ПОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БССР В 1930-е гг.
ПОД- СЕКЦИЯ 3. Всемирная история.
Елизаров С.А.
доцент, канд. ист. наук,
Гомельский государственный
технический университет
им. П.О. Сухого,
г. Гомель, Республика Беларусь
ПОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БССР В 1930-е гг.
Первые польские национальные советы возникают в БССР в 1925 г. как проявление национально-государственного строительства, в результате которого в СССР появились автономные республики, автономные области и национальные округа. В конце 1920-начале 1930-х гг. в республике происходит значительное расширение сети польских национально-террито-риальных образований. Представляется, что это было связано, во-первых, с геополитическим фактором: БССР граничила с Польшей, которую руко-водство СССР рассматривало как плацдарм для начала антисоветской интер-венции западных стран. В таких условиях расширение сети польских нацио-нальных образований могло стать мощным средством доказательства преи-мущества советской национальной политики в сравнении с политикой польс-ких властей в отношении национальных меньшинств и тем самым усилить просоветские настроения среди белорусов и части поляков в Польше. Во-вто-рых, как отмечает белорусский исследователь В.В. Тугай, с помощью нацио-нальных административно-территориальных образований в БССР предпо-лагали советизировать (прежде всего – провести массовую коллективизацию) компактно проживавшие национальные меньшинства [1, с. 535-538].
С 1928 по 1932 гг. количество польских национальных советов возросло с 19 до 40. 6 июля 1931 г. [2, с. 116]. А постановлением ЦИК БССР от 15 марта 1932 г. был образован первый (и единственный) в республике национальный административный Койдановский (переименованный в «Дзкержинский» 29 июня 1932 г.) район – польский – в составе 16 сельсове-тов и Койдановского местечкового Совета (10 сельсоветов – польских, 5 – белорусских, 1 – литовский) [3].
Хотя в 10 из 16 сельсоветов польское население по данным местных властей составляло большинство, в целом по району поляков было 49,4% (белорусов – 45,31%, евреев – 4,69%, других – 0,59%) [385, л. 54]. Таким образом, фактически при образовании национального польского района произошла подмена официального критерия («абсолютное большинство титульного населения») другим («абсолютное большинство национальных административно-территориальных единиц» - сельсоветов). Приведенные белорусским историком А.Ф. Великим факты свидетельствуют, что создание польского национального района определялось прежде всего факторами политико-идеологическими, а население и местное руководство оказалось не готово к такому повороту [4].
Однако с середины 1930-х гг. в условиях перехода к политике «орга-низационного укрепления» колхозов необходимость в таких национальных образованиях отпала, к тому же попытки советизации национальных мень-шинств с помощью национальных административно-территориальных обра-зований к значительным успехам не привели [1, с. 538-542]. В обстановке на-растания «шпиономании» и поиска «врагов народа» представители наций, имевших свои государственные образования по периметру границ СССР (в первую очередь – поляки), стали рассматриваться как потенциальные про-тивники советской власти и превратились в объект репрессий. Кроме того, свою роль сыграли реально существовавшие проблемы в функционировании национально-территориальных образований в БССР: незнание значительной частью титульного населения своего родного языка, дефицит подготовлен-ных для ведения работы среди национальных меньшинств кадров, случаи фактического игнорирования работы на национальных языках и отсутствия большинства титульной для совета национальности.
В 1934-1936 гг. в белорусские были преобразованы 11 польских и 1 латышский сельсоветы: в одних случаях в текстах решений указывалось, что эти сельсоветы охватывали «в подавляющем большинстве белорусское насе-ление» и «работа в этих советах ведется на белорусском языке», а «насе-ление польского языка не знает», в других случаях аргументация вообще отсутствовала [5].
С 9 по 15 декабря 1935 г. в Дзержинском районе работала специальная бригада ЦК КП(б)Б, изучавшая состояние национальной польской работы [7, д. 9149, л. 174-187]. Во - первых, по всем польским сельсоветам было за-фиксировано снижение как абсолютной численности поляков, так и процент-ного соотношения их и жителей других национальностей. Разноуровневый характер приведенных сведений не позволяет достоверно определить реаль-ную степень уменьшения абсолютного и относительного числа польского на-селения в национальных польских советах района. Вместе с тем в целом дан-ные подтверждают сам факт такого уменьшения. Видится, что свою роль в этом сыграли несколько факторов: переезд поляков в другие регионы (добро-вольное или принудительное), слабовыраженные национальное самосознание и самоидентификация польского населения, государственная политика поиска «врагов народа» и «польских шпионов», искажение фактического состояния национального состава нацсоветов при их образовании.
Во-вторых, в отчете об итогах проверки фиксировалось, что работа на-циональных сельсоветов (делопроизводство, заседания президиумов и собра-ний) велась исключительно на белорусском языке с момента их создания. Ученики польских школ, как отмечали проверяющие, слабо знали польский язык, а польское население пользовалось «как в быту, так и в общественных местах исключительно белорусским языком» [7, д. 9149, л. 179-187].
По результатам работы этой бригады 5 мая 1936 г. Бюро ЦК КП(б)Б приняло постановление «О реорганизации некоторых польских сельсоветов Дзержинского района в белорусские», в советском порядке оформленном по-становлением Президиума ЦИК БССР, согласно которому 7 польских сове-тов Дзержинского района были реорганизованы в белорусские [7, д. 9149, л. 20], [8].
Видно, что в 1934-1936 гг. основными мотивами ликвидации нацсове-тов служили главным образом слабая организация национальной работы и ошибки при их образования. В 1937 г. решающими становятся уже обвине-ния во «вредительстве» и «шпионаже» как простых жителей, так и руково-дителей национально-территориальных образований. 31 июля 1937 г. поста-новлением ЦИК БССР ликвидировался Дзержинский район не только как национально-польская, но и вообще как административно-территориальная единица, а его территорию распределили между Заславским, Узденским и Минским сельскими районами [9]. Это был единственный случай в истории административно-территориального деления БССР, когда целый район пере-стал существовать как «вредительский»: в постановлении бюро ЦК КП(б)Б «О ликвидации Дзержинского района» от 22 августа 1937 г. в качестве глав-ного мотива ликвидации района выделялось «исключительная засоренность бывшего руководства и организаций района шпионско-вредительскими и враждебными элементами» и наличие «разложившихся элементов и лиц, связанных с Польшей» [7, д. 11016, л. 18].
Уже в составе новых районов постановлением ЦИК БССР от 23 августа 1937 г. в белорусские были реорганизованы оставшиеся польские сельсоветы бывшего Дзержинского района. В этом же году постановлениями ЦИК БССР от 14, 23 августа и 3 сентября белорусскими стали еще 19 польских нацио-нальных советов, из них 10 как «созданные искусственно, с вредительскими целями», в которых «преобладающее большинство составляют белорусы» [10].
Эта аргументация полностью соответствовала духу и формулировкам решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 16 декабря 1937 г. «О ликвидации нацио-нальных районов и сельсоветов», в котором подчеркивалось, что «в ряде областей и краев искусственно созданы различные национальные районы и сельсоветы..., существование которых не оправдывается национальным составом населения. …многие из этих районов были созданы врагами народа с вредительскими целями" [1, д. 994, л. 15].
После «чистки» организаций и учреждений бывшего Дзержинского района решением Бюро ЦК КП(б)Б от 3 июля 1938 г. «в целях приближения районного руководства к совхозам и колхозам и усиления массово-политической работы в пограничной полосе» Дзержинский район восстанавливался как обычная административно-территориальная единица. Указом Президиума Верховного Совета БССР от 4 февраля 1939 г. это восстановление было официально оформлено [2, с. 134].
Таки образом, история польских национальных административо-территориальных единиц в БССР тесно связана с трансформациями в целом внешней и внутренней политики партийно-советского руководства СССР. Национальная политика играла роль одного из средств реализации приори-тетных направлений развития советского государства и трансформировалась в зависимости от изменений этих направлений. В условиях перехода к форси-рованному строительству социализма и формирования жесткой централизо-ванной системы управления национальные административно-территориаль-ные образования оказались препятствием для унификации всей системы общественных отношений и были ликвидированы.
Литература и источники
- Гісторыя беларускай дзяржаўнасці ў канцы XVIII – пачатку XXI ст.: у 2 кн. Кн.1 /А.А. Каваленя [і інш]; Нац. Акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі; рэкал.: А.А. Каваленя [і інш.]. – Мінск: Беларус. навука, 2011. – 584 с.
- Елизаров, С.А. Формирование и функционирование системы админи-стративно-территориального деления БССР (1919 – 1991 гг.) / С.А. Елизаров. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. – 222 с.
- СЗ БССР. - 1932. - № 19. - Ст. 74; № 51. – Ст. 307.
- Вялікі, А. Крах “польскага эксперымента” / А. Вялікі // Беларус. мінуўшчына. – 1996. - № 6. – С.48-51.
- СЗ БССР. - 1934 - № 47. – Ст. 234, 235, 236, 237; 1935.- № 24. - Ст. 126, 127; 1936. - № 14. - Ст. 60, 61, 62.
- Елизаров, С. Административно-территориальное деление БССР (1919-1941 гг.): генезис и функционирование / С. Елизаров. – Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 113 с.
- Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 4п. – Оп. 1.
- СЗ БССР. - 1936. - № 14. - Ст. 60, 61, 62.
- СЗ БССР. - 1938. - № 1. - Пост. 22.
- СЗ БССР. - 1938. - № 1. - Пост. 26-44.
- Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд 17. – Оп.3.