БИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Под-секция 3. Теория и история

 

Миньков Д.А.

Ассистент кафедры международной экономики,

Севастопольский институт банковского дела

Украинской академии банковского дела

Национального банка Украины

 

 

БИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Современная экономическая наука в рамках области своих исследований уже давно вышла за пределы границ очерченных классическим и неоклассическим периодом истории экономической мысли. Современные междисциплинарные исследования в экономической науке показали свою фертильность, предложив классической экономической теории по новому взглянуть на старые проблемы науки, над которыми уже на протяжении долгого времени работает все научное сообщество. Доказательством развития данного тренда в науке было вручение Даниэлю Канеману в 2002 Нобелевской премии по экономике за имплементацию психологических исследований для понимания сущности экономических явлений и поведения человека. В дальнейшем, в экономике получили распространение методы исследования разных областей наук, ставящие перед собой, совсем не тривиальную, задачу – «понять человека». Сегодня экономисты исследуют не только вопросы, которые раньше относились к области исследований политологии, правоведенья, социологии, психологии, ставшие классическими для экономического империализма, но и вопросы относящиеся к наукам, которые пытаются объяснить фундаментальные основы человеческого мышления.

Понимание фундаментальных основ нашего поведения в разнообразных условиях давно является важным вопросом для объяснения многих экономических процессов. Когда мы анализируем издержки или прибыль, принимаем решения в условиях неопределенности, производим оценку доходности активов, экономисты привыкли видеть это как бездушные цифры, за которыми нет души. Но так ли это на самом деле?

Что происходит с нашим телом, когда мы анализируем риски или принимаем сложные решения? К сожалению, экономисты раньше не так часто задавали эти вопросы. Исследования в нейронауках и психологии показали, что происходит с нами, когда мы принимаем рискованные решения на уровне когнитивных процессов [1], но как показали дальнейшие исследования, физиологическая и биохимическую часть данного вопроса оказалось не менее интересной. Обычно, тело человека принимающего решения в условиях неопределенности находиться в состоянии покоя, используя Систему автоматических операций при незначительных когнитивных усилиях [6]. Только при поступлении сложных задач, без четко определенных вероятностей, такими с которыми сталкиваются трейдеры на финансовых рынках, наше тело чрезвычайно быстро реагирует и действует согласно модели поведения больше характерной для охоты или бегства, чем для решения комплексных интеллектуальных задач. Их метаболизм усиливается, организм готовиться высвободить энергию из печени, жиров и мускулов, учащается дыхание, обогащая кислородом клетки организма, а также усиливается сердцебиение. Клетки иммунной системы перераспределяются по жизненоважным участкам тела приготовившись реагировать на получение травм или инфекций. Симпатическая неравная система совершает работу, подготавливая вас к быстрой реакции на то, что воспринимается как угроза для безопасности. Её гормоны инициируют ряд метаболических процессов, который наилучшим образом позволяют вам справиться с внезапной «опасностью». Так, ваши надпочечники начинают выделять адреналин и другие гормоны, которые учащают дыхание и частоту сердечных сокращений. В мозг и мышцы начинает поступать более богатая кислородом кровь. Глюкоза и жирные кислоты, которые адреналин высвобождает в кровь, даёт вам много энергии. Обостряются чувства и внимание, увеличивается количества эндогенных опиатов придающий обезболивающий и эйфорический эффект, а также повышается выработка стероидов. Стероиды – это вещества обладающей высокой биологической активностью, изменяя почти каждую часть нашего тела: метаболизм, рост тела, объем мускул, настроение и даже память. Уровень тестостерона и картизола увеличивается, последний попадая в головной мозг стимулирует выработку допамина. Комбинация картизола и допомина производит необыкновенное воздействие свойственным многим наркотическим веществам. Это только небольшое количество изменений, которые происходит с организмом в условиях стрессовых или комплексных задач при работе трейдеров [5]. В крайнем пессимистическом случаи развития сценария, когда это происходит с людьми, которые несут ответственность за состояние финансовых рынков, а именно трейдеров и регуляторов, рынки  могут страдать от чрезмерного пессимизма и иррационального оценки ожиданий. Данный сценарий иллюстрирует насколько чувствителен наш организм к информации, еще одному из фундаментальных элементов экономической системы.

Состояние эйфории или ужасающего пессимизма, которые испытывают агенты вовремя экономического кризиса и сильной волатильности финансовых и других рынков может стать, хотя бы частичным, объяснением фундаментальных основ поведения в процессе прохождения циклов деловой активности. В прямом смысле, находящиеся под влиянием естественных наркотиков во время экономического бума и активного роста фондовых рынков, страдающие от эксплицитно выраженных признаков хронического стресса, трейдеры и инвесторы несут определенную ответственность за состояние экономики.

Мы четко убеждены, что междисциплинарных характер экономического анализа физиолого-биохимического состояния агентов при решение комплексных задач и принятия решений в условиях неопределенность является крайне необходимым для нахождения истинных законов экономического поведения. Подобного рода исследования могут обогатить инструментарий экономического анализа, давно нуждающегося в «новой научной революции», также как в свое время, концепции ограниченной рациональности, асимметричности информации и теории перспектив стали родоначальницей многих новых исследований в экономической теории.

John Coates и его коллеги из The Cambridge Neuroscience Community университета Cambridge проводят ряд исследований физиологии принятия финансовых рисков. Данные работы основываются на утверждении, что волны пессимизма, дестабилизирующие финансовые рынки, частично, могут быть вызваны физиологическими изменениями трейдеров и лиц ответственных за оперативное регулирование рынков. В работах была протестирована гипотеза, что физиологические изменения трейдеров влияют на отношение к риску, изменяясь систематически на протяжении цикла экономической активности усиливая пики и спады. Экспериментальные данные получены на основе теста 54 трейдеров торговой площадке Лондонского Сити на уровень тестостерона, состояния вегетативной нервной системы и эндокринной системы. Результаты исследования показали, что физиологическая система достаточно сильно влияет на наше настроение, память и, следовательно, на наши ожидания и поведение в условиях неопределенности. В работе были собраны достаточное количество данных, чтобы подтвердить гипотезу, что перманентное состояние иррационального пессимизма на «медвежьем рынке» во время экономического и финансового кризиса, которые проявляется в хроническом «отвращении к риску» инвесторов и регуляторов, способствует дальнейшему падению рынков и несбалансированному оперативному макроэкономическом контролю. Предположительно стресс гормоны, такие как кортизол являются тем ключом к пониманию отклонения от рациональных ожиданий, которые сталкиваются ученые в понимании сути ряда экономических процессов. Было выявлено, что действительно уровень кортизол и тестостерона увеличивается, с увеличение прибыли инвесторов [2, 3, 4].

Конечно, это данный подход не позволяет нам объяснить весь процесс прохождения экономического цикла с поведенческой точки зрения. Остаются достаточно старые неразрешенные вопросы о методологическом индивидуализме, проблеме агрегирования индивидуального поведения, и вообще, как таковой роли влияния вышеописанных факторов на агентов в долгосрочной перспективе. Регуляторы, в идеале, ограничены институциональными рамками и системой сдержек и противовесов, что не позволяет им принимать скоропостижные необдуманные действия. Трейдеров на финансовых рынках все больше и больше заменяют торговые системы – роботы, действующие на основе строгих алгоритмов. Все данные утверждения наносят определенные ограничения на развитие данного подхода, что свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования и назревшей необходимости встраивания поведенческих концепций в современную экономическую теорию. Исследования влияния роли биология человека на финансовые рынки, ставит перед собой задачу обогатить наше понимание рыночных процессов и дать новый инструментарий для дальнейших исследований. Мы должны принять во внимание, что для создания сбалансированной экономической системы и стабилизации рынков мы должны исходить не только из необходимости создания логических институциональных структур, но и из фундаментальных основ нашего поведения. Современному риск-менеджменту необходимо научиться управлять не исключительно вероятностью наступление того или иного события, но и биологическими циклами создавая первую очередь гармонию внутри людей, а только потом на финансовых рынках.

 

Список литературы

 

  1. Camerer, Colin; Loewenstein, George; Prelec, Drazen. Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics. Journal of Economic Literature, Volume 43, Number 1, March 2005 , pp. 9-64(56).
  2. Coates JM, Gurnell M, Rustichini A (2009), “Second-to-fourth digit ratio predicts success among high-frequency financial traders.” Proc Natl Acad Sci USA.
  3. Coates JM, Herbert J (2008), “Endogenous steroids and financial risk taking on a London trading floor.” Proc Natl Acad Sci U S A 105(16):6167-72.
  4. Coates John (2012), “The Hour Between Dog and Wolf. Risk Taking, Gut Feelings, and the Biology of Boom and Bust.” Penguin Press USA; Fourth Estate UK; Random House Canada.
  5. Koolhaas, J., et al. "Stress revisited: A critical evaluation of the stress concept." Neuroscience and Biobehavioral Reviews 35, 1291–1301, 2011.
  6. Stanovich & Richard F. West. Individual Differences in Reasoning: Implications for the Rationality Debate? Behavioral and Brain Sciences . -2000 - №23. 5. -Р.645-665.