ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Педагогическая психология. 

АндрюшковаН.П

                                                                                               студентка

  Донецкий Национальный Университет

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ


 Следует отметить, что память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  Помимо этого память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии.

Изучение памяти началось много веков назад. Попытки подойти к  ее пониманию находят уже у Платона и Аристотеля. Что же касается конкретно проблемы памяти, то большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями, такими как: А.Бине, К.Бюлер, П.Жане, Л.Выготский, А.Леонтьев, П.Зинченко, А.Смирнов, П.Блонский, Г.Эббингауз    А.Бергсон и другими. [4,с.110]

Наряду с исследованием памяти многие ученые занимались изучением интеллектуальных способностей человека. Проблемы интеллекта рассматривались в работах таких учених как: Ф.Гальтон, А.Бине, Т.Симона, Ч. Спэрмэн, Г.Гарднер, Р.Стернберг и другими. [1,с.65]

Хотя сейчас накоплен огромный фактический материал, интеллект человека и его память все еще во многом остаются загадкой для современной науки.

 Одной из рассматриваемых проблем памяти и интеллекта является  их взаимосвязь между собой. Исследованием этой проблемы  занимались: Ф.Гальтона,А.Бине,Т.Симона, Ж.Пиаже и   другие. [5,с.20]

В данной работе рассматривается   взаимосвязь  характеристик  памяти  и интеллекта  на примере студентов.Так как память и интеллект занимают одну из ведущих позиций в процессе обучения и определяют  его продуктивность.

 В ходе исследования необходимо было выявить наличие взаимосвязи между высокими показателями памяти и интеллекта испытуемых.  

Исследование проводилось на базе Донецкого Национального университета. В нем принимали участие  27  студентов  психологов  второго курса.

 Для определения интеллектуальных способностей экспериментальной группы использовалась методика Айзенка «Определение общих способностей». Коэффициент интеллекта  в экспериментальной выборке составил:

100-110 баллов-29% выборки;

110-120 баллов-48% выборки;

120-130 баллов-23% выборки.

Для исследования характеристик памяти испытуемых были взяты следующие методики:

1.Методика «Пиктограммы» А.Лурии. [3,с.360]

По методике были получены следующие данные:

 Высокий уровень  запоминания-81% выборки;

 Средний уровень запоминания-19% выборки;

  Низкий уровень запоминания -0% выборки.

2.Методика «Оперативная память».[3,с.365]

Экспериментальной группой были получены следуюшие показатели оперативной памяти:

Высокий уровень-78%выборки;

Средний уровень-22% выборки;

Низкий уровень-0% выборки.

3. Методика «Память на числа». [3,с.372]

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень-19% выборки;

Средний уровень-44% выборки;

Высокий уровень-37% выборки.

 С помощью корреляционного анализа были выявлены связи между показателями интеллекта и различными характеристиками памяти :

  • Между интеллектом и запоминанием (0.70 , p ≤  0.01);
  • Между интеллектом и оперативной памятью (0.63, p ≤  0.01);
  • Между интеллектом и зрительной памятью (0.67, p ≤  0.01).

 Таким образом в ходе эмпирического исследования были получены результаты свидетельствующие о том, что существует взаимосвязь между высокими показателями памяти и интеллекта испытуемых.

Литература:

1.Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопр.психологии-1995.-№1 .-с.111

2. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер.с фр.- СПб. :Союз,

 1999. – 432 с.

3.Бурлачук Л.Ф.Энциклопедия психологических тестов.-М.:Эксмо,2006.-

411 с.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.- М.: МГУ, 1980.- 480с.

5. Крамаренко В.Ю. Интеллект человека.М.:  МГУ.1990. -163с.