе позволяют научиться быстро переключать свое внимание с одного действия на другое [2].

Осознавая важность вопроса информатизации образования, Президент России Дмитрий Медведев поручил недавно Минобрнауки разработать или приобрести за рубежом компьютерные программы для обучения школьников [1].

Однако необходимо отметить, что педагоги и медики постоянно обвиняют компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом). Звучат заявления, что причиной этой проблемы является раннее и чрезмерное увлечение компьютером. По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии [5].

Дети в настоящее время не могут уже получить отличное образование и стать хорошими специалистами без использования компьютеров. Значит надо постараться с самого начала  управлять этим процессом. Чтобы преодолеть возможность дурного влияния компьютера на детей, надо жестко регламентировать время их нахождения за компьютером и неизменно придерживаться этого распорядка. Если ребенку еще нет шести лет, то ему не следует находиться за компьютером больше двадцати минут в день. Детям семи, восьми лет можно уже позволить находиться за компьютером от 30 до 40 минут в день. В возрасте 9-11 лет, ребенку можно позволить пользоваться компьютером не больше часа, полутора в день. Таковы медицинские рекомендации.

По сути своей компьютерные технологии имеют благую природу, во всяком случае, исходя из того, что они с легкостью могут быть применены с пользой для ребенка, (но, к сожалению, еще проще – во вред), и главная задача – добиться первого и избежать второго. Нужно все время помнить, что компьютер – всего лишь один из инструментов обучения, особенный, но вовсе не доминирующий в обучении школьников. В качестве второстепенного инструмента, используемого для разнообразия, отдыха и решения специфических задач, компьютер незаменим. В качестве универсального же средства обучения и воспитания – скорее, вреден.

Массовое распространение информационных технологий в образовании требует научного анализа эффектов компьютеризации, противоречивый характер которых рассматривается многими исследователями [3, с 68-78].

Исторически сложившиеся традиции российского образования имеют коренные отличия от западных. Требуется провести колоссальную работу, чтобы, учитывая опыт зарубежных коллег, эффективно использовать информационные технологии в учебном процессе. Нельзя забывать и о переподготовке кадров, что особенно важно в современном быстро меняющемся мире. Речь должна идти о постоянном сетевом обновлении электронных педагогических баз знаний для практического обучения новым актуальным методам и методикам в различных областях, определяющих конкурентоспособность на рынке труда [6, с 245-265].

 

 

 

Литература

  1. Вегнер Л.А. (http://razvitoy.ru/deti-i-computer-polza-ili-vred/).
  2. Гурьев С.В. http://www.rusedu.info/Article849.html
  3. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление./ О.В. Доронина // Вопросы психологии. — 1993. — №1. — С.68-78
  4. Медицинская информационная сеть. Портал о здоровье и медицине. http://www.medicinform.net/comp/comp_zdor2.htm).
  5. (http://www.rg.ru/2010/12/17/programmy-anons.html).
  6. Hsu W. K., & Huang S. S. (2006). Determinants of computer self-efficacy — an examination of learning motivations and learning environments. // Journal of Educational Computing Research, 35(3), 245-265.