К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РАМКАХ РЕГИОНА И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 9. Размещение производственных сил, региональная экономика.

Ковалева И.Н.

кандидат физико-математических наук, доцент

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г. Георгиевске Ставропольского края Российской Федерации

доцент кафедры «Экономика и управление»

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

В РАМКАХ РЕГИОНА И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ


В условиях быстро меняющейся внешней среды, наиболее целесообразным для любого региона является стратегическое управление [1,c.5]. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Стратегический анализ служит основой для разработки программ развития экономики страны в целом и отдельных ее регионов, качественной подготовки бизнес-планов организаций и технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, построения грамотной маркетинговой стратегии [2]. Без такого анализа невозможны выход на финансовые рынки, проведение эффективной социальной политики, создание современной системы управления персоналом, успешная работа на внешних рынках.

Принципиальное отличие стратегического планирования от долгосрочного планирования заключается в разной трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста [3, с. 135]. В процессе принятия стратегических решений все большую роль и даже главную роль играет информационное обеспечение. Причем, «мировые тенденции указывают на необходимость развития в России информационных ресурсов» [4, с. 29] и «недооценка роли информации ведет к принятию волевых решений, их меньшей обоснованности и взаимной увязке» [5, с. 231]. Так, SWOT-анализ, как метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, в общем виде не содержит экономических категорий и его можно применять как к отдельным людям и любым организациям, так и регионам, и даже странам. Он применяется для построения стратегий в самых различных областях деятельности. Внешнее макроокружение обычно изучается с помощью модели PEST-анализа [6,с.53]. PEST-анализ – это маркетинговый инструмент, заключающийся в последовательном описании политических, экономических, социальных и технологических факторов в системе повышения конкурентоспособности региона [7, c. 88].

Применительно к разработке алгоритма построения системы показателей устойчивого развития региональных экономических кластеров (РЭК) Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) методика SWOT- и PEST-анализа может иметь следующее содержание.

На первом этапе SWOT-анализа [8] и PEST-анализа для последующей разработки алгоритма построения системы показателей устойчивого развития для РЭК в аспекте выше обозначенных шагов глубоко изучаются силы – факторы средового влияния на устойчивость РЭК в следующих областях: востребованность выпускаемых товаров по цене и качеству; прогрессивность используемых предприятиями РЭК технологий; уровень квалификации работников РЭК;      стоимость и наличие ресурсов у предприятий РЭК; возраст основных производственных фондов; географическое расположение предприятий РЭК с точки зрения оценки возможностей создания логистических систем; инфраструктура, особенно дороги; система менеджмента (включая систему маркетинга) и др.

На втором этапе SWOT- и PEST-анализа изучаются слабости предприятий в составе РЭК. Он включает анализ организационно-методической базы деятельности предприятий в составе РЭК и выпускаемых товаров по всем рынкам.

Вначале строится дерево показателей устойчивости развития в аспекте существующей дифференциации целей устойчивого развития РЭК: на нулевом уровне – комплексный показатель устойчивости предприятий в составе РЭК; на первом уровне – уровень устойчивости развития предприятий в составе РЭК (включая условия и интегральные показатели качества по выпускаемым товарам); на втором уровне – конкретные факторы, обеспечивающие устойчивость развития РЭК (цены, качество, условия предложения товара и пр.) и т.д.

Затем рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по схожим предприятиям и товарам, позволяющим понять предельные возможности в области повышения потенциала устойчивости РЭК Карачаево-Черкесской Республики. Определяются слабости по изученным на первом этапе факторам устойчивого развития РЭК.

На третьем этапе SWOT- и PEST-анализа изучаются факторы макросреды предприятий в составе РЭК (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз для предприятий в составе РЭК и своевременного предотвращения убытков от них, что также находит своей отражение в специализированной группе показателей устойчивого развития для РЭК.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности устойчивого развития предприятий РЭК (природные и трудовые ресурсы, географическое положение, капиталы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT- и PEST-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта устойчивого развития РЭК и реализации стратегии повышения конкурентоспособности региона. Эти вопросы мы подробно рассмотрим в пятой главе диссертационного исследования.

На основании вышеизложенного, целесообразно сделать вывод, что показатели устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона в сущности своей отражают экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей региональной экономики и предприятий в составе РЭК без ограничения их будущих потребностей при осуществлении текущих целей и задач деятельности. Фактически, достигнуть устойчивого развития РЭК возможно благодаря результатам экономического роста предприятий в составе РЭК при обеспечении его сбалансированности с потребностями региональной экономики, в том числе по критериям улучшения качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды.

Имея огромное значение во всех сферах деятельности экономики и регулирования различных органов власти, показатели устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона разрабатываются на трех уровнях: федеральном, региональном (области, края, автономии и др.), местном/локальном (районы, муниципалитеты, города и др.) [].

На каждом из этих уровней разрабатываются свои собственные системы показателей устойчивого развития РЭК, обладающие индивидуальными особенностями. При этом показатели устойчивого развития РЭК, реализуемые на федеральном уровне, не всегда подходят для других уровне власти, то же и касается региональных и местных показателей устойчивого развития. В результате необходимо оценить и проанализировать те существующие полномочия и ресурсы на региональном и федеральном уровнях, которые могут быть использованы для стимулирования или обеспечения внедрения и использования показателей устойчивого развития РЭК именно на региональном уровне.

В нашей стране расчет показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона производится на основе применения данных статистики, что значительно облегчает процесс получения необходимой информации, и как следствие появляется возможность наиболее полного анализа условий и возможностей устойчивого развития РЭК и региона в целом.

В процессе разработки показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона применяют несколько подходов, различных по структуре и по принципам построения. Заметим, что показатели устойчивого развития РЭК лучше отбирать таким образом, чтобы дать количественную характеристику выделенных проблем повышения конкурентоспособности региона, опираясь на базу данных официальной российской статистики для регионов.

Согласно теории и практики можно выделить два методических подхода:

1.             Основываясь на построении системы показателей устойчивого развития, каждый из них отражает отдельные аспекты повышения конкурентоспособности региона.

2.             Создание интегрального показателя устойчивого развития РЭК, позволяющего судить о степени устойчивости социально-экономического развития региона в целом.

В рамках первого подхода, ориентирующегося на разработку системы показателей устойчивого развития РЭК, выделяют различные варианты структуры такой системы, апробированные в нашей стране при регулировании уровня конкурентоспособности региона:

-              структура «тема/проблема-показатель устойчивого развития», соответствие показателя устойчивого развития определенной проблеме повышения конкурентоспособности региона;

-              структура «цели-задачи-показатели устойчивого развития» построена в иерархической последовательности;

-              совокупная система ключевых/базовых показателей устойчивого развития, отражающие приоритетные проблемы и специфику РЭК и региона, в том числе, особенности современного периода повышения их конкурентоспособности;

-              структура «тема – подтема – показатель устойчивого развития;

-              дифференциация структуры показателей устойчивого развития РЭК на показатели «давление – состояние – реакция».

Согласно второму подходу к построению показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона необходимо наличие агрегированного показателя на региональном уровне, имеющего количественное выражение для лиц, принимающих решения, с точки зрения учета фактора устойчивости РЭК и региона в целом. В результате такой показатель позволяет охарактеризовать степень устойчивости РЭК, экологичности траектории развития региональной экономики. Таким образом, данный показатель может служить аналогом ВВП, национального дохода, по которым измеряют успешность экономического развития, экономическое благосостояние. Если подобный агрегированный показатель устойчивого развития РЭК растет, то имеют место процессы повышения конкурентоспособности региона, если он уменьшается (или он отрицательный), то налицо «неустойчивость» процесса. Однако, в силу методологических и статистических проблем, сложностей расчета общепризнанного в мире интегрального показателя устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона еще нет.

Необходимо отметить, что в российских региональных проектах, связанных с разработкой показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона, были использованы следующие агрегированные показатели устойчивого развития в качестве отдельных показателей: истинные сбережения, индекс развития человеческого потенциала, природный капитал.

Зарубежный опыт также свидетельствует о разработке показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона в результате решения ключевых вопросов и проблем, выявленных в рамках общей политики устойчивого развития страны. При этом отсутствие такой политики сопровождается улучшением набора показателей устойчивого развития на основе перечня приоритетных проблем повышения конкурентоспособности региона, определенных в рамках других политических документов, а также на основе анализа имеющихся данных по различным аспектам устойчивого развития для страны. Что же касается российской экономики, то ей присущ второй подход построения показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона.

Отметим, что в последнее время осуществляется разработка программ социально-экономического развития, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. В результате реализация данных программ и применение показателей устойчивого развития, указанных в них, осуществляется в экономической, социальной и экологической сфере. При этом все большее внимание стало уделяться способам внедрения экологических факторов в социальные программы и национальные проекты в области улучшения физического развития людей и обеспечение их жильем, что также сказывается при построении показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона.

Следует отметить и возможности использования эколого-экономических показателей устойчивого развития РЭК в экономических программах и стратегиях, связанных со структурной перестройкой и повышением конкурентоспособности региональной экономики (развитие обрабатывающих и инфраструктурных отраслей, диверсификация экономики, инновационное развитие, экономика знаний и пр.), развитием энергетического, аграрного, туристического секторов регионов России.

Необходимо, правда, учитывать, что сегодня вследствие отсутствия необходимой экономической, социальной и экологической информации возникают определенные ограничения и барьеры для разработки показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона, что зависит от ее объективности или свободного доступа к данным в связи с наличием коммерческой либо государственной тайны.

В последние годы органы государственной статистики не публикуют многие приоритетные экологические, экономические и социальные показатели, связанные с устойчивым развитием и экологической ситуацией, в частности. Однако в материалах министерств и ведомств (МПР, Росгидромет и др.) такие показатели устойчивого развития, связанные с РЭК и с повышением конкурентоспособности регионов России имеются.

В результате в статистические сборники необходимо включить экологические показатели устойчивого развития РЭК:

-              плотность населения, проживающего в регионах с плохой экологией, обусловленной деятельностью предприятий в составе РЭК;

-              энергоемкость деятельности предприятий в составе РЭК;

-              удельный показатель парникового эффекта;

-              показатели по истощению почв в сельском хозяйстве, что особенно актуально для Карачаево-Черкесской Республики.

Важно также понимать, что в период преодоления кризисных экономических явлений предопределено решение, в первую очередь, экономических вопросов при разработке показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона. В связи с этим необходимо рассматривать социальные и экологические проблемы с позиции экономики, либо же их совмещать. Таким образом, за счет решения экономических проблем можно получить социальный или экологический эффект. В то же время для регионов и РЭК целесообразны показатели устойчивого развития, имеющие ясный экономический смысл, и использование которых будет помогать понять тенденции в развитии социальной и экологической ситуации. Так, например, показатель энергоемкости является важнейшим экономическим показателем устойчивого развития во всех международных и страновых системах показателей, объясняющих условия и возможности повышения конкурентоспособности региональной экономики, и отражает экологическую нагрузку, загрязнение окружающей среды и эффективность использования энергетических ресурсов предприятиями в составе РЭК.

На выбор применения тех или иных показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона влияют их конкретные характеристики в виде валовых натуральных показателей (суммарные объемы, валовые показатели на душу населения, единицу площади и т.д.) или удельных показателей (природоемкость, удельные загрязнения и т.д.). При этом для первой группы показателей устойчивого развития характерно натуральное выражение, для второй – «удельно-стоимостное».

Необходимо также отметить, что выбор между этими показателями должен определяться целями и областями использования показателя устойчивого развития РЭК при объяснении условий и возможностей повышения конкурентоспособности региона. В соответствии с этим для оценки структурно-технологических тенденций, изменения структуры экономики больше подходят удельные показатели природоемкости, энергоемкости, интенсивности (удельных) загрязнений. Данные показатели также применяются для прогнозирования экономического развития, изменения воздействия на окружающую среду и экологической ситуации на перспективу функционирования предприятий в составе РЭК. Что же касается валовых показателей устойчивого развития, то они используются для анализа сложившейся ситуации, степени ее благоприятности для повышения конкурентоспособности региона.

Эффективность функционирования институциональных механизмов внедрения показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона зависит от целесообразного распределения функций и обязанностей политических структур. Международный опыт свидетельствует: использование существующих институциональных структур в качестве основы для работы с показателями устойчивого развития РЭК обеспечивает значительный положительный эффект.

Результаты внедрения показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона зависят во многом не только от федеральных органов государственной власти, но и от степени заинтересованности и вовлечения органов государственной власти на региональном и местном уровнях. К таким заинтересованным организациям относятся исполнительные и законодательные органы власти каждого из территориальных субъектов Российской Федерации, в частности, областные администрации и законодательные собрания. При этом особое значение придается участию областных органов в процессе разработки и внедрения показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона.

В результате на региональном уровне наиболее заинтересованной стороной выступают региональные администрации, способствующие более точному выбору показателей устойчивого развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона. Учитывая, что основная ответственность за обеспечение устойчивого развития возложена на них, можно обоснованно говорить о том, что именно региональные администрации и являются основными распорядителями набора показателей устойчивого развития РЭК. При этом возникает необходимость создания специальной структуры, способствующей развитию взаимосвязей всех заинтересованных участников в устойчивости РЭК и региональной экономики в целом на основе оптимального использования системы устойчивого развития и проведения контроля над их применением.

В процессе достижения устойчивого развития, предлагаемые показатели реализуют следующие функции, обеспечивающие повышение конкурентоспособности региона: конкретизируют цель и задачи устойчивого развития РЭК и региона; оценивают эффективность структуры региональной экономики в контексте устойчивого развития и отдельных ее элементов; определяют эффективность использования ресурсов в РЭК и в регионе; корректируют, в случае необходимости, направления устойчивого развития; обеспечивают оперативность и результативность информационных потоков в процессе принятия и реализации управленческих решений; стимулируют поведение населения региона посредством ознакомления их с процессами, сопровождающими реализацию стратегии устойчивого развития РЭК и региона; позволяют провести сравнительную оценку устойчивого развития различных РЭК и регионов.

В заключении также следует отметить, что важным элементом процесса разработки показателей устойчивости развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона является обсуждение предполагаемой аудитории, заинтересованной в разработке и использовании показателей, а также стратегии проведения консультаций с этой аудиторией.

Применение накопленного опыта в различных регионах страны должно сопровождаться предварительным и подробным проведение анализа реалий и специфики субъекта страны, котором предполагается разработка показателей устойчивости развития РЭК в системе повышения конкурентоспособности региона. Это обусловливается многими обстоятельствами, среди которых выделяют российскую специфику изменения рыночной среды, а также социальную и природную уникальность многих районов страны. Все это может сделать неэффективным прямое использование некоторых показателей устойчивого развития РЭК.

Литература

1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.

2. Волкова Л. Стратегический анализ // http://m-arket.narod.ru/StrAn.html

3. Ансофф И., Стратегическое управление, М, Экономика, 1989, 519с.

4. Тайлакова С.В. Информационные ресурсы победят бюрократию // ЭКО, №8, 2000 г. С. 27-35

5. Конюховский П.В., Экономическая информатика, СПб, Питер, 2000, 555с.

6. Заичкин, Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством, М.: ГУУ, 2000, 107с.

7. Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы и решения. – СПб.: Питер, 2001, С.88

8. Волкова Л. Методика проведения SWOT-анализа // http://m-arket.narod.ru/S_StrAn/SWOT.html