СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Плаксина И.В.

кандидат психологических наук, доцент

Владимирский государственный университет

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ; № проекта 10-06-00271а

 

Реализация компетентностного подхода в системе обновляющегося высшего образования ставит перед вузом, как социальным институтом, задачу создания социокультурной среды, способствующей достижению целей современного образования. Моделирование воспитательного пространства вуза является одним их современных подходов, создающим условия  для решения актуальных образовательных и воспитательных задач высшей школы. Сущность образовательного и воспитательного пространства рассматривается в трудах В.И. Панова, Л.И. Новиковой, Г.Н. Серикова, А.В. Сперанского, М.Я. Виленского, В.И. Гинецинского, В.С. Ильина и др. [1, с.6-15].  Моделирование воспитательного пространства организуется с учетом системного и событийного подхода к построению воспитательного пространства как динамической сети педагогических событий, раскрытых в работах Д.В. Григорьева, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой [1, с.15-19]; психодидактического подхода В.И. Панова к современным проблемам образования, раскрывающего необходимость создания такого образовательного пространства, которое предоставляет студентам и преподавателям возможность выбора различных видов деятельности, разных образовательных технологий, участие в различных сообществах, дающих возможность к коммуникативному взаимодействию; акмеологического подхода в решении практических задач личностно-профессионального развития, в рамках которого происходят  прогрессивные изменения в структуре личности (А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина); идей Д.Б. Богоявленской, М.М. Кашапова о необходимости формирования творческого мышления профессионала как условия продуктивного решения задач, возникающих в практической профессиональной деятельности; подхода В.Д. Шадрикова  и И.А. Зимней к определению социально-личностных компетенций [2,с. 35-42].  

Современное понимание воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание для этого благоприятных условий дает возможность выделить два основных направления организации мониторинга в сфере воспитания − изучение развития личности и изучение условий, обеспечивающих ее развитие. Несомненно, что освоение новых моделей воспитания в вузе влечет за собой осуществление деятельности по анализу достижений в этой области. Для оценки качества воспитательной работы важно выделить критерии и показатели количественного и качественного порядка, степень адекватности и прогностичности которых будет обеспечивать принятие правильных управленческих решений по совершенствованию воспитательной работы в целом.

В качестве двух главных критериев в нашем исследовании были  выделены наличие нормативно-правовых условий воспитательной деятельности и эффективность организации воспитательной деятельности, которая оценивалась количественными и качественными показателями.

Критерий наличия нормативно-правовых условий описывается следующими компонентами: наличие административной структуры, нормативно-правовых регламентов, органов студенческого самоуправления, материально-технической базы, финансовой обеспеченности воспитательной деятельности.

О продуктивности развития воспитательного пространства можно судить по степени вхождения субъектов вуза в воспитательное пространство: количество общеуниверситетских внеучебных воспитательных событий; количество студентов и преподавателей, присутствовавших и принимавших в них участие; количество социально значимых дел в соответствии с университетскими программами; количество студентов, занятых во внеучебное время в научно-исследовательской, художественной, спортивной деятельности; количество студентов, участвующих в деятельности органов студенческого самоуправления и др.

Качественными критериями эффективности организации воспитательного пространства вуза являются критерии развития личности, включенной в воспитательное пространство (степень адаптации студентов, удовлетворенность выбором вуза, уровень самореализации студентов в учебной деятельности, степень творческой активности и самореализации, динамика изменения мотивов, ценностных ориентаций личности и их качественное содержание).

Основанием построения системы мониторинга воспитания в вузе является программа воспитательной деятельности на цикл обучения, представляющая собой отражение последовательности действий, направленных на достижение целей и задач воспитания, учитывающих этапы профессионального развития. Объектами диагностики на I и II курсах являются уровень адаптации, качество межличностных отношений и психологический климат в академических группах, удовлетворенность условиями обучения и организацией жизнедеятельности студентов в вузе.

На III курсе объектами диагностики выступают профессиональные интересы студентов, сложившийся уровень академической самореализации, коллектив академической группы, степень включенности в проекты и программы вуза и др.

На заключительном этапе обучения, на IV-V кypcах объектами диагностики выступают достижения студентов в научно-исследовательской, творческой и учебной деятельности, удовлетворенность уровнем полученного образования и организации жизнедеятельности в вузе, социально-личностные и профессиональные компетенции и др.

Важно отметить, что реализация компетентностного подхода в системе высшего образования также ставит новые задачи по выбору и разработке средств измерения и оценки метапредметных, социально - значимых, личностных образовательных и воспитательных результатов. Для качественной диагностики уровня развития социально-личностных компетенций в нашем исследовании были использованы: методика Шварца для изучения ценностей личности, опросник «Личностные особенности профессионала (ЛОП)» В.Е. Орла, И.Г. Сенина, опросник «Творческая активность личности» М.М. Кашапова. Концепции, структуры и область применения методик позволяют оценить параметры социально-личностных компетенций, выделенные И.А. Зимней (2004): нормативные идеалы и ценности личности, творческую активность, тенденции к благоприятным отношениям сотрудничества, открытость опыту, коммуникативную компетентность, активность, добросовестность и способность к саморегуляции. Опросник «ЛОП» направлен на диагностику пяти базовых личностных характеристик, проявляющихся в профессиональной деятельности: нейротизм, экстраверсия, сотрудничество, добросовестность и открытость опыту. Шкала нейротизма позволяет диагностировать степень уверенности в своей профессиональной компетентности. Шкала экстраверсии отражает общую тенденцию активности, энергичности и оптимистичности личности. Шкала открытости опыту исследует общую тенденцию принимать и поддерживать новые  идеи, ориентацию на развитие и самосовершенствование. Шкала сотрудничества диагностирует ориентацию личности на развитие поддерживающих межличностных отношений, способствующих достижению общего результата. Шкала добросовестности отражает тенденцию контролировать импульсивное поведение, то есть способность к саморегуляции и ответственности.

Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности представляет собой валидизированный инструмент для измерения ценностей личности, независимо от культурной принадлежности. Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: ценности личности на уровне убеждений (нормативные идеалы) и ценности личности на уровне поведения (профиль личности). Первый уровень стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, от влияния группы, в том числе и воспитательного пространства вуза. Поэтому вторая часть опросника является наиболее важной для анализа, так как будет отражать параметры социально-личностной компетентности испытуемых. Опросник М.М. Кашапова «Определение творческой активности личности» оценивает поисковую активность личности, составляющую основу для самореализации личности в любом виде деятельности.

Ниже мы приводим часть результатов, полученных в ходе психолого-педагогического мониторинга целостного воспитательного процесса, а именно результаты степени сформированности социально-личностных компетенций студентов V курсов гуманитарных специальностей. В выборку исследования вошли студенты физико-математического факультета, факультета иностранных языков, исторического факультета, технико-экономического факультета, и юридического факультета Владимирского государственного университета (N=252).  По отношению к эмпирическим данным, полученным в процессе диагностических срезов, были использованы  методы математической статистики: проверка результатов на совпадение с нормальным распределением, критерий различения, метод ранговой корреляции, метода нахождения максимального корреляционного пути.

Анализ степени сформированности личностных качеств профессионала (методика ЛОП) указывает на то, что все результаты находятся в области статистической нормы (нейротизм ‑ 6±1, экстраверсия ‑ 6±1, открытость опыту ‑ 6±1, сотрудничество 5±1, добросовестность 6±1).

Обзор ценностей по методике Шварца дает возможность утверждать, что для ценностей на уровне поведения  и нормативных идеалов студентов наиболее характерны ценности, поддерживающие открытость изменениям: самостоятельность, достижения, гедонизм (наслаждение жизнью), стимуляция (стремление к новизне), а также самотрансцендентные ценности: доброта, универсализм (понимание, терпимость).

Анализ результатов творческой активности позволил выделить низкие, средние и высокие показатели, на основании которых было осуществлено разбиение выборки согласно правилам стандартизации. Сравнение результатов, характеризующих личностные особенности испытуемых, проявляющиеся в профессиональной деятельности в зависимости от уровня творческой активности, позволил сделать выводы о том, что по мере возрастания творческой активности наблюдается возрастание экстраверсии, открытости опыту, добросовестности, сотрудничества и снижение нейротизма.

Подобным образом были рассмотрены нормативные идеалы и ценностные профили личности. Расчеты установили, что значения по ценностям у группы с высокой выраженностью творческой активности выше, чем у группы с низкими значениями творческой активности. Сравнения группы с низким и высоким показателями творческой активности с помощью U-критерия Манна-Уитни по вышеназванным шкалам, в которых зафиксирован рост по ценностным шкалам, выявило значимые различия на 5% уровне (при Uкрит 0.05=123) по шкале «доброта» (Uэмп=120), «универсализм» (Uэмп=102.5) и «самостоятельность» (Uэмп=107.5).

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил обнаружить значимые связи творческой активности личности со шкалами опросника ЛОП.  Наибольшая значимая связь получена при корреляции шкал «экстраверсия» и «творческая активность личности» (r=0.305), «сотрудничество» и «творческая активность» (r=0.284), «добросовестность» и «творческая активность» (r=0.231). Применение метода нахождения максимального корреляционного пути в целях нахождения доминирующих и подчиненных признаков дает возможность утверждать, что открытость опыту является определяющим фактором в структуре социально-личностных компетенций личности. Экстраверсия, творческая активность, добросовестность подчинены открытости опыту. Важно подчеркнуть, что открытость опыту согласно конструкту методики, понимается как тенденция принимать и поддерживать новые идеи, желание обновлять в профессиональной деятельности методы и приемы работы, самосовершенствоваться, быть в курсе новых достижений.

Рассматривая корреляции творческой активности и шкал, полученных с помощью методики Шварца, заметим, что наиболее сильные связи творческая активность обнаруживает с «универсализмом» и «добротой» (r=0.360 и r=0.332), «самостоятельностью» и «стимуляцией» (r=0.284 и r=0.291), «универсализмом» (r=0.262). При сравнении результатов творческой активности студентов разных факультетов с помощью t-критерия Стьюдента статистически значимые отличия (при p<0.01) получены  между результатами ФМФ и ЮФ (физико-математическим и юридическим факультетами). Эти достоверные расхождения подтвердились и количественными результатами оценки уровня продуктивного развития воспитательного пространства факультетов. Общий количественный балл физико-математического факультета по критериям оценки воспитательной работы факультета составил на конец 2011 учебного года 952 баллов, а юридического факультета 2232,7 балла.

Сравнение результатов этих факультетов по шкалам методик ЛОП и Шварца выявили достоверные отличия по шкалам «доброта» (tэмп=2.523>tкрит0.05=1.976, df=150), «самостоятельность» (tэмп=2.148>tкрит0.05=1.976), «стимуляция» (tэмп=3.399>tкрит0.01=2.609), «достижения» (tэмп=2.610>tкрит0.01=2.609), открытость опыту (tэмп=2.184>tкрит0.05=1.968).

Подводя итоги, можно сделать два важных вывода:

  1. Диагностические данные количественного и качественного порядка, полученные в ходе психолого-педагогического мониторинга в соответствии с выделенными критериям, позволили объективизировать результаты воспитательной деятельности.
  2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что продуктивное развитие воспитательного пространства вуза является одним из условий развития социально-личностных компетенций студенческой молодежи.

Литература

  1. Дрозд, К.В. Воспитательная деятельность Владимирского государственного гуманитарного университета: научно-методический аспект / К.В. Дрозд, Г.А. Лобанова, И.В. Плаксина. – Владимир: ВГГУ, 2009. – 202 с.  
  2. Дрозд, К.В. Развитие социально-личностных компетенций будущих профессионалов в условиях воспитательного пространства вуза: монография / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. -148 с.