Информационная революция как предпосылка «научной революции» и развития экономики, основанной на знаниях

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Информационные технологии в управлении. 

Гагик Варданян

Доктор экономических наук,

доцент, проректор Армянского государственного университета экономики.

 

Информационная революция как предпосылка «научной революции» и развития экономики, основанной на знаниях


Информационная революция является главной двигательной силой экономики. «Информационная революция» включает текущие экономические, социальные и технологические тенденции. С половины XX века начался новый этап  развития человечества, связанный с научно-технической революцией, что привело к структурным изменениям глобального масштаба и появлению новых секторов экономики.   

Информационная революция и связанный с ней новый этап  развития общества и экономики характеризуется несколькими признаками [1, с.149-154].

Первое, информация становится самостоятельным ресурсом с особенной ценностью, формой правления и организацией производственного процесса, который совершенно различается от традиционных отраслей.  В развитых странах акции информационной части составляют 45-65 %[2, с.7].  

Второе,  информация и вся информационная система является мощным источником современного социально-экономического развития, динамизма и роста. По сути, она дополняет  теорию современного  эндогенного экономического роста. Например, в странах с промышленно развитой или основанной на знаниях  экономикой информационный фактор составил 50-75% добавленной стоимости [3, с.11].

Третье, интеллектуальные ресурсы новой информации, знаний и опыта являются ключом решения основных задач развития. Главная производительная сила нации или государства -это высококвалифицированная часть населения. Накопленный в XX веке опыт  свидетельствует, что  чем выше удельный вес этого  социального слоя среди занятого населения, при прочих равных условиях, тем больше экономический  потенциал государства, его военная и политическая сила.

Четвертое, в развитых странах параллельно с производством традиционных товаров, услуг и технологий, значительная  часть национальных ресурсов направляется  на развитие информационной сферы и  новых знаний, от которых зависит производство техники и технологий  с большим содержанием ИТ, и с помощью которого формируется экономический потенциал и обеспечиваются национальные  интересы этих стран. 

Пятое, информационная революция привела к новому общественному явлению- к возникновению информационного общества. Переход к информационному обществу означает новый этап  развития цивилизации, когда не только финансовый потенциал,  производство товаров и услуг,  а прежде всего,  наука и образование, высокие и информационные технологии  предопределяют качество роста производства. Интеллектуальный потенциал, непосредственно связанный с общим уровнем культуры и организацией работы, становится  залогом  стабильного развития для любой страны.

Шестое, изменяется механизм и траектория экономического прогресса. Внедрение новых информационных технологий приводит к качественно новым экономическим отношениям и формам взаимодействия институциональных и социальных сфер, техники и технологии [4, с.151].

В результате начинает действовать синергетический эффект макрогенераций, где на пике поднимающей волны  совпадают разные – технико-технологические, социально-экономические и информационные амплитуды. Временные рамки информационного цикла выходят из периода «кондратьевских волн», а у его траектории  разрывной характер.

Возникновение основанных на знаний экономик и обществ  фактически является ярким примером тому, поскольку во многих странах мира идут процессы поиска и внедрений новых более эффективных образовательных методов и технологий, отражающих научные, практические, информационные и психологические  изменения.

Седьмое, меняются структура и форма общественного богатства. Натуральные и ценностные формы как- будто переходят к основе структуры  богатства, а информационные, социально-культурные и человеческие ценности завершают эту структуру. У информационного богатства довольно  особенная  потребительная стоимость. Информация является основой современной экономики.

 Восьмое, на основе бурного развития электроники, кибернетики, космических спутников, программного  обеспечения   информационная революция  совершила переворот в  средствах телекоммуникации, тем самым заканчивая  формирование глобального общества со всеми своими признаками и характеристиками.

Девятое, в развитии ТНК произошел не только  количественный, но и качественный взлет. Понятия    “окраина” и “центр” благодаря  информационным сетям, потеряли свое начальное значение и смысл, что привело к изменению обьемов и структуры инвестиций. А инвестиции, как мы знаем являются  решающим фактором  длительного социально-экономического развития.

Таким образом, информационная революция передала беспрецедентную скорость и новые качества развитию человеческой цивилизации. Чтобы воспользоваться полученной возможностью, нужно занять правильную позицию  в информационной революции.

Переворотное влияние информационной революции заметно только сейчас. Это явление на практике никто не мог предвидеть или даже  предсказать 10-15 лет назад. Информационная революция глубоко меняет экономические системы, рынки, промышленную структуру, производство, услуги и их  направления, ценности и поведение потребителей, рабочие места и рынки рабочей силы. Однако величина влияния на общество и политику зависит прежде всего от пути, которым мы видим мир и нас - в нем. Информационная революция приводит также к революции знания.

Революция знания относится к изменению парадигмы глобального масштаба, что сравнимо  с сельскохозяйственной и промышленной  революцией. Со второй половины XX века объемы создания и распространения знания значительно увеличились. Одной из причин, как уже было сказано, является бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий или информационная революция:  значительно увеличилась компьютерная мощность и электронные сети. Современные информационные и телекоммуникационные технологии сделали возможным совместную работу исследователей из разных мест и стран, что повысило производительность труда и привело к ускорению  достижений в научно-исследовательских работах и созданию новых знаний и технологий.

Повышенная скорость создания и распространения  знаний привела к  быстрому распространению современных и эффективно производственных  технологий. Кроме того появилась возможность взлета, быстрого развития, что привело к обострению  мировой конкуренции.

Одним из показателей создания знания и нововедения является  число годовых патентов, выданных офисом товарных марок и патентов США.
Число этих патентов из 89.6 тысячи в 1981 году  дошли  до 182.9 тысячи в 2007 году, в том числе 157.3 тысяча из них- только за  изобретения. Притом, за этот период патенты, выданные для США  в 1981 году составили 39 %, а в 2007 году- 48,8 %. Без учета США, в 2007 году первое место в десятке  заняли Япония- 19,6 %, Германия -5,5%, Тайвань- 4,1 %, Южная Корея- 4,0%,  Канада- 2,2 %, Франция- 2,0 %, Италия- 1,0%, Нидерланды- 0,9 % и Австралия- 0,8 % (в целом, 40.1 %). Армения в течение последних 20 лет получила всего лишь 11 патентов [5 с.19].

В течение 1987-2007 гг число патентов, выданных США,  составило 2.9 млн., а с 1991-2007 гг. число выданных только за изобретения дошло до 2,390,500.

Таким образом, темп увеличения создания нового знания и технологий  отражает последние глобальные тенденции. Pаньше также были замечены такиe быстрые темпы развития. От числа изобретений, предшествующих периоду промышленной революции 18-19 веков, создавалось впечатление, что такое количество нововедений не может буть в будущем. «Все, что можно изобрести уже изобретено». В 1899 году  уполномоченный представитель  офиса патентов США сделал предложение о закрытии офиса, настолько исчерпающе  были последние изобретения XIX  века.

 Революция, усиленная глобализацией, создает новые возможности для  социального и экономического развития. Обусловленная глобализацией сильная конкуренция доводит  полученные из товарного производства прибыли почти до нуля [5,6, с.9-10]. По сути, решающим становиться обеспечение дополнительной добавленной стоимости с помощью новых идей относительно дифференциации производства, эффективного маркетинга, эффективного распространения, престижных брендовых названий и т.д.  Для процветания решающим является способность осуществления инвестиций в  глобальную цепь создания стоимости, основную часть которых не обязательно  может занять  производство, но и  нововедение, высококачественное обслуживание.

 На данный момент, с увеличением доступности информации, вызванной  информационной революцией скопление,  распространение и употребление  знаний  стало более интенсивным. 

Создание,  доступность и употребление знания являются основными  определителями глобальной конкуренции.  То есть речь идет о “революции знания”, основными элементами которых являются:

  • кодировка знания и ускорение обработки новых технологий
  • сближение связей  между научной основой, повышением уровня нововедений и коротким периодом производства.
  • Повышение соответственных  навыков и образования  рабочей силы, увелечение  важности обучения.
  • Преобладание инвестиций в не ощутимых   активах (научно-исследовательская работа, образование, программное обеспечение) над инвестициями в основной капитал.
  • Получение  большой добавленной  стоимости из инвестиций в не ощутимые активы, такие, как брендинг, маркетинг, распространение, управление знаниями и информацией.
  • Повышение роли производительности и нововедения в деле  роста ВВП и конкурентоспособности.
  • Увеличение масштабности глобализации и усиление конкуренции.

Революция  знания привела к  неравенству  среди стран.  Одной из ярких доказательств тому являются  доли стран в общем числе потентов, выданных офисом товарных марок и патентов США.  В 2007 году почти 90% достались всего лишь 11 странам. Эти  различия являются «зазорами» знания.  Впервые эквивалент этого слова на английском языке использовался в документе  Всемирного Ванка  «Доклад всемирного развития. Знание для развития» (Knowledge for Development-K4D) 1998-1999 гг.  «Существуют множество  видов знания». В этом докладе мы сосредотачиваемся на главных для  развивающихся стран двух видах основных задач и знания: знание о технологии, которое мы называем также техническое знание или просто “ноу-хау”… как правило, у развивающихся  страны  меньше “ноу-хау”, чем у равитых промышленных стран, и бедный имеет меньше, чем небедный. Это неравное  деление  в странах и между странами  мы называем  зазорами знания” (knowledge gaps).

Революция знания или ускорение процесса создания знания как двигательная сила научной экономики, само по себе является положительным явлением и способствует прогрессу человечества.  Проблема в том, какое положение занимает  каждая страна в этой революции. В постиндустриальной эпохе залогом  стабильного развития  каждой страны является  хорошая позиция в глобальной революции знания, для чего нужно строить  общество знания и развивать основанную на знания экономику. 

 

 Литература

  1. 1.        Экономическая теория на пороге XXI века-7: Глобальная экономика. М.: Юрист, 2003
  2. Мелянцев, В (2001). Информационная революция- феномен “новой экономики”. Мэмо. No 2,
  3. Цвылев, Р (2001) Метаморфоза индустриальной экономики: проблемы экономических изменений МЭМО. No 2,
  4. Лемещенко, П. С (2003), неоэкономика, онтологические изменения и теоретические начала, Экономическа теория на пороге XXI века- 7. М
  5. Chen  D and Dahiman, C (2005) The Knowledge, the KAM Methodology and World Bank Operation. World Bank, October
  6. Knowledge Economy Conference Stuttgart, Germany October
  7. Ли Т. (2002) Размышления об экономике знаний.  Поиски направлений реформы и политики открытости. Т.2. М.