УЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗА В РИСОВАННОМ ДЕТСКОМ ЖУРНАЛЕ «МУРЗИЛКА» В КОНЦЕ XX ВЕКА.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 2. Изобразительное искусство. 

 

 

 

Пронина Л. А.

Музей истории Иркутского государственного технического университета. г. Иркутск

 

УЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗА В РИСОВАННОМ ДЕТСКОМ ЖУРНАЛЕ  «МУРЗИЛКА» В КОНЦЕ XX ВЕКА.


Рисованный детский журнал – это самостоятельное,  массовое, литературно-художественное, периодическое издание. Журнал предстает перед нами как единый организм, ориентированный на определенный возраст и своеобразное восприятие. Художники,  литераторы, полиграфисты в тесном союзе создают журнал, сохраняя индивидуальность  и общность стиля.

Оформление журнала – это одна из областей графики, где есть взаимосвязь с литературой, публицистикой и т.д. Журнал – коллективное творчество. Под одной обложкой собирается не один десяток авторов и художников. Разные издания адресованы разным людям. В мире искусства детский журнал занимает особое место. Он предстает, как часть жизни всего общества. Язык литературы и язык графики, прекрасно отражает характер и стиль жизни людей, что позволяет увидеть ход истории особым образом, через призму детского восприятия.

Иллюстрация журнала, это важнейший элемент, во многом определяющий его художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация помогает ребенку в познании мира, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком литературы для чтения, она способствует пониманию текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Ребенку сложно представить в воображении, то о чем говорит писатель, ему необходимо увидеть, поверить, и в этом ему помогает художник.

Сейчас тема рисованного детского  журнала очень актуальна, в рамках вопроса воспитания детей современные интернет-технологии приводят к тому, что рисованные журналы постепенно уходят в прошлое. На их место приходят электронные интернет – журналы. Но повсеместно заменить бумажный вариант нельзя, так как только он способствует развитию тактильности и моторики ребенка.

Сейчас очень сложно найти «старые» журналы за 1990 - 2000 года. А современные журналы к сожалению в большинстве представляют собой сурагат - комиксы, ужастики, то есть ничего, что могло бы развивать художественный вкус ребенка, его эстетические возможности, обучать и помогать в интеллектуальном развитии.

Важной составляющей развития художественного вкуса ребенка является его восприятие образов персонажей представленного художниками. Узнаваемость образа – одна из главных задач иллюстрации журналов.

Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть узнаваемость образа в графическом дизайне рисованного детского журнала «Мурзилка».

Советский журнал «Мурзилка» был одним из самых популярных и широко издающихся в СССР. Многие персонажи из журнала впоследствии появились на телевидении, они приобрели массового зрителя и стали главными героями детской советской культуры. Журнал позиционировал себя как литературно-художественный, пытаясь привить любовь к чтению. Он издается с 16 мая 1924 года, но сам главный персонаж журнала – Мурзилка, такой, каким мы его знаем сейчас, родился позже – в июле 1937 года. А тогда, весной 1924 года, когда редколлегия решала, как назвать новорожденного, кто-то вспомнил старую книжку о маленьких лесных человечках, среди которых был озорник и хвастун по имени Мурзилка. Это имя и утвердилось за журналом.

 Сначала Мурзилка превратился из маленького человечка-гнома в маленькую собачку, не отличающуюся аккуратностью. Хозяином этого щенка был мальчик Петя.

А смешное желтенькое существо в красном берете и шарфике, с сумкой или фотоаппаратом через плечо, родной внук Деда Мороза и Снежной Бабы, было найдено и приведено в редакцию художником А.Каневским.

«Мурзилка» – соединил  в единой улыбке миллионы детишек, однако его главный персонаж был подвергнут критики  за «бесхарактерность» и за то, что в него нельзя играть.

Главным делом журнала всегда была и остается литература. На его страницах печатаются произведения многих выдающихся мастеров детской литературы – К.Чуковского, А.Гайдара, С.Маршака, М.Зощенко, Д.Хармса, Л.Кассиля, А.Барто, В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского, С.Михалкова, В.Берестова, Б.Заходера, Ю.Коваля, И.Токмаковой, С.Сахарнова, Э.Успенского, Я.Акима, С.Козлова, Р.Сефа, М.Москвиной, В.Лунина и других. В разные годы в журнале работали и работают сейчас известные художники: Т.Маврина, А.Каневский, Е.Рачев, Е.Чарушин, Н.Устинов, В.Чижиков, Л.Токмаков и т.д.

Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.

Одна из постоянных рубрик журнала – «Галерея искусств Мурзилки» (ил.1). В каждом номере искусствоведы знакомили читателей с творчеством одного из русских или зарубежных художников-классиков. А на специальной вкладке печатаются репродукции картин этого художника.

Название рубрики «Это интересно!» говорит само за себя. Здесь печатаются занимательные рассказы о животных и их повадках. Хамелеон, слон, панда и многие другие – герои этих хорошо иллюстрированных рассказов.

О географических открытиях и путешествиях рассказывает в рубрике «Путешествия и открытия».

Как вести себя в разных ситуациях, как стать воспитанным и вежливым человеком, можно прочитать в рубрике «Уроки этикета».

Много нового и интересного о спорте и спортсменах можно узнать из рубрики «Физкульт-ура!». Вот, например, слово «Пеле», прозвище самого меткого футболиста в истории, в переводе с испанского означает «мазила».

Рубрики «Веселая математика» и «Прогулки со словами» помогут читателям разобраться со школьными предметами. Причем часть заданий дается в стихах.

В каждом номере журнала есть и кроссворды, и раскраски, и интересные задания для ручной работы. Мурзилка иногда задает своим читателям и «домашнее задание». Многие ребята с интересом принимают участие в конкурсах. А ответы на них есть почти в каждом номере журнала.

В качестве примера рассмотрим журнал №12 за 1990 год (ил. 2).

Обложка детского журнала была выполнена известным книжным иллюстратором Л. Токмаковым и художником В.Сергеевым. Л. Токмаков выполнял лицевую обложку, а В.Сергеев оборотную. В композиции лицевой и оборотной обложки художники сочетали аппликационный принцип с условным изображением, так в середину композиции лицевой обложки художник вводит театральную сцену со спектаклем на библейскую тему «Рождество Христово».

 В масштабном соотношении композиция построена так, что бумага выполняет роль декорации. Не обойтись и без зрителей. На передний план художник выводит театральные кресла с детьми и среди них, конечно же, не обойтись без главного героя журнала – Мурзилки.

На лицевой обложке преобладает вертикальный ритм, который задает занавес. Особенно интересен шрифт, которым выполнено название журнала. Буквы расположены так, что по ширине занимают все свободное пространство. Легкий, волнистый ритм создает впечатление, что каждой буковке тесно, и ей хочется подвинуть соседа. Буквы падают друг на друга, а придерживает их стилизованная художником под Мурзилку буква «Л». Такой ход делает название журнала единым в цвете, стиле, ритме. Что же касается оборотной стороны обложки, то здесь Сергеев предоставляет детям возможность собственными руками при помощи клея и ножниц создать игрушку в виде ангелов–хранителей.

 Композиционно ангелы расположены так, чтобы ребенок, создавая себе игрушку, мог без боязни что-то испортить, мог складывать, резать и клеить без помощи взрослых. Преобладающим цветом в оформлении лицевой и оборотной стороны обложки, а так же, всего  журнала можно назвать голубой,  синий, желтый и белый. И это понятно, так как журнал посвящен теме зимних религиозных праздников, то такая цветовая палитра помогает художнику наиболее полно раскрыть узнаваемость образа.

То как цвет помогает в раскрытии узнаваемости образа можно четко рассмотреть на примере разворотной иллюстрации Н.Родионовой к стихотворению А.С.Пушкина «Бесы» (ил.3). Особенностью этой иллюстрации является ее разделение на полосы. Левая страница разделена на две полосы, где на левой - размещен конкурс для детей «Чертовы поделки». Ярко желтый фон с разноцветным названием выделяется из основной бело-синей цветовой гаммы и привлекает внимание ребенка. А так как в середину полосы художник включил забавную и запутанную заставочную иллюстрацию, то дети с особым вниманием относятся к тексту, желая поиграть во что-нибудь интересное. Что касается правой полосы, то на первый взгляд практически все пространство отдано обычному печатному тексту, но присмотревшись к заглавию, в ваше поле зрения тут же попадет маленькое цветное пятно, которое и является в данном случае связкой между заглавием и основной иллюстрацией.

 Кроме того связь достигается при помощи общего ритма. Тот диагональный ритм, в котором выполнено заглавие переходит и в иллюстрацию. Наклон букв в ту же сторону, в которую летят «бесы», кружась в сумасшедшем ритме, деревья согнуты почти до земли под натиском вьюги. Особая динамичность отмечается в стремительно мчащейся тройке лошадей.

 В итоге дети видят неразрывную связь между заглавием и иллюстрацией, так как они воспринимают журнал, так же как и книгу, в широком смысле слова, где даже шрифт это разновидность иллюстрации.

Основная иллюстрация расположена на правой странице, внизу же приблизительно 10 см занимает продолжение стихотворения. Н. Родионова при помощи символичности и силуэтного рисунка определила композиционный строй изобразительного ряда. При помощи складывающихся цветовых акварельных пятен и штрихов карандашного рисунка художнику удалось создать причудливые, но вместе с тем убедительные  образы. Во все времена писатели и художники выступали как два рассказчика, когда один говорит о чем-то вкратце, второй развивает мысль. Одна коротенькая строчка может дать художнику повод для создания картины. Так слова А.Пушкина «бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны, будто листья в ноябре…» послужили поводом для создания иллюстрации Н. Родионовой к стихотворению «Бесы». При помощи ритма и условности изображенного языка, а так же при помощи цветовых пятен художнику удалось создать узнаваемый образ бесов.

Иллюстрация выполнена так, что притягивает взгляд, завораживает и вызывает желание прочитать стихотворение.

В журналах «Мурзилка» за 90-ые годы композиция лицевых обложек каждый раз меняется: непостоянен фон, сюжет, всегда по-разному изображаются номера жуналов, а оборотная сторона обложки чаще всего предлагает  читателю интересную, увлекательную и развивающую игру.

Без изменения остается авторский стиль шрифта и цветовая гамма главного персонажа. Желтый зверек в красном берете с фотоаппаратом или сумкой через плечо, меняет только цвет шарфа, с красного на триколлор.

Итак, подводя итог статьи, остановим внимание на том, что главным средством в узнаваемости образа является цвет и динамичность журнала. Открывая журнал, ребенок чувствует присутствие главного героя на протяжении всего журнала, даже если он не изображен на некоторых страницах, то номер страницы в правом верхнем углу специально выполнен в том же цвете,  и напомнит о его существовании.

«Мурзилка» задает ритм быстрого движения, перескакивая от страницы к странице, а его фотоаппарат напоминает о возможности запечатления интересующего момента, на котором можно остановить свое внимание.

 

 

 

Иллюстрации.

 

Илл.1

Илл 2.

 

Илл.3