ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МЛАДОТУРОК
ПОД- СЕКЦИЯ 3. Всемирная история.
Базарбаев Канат Калдыбекович
Докторант (PhD) Международного
Казахско-Турецкого
университета по имени А.Ясави
ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МЛАДОТУРОК
В историографии младотурецкой революции обычно первым проектом политической программы считают так называемую Неврокопскую программу, изложение которой приводит П. Н. Милюков [1, с.207]. Эта «программа» привлекает внимание исследователей тем, что в нее будто были включены пункты, отражающие интересы крестьян и рабочих. П. Н. Милюков пишет, что по содержании «Неврокопской программы», особенно по крестьянскому вопросу, явно сказалось влияние группы деятелей македонского революционного движения во главе с Яне Санданским и «русской политической жизни» и что она была принята на четвертый день после победы младотурецкой революции на совместном заседании в Неврокопе трех комитетов: турецкого, болгарского и греческого [2,с.154]. В работах турецких историков эта программа вообще не упоминается. Что касается западноевропейской и советской историографии, то при упоминании о «Неврокопской программе» обычно ссылаются на П. Н. Милюкова [3, с.10].
При изучении материалов московских архивов и государственного исторического архива Болгарии автору данной статьи удалось установить, что «Неврокопской программы» младотурок как таковой не существовало. П. Н. Милюков принял за программу младотурок «Основные требования», которые были предъявлены младотуркам в Неврокопе в первые дни после победы революции идеологом македонской «левицы» Яне Санданским.
Македонская «левица» представляла собой радикальное крыло Внутренней македонско-одринской революционной организации (ВМОРО). Во главе ее стоял выдающийся болгарский демократ Яне Санданский. Она активно участвовала в младотурецкой революции. В отлично от умеренной буржуазной революционности младотурок ее борьба имела революционно-демократический характер. Эта партия выступала не только за национальное, но и за социальное освобождение всех народов империи независимо от их национальности [4, с.51].
В условиях подъема революционного движения в Турция против абдулхамидовского режима младотурки сумели установить контакты с буржуазными организациями угнетенных народов [5, с.243]. Конгресс «левицы» высказался за установление связи с комитетом «Единение и прогресс», указав, что македонская «левица» согласна сотрудничать с младотурками, но только на широкой демократической основе. Решение о сотрудничестве с младотурками было вновь подтворждено в апреле 1908 г. на конгрессе в Банско [6,с.166]. Банский конгресс открылся докладом Яне Санданского, который выступил за единство внутренних сил в стране в борьбе против абсолютизма и иностранного вмешательства. Было принято решение о совместных действиях с младотурками .
Вступив в союз с младотурками, македонская «левица» возлагала надежды на то, что в ходе революции будут созданы условия для демократического решения национального и социального вопросов. В мае 1908 г. серская группа «левицы» сформулировала в качестве своей основной задачи «борьбу за экономическую и политическую независимость всей страны» .
Программа «левицы» отражала насущные интересы болгарского и других народов Македонии. Она выступала против политического угнетения и экономической эксплуатации, за свободное политическое и культурное развитие всех нетурецких национальностей Балканского полу острова, провозглашала лозунг «полной демократии во всей Османской империи». Она стояла на позициях демократического конституционализма, требовала свободы совести, слова, печати, митингов и обществ, уничтожения всяких национальных, сословных или классовых привилегий. Большой интерес представляют экономические лозунги программы: «уничтожение всяких прав, которые поставили сельское население в крепостную зависимость», конфискация султанских и вакфных земель, отчуждение государством помещичьих земель и раздача их общинам и безземельным крестьянам; в программе выдвигались требованиео законодательной защите наемных сельскохозяйственных рабочих, ликвидации прямых и косвенных налогов и замене их общим прогрессивным налогом с доходов и наследства.
Одним из главных составителей программы был Яне Санданский, который энергично поддерживал борьбу крестьяне грессах ВМОРО он не раз выступал с докладам: и призывал их к борьбе за свои экономические и политические права. Он пользовался в Македонии огромным авторитетом [7,с.156]. «Левице» принадлежит большая заслуга в объединении и организации угнетенных народов Македонии в борьбе против абдулхамидовского режима. Младотурки вынуждены были считаться с этим движением.
Младотурецкая революция застала Яне Санданского в Серском округе Македонии. Руководство комитета «Единение и прогресс,учитивая популярность Яне Санданского, пригласило его и других видны хчленов Внутренней македонско-одринской революционной организации приехать для переговоров, обещая им полную свободу в случае если они сочтут необходимым вернуться в горы в свои отряды [8,с.116]. Совещание должно было проходить в Салониках. Но предварительные переговоры приставителей комитета с Яне Санданским о дальнейшей совместной деятельности и общей политической программе состоялись в Неврокопе.
27 июля 1908 г. рано утром Яне Сандански в сопровождении Тодора Паницы и четников приехал в Неврокоп, где был торжественно встречен представителями Салоникского комитета «Единение и прогресс»[9,с.89]. На вагоне, в котором прибыл Яне Санданский, развивались два знамени-белое и красное. На белом с полумесяцем было написано «Свабода или смерть!», на красном знамени — «Да здравствуйет свабода, братсво и равенство». На митинге Яне Санданский произнес пламенную речь в честь победы революции и провозглашения конституции. А один из его сподвижников закончил свою речь возгласом: « Долой султана! Да здравтвуйет революция!».В тот же день в Неврокопе состоялись переговоры между Яне Санданскими и представителями комитета «Единение и прогресс» об условиях сотрудничества. Яне Санданский вручил последным для обсуждения составленные им «Оснавные требований» македонской «левицы», предлагая включить их в программу младотурок. Как сообщал военный агент России началнику Генерального штаба, младотурки, учитивая активное участие угнетенных народов Македонии в революции, а также авторитет Яне Санданского, согласились принять «Основные требования» [10,с.136].Однако мы не распологаем каким-либо письменным документам, в котором было бы зафиксировано решение младотурок по этому поводу.При внимательном изучении «Основных требований» Яне Санданского при сравнении их с изложением так называемой Неврокопской программы, которую воспроизводить без ссылки на источник П.Н.Милюков, становится очевидным, что по своему содержанию они идентичны. «Основные требования» были составлены с учетом политической программы македонской «левицы». Особо обращают на себя внимание пункты, касающиеся интересов крестьян и рабочих. «Левица» требовала «законодательной защиты наемного труда во всех частных и государственных учреждениях», уничтожения феодальной системы, конфискации всех земель, принадлежащих крупным землевладельцам, в пользу крестьян, замены натуральных налогов прогрессивно-подоходным.
Как сообщал генерал-лейтенант Шостак, Салоникский комитет «Единение и прогресс» при обсуждении «Основных требований» в Неврокопе
принял их, за исключением пункта о конфискации земель у помещиков.
Младотурки поддержали только конфискацию земель, принадлежащих
султану и вакфам. Кроме того, младотурки предложили добавить к ука-
занным требованиям еще один пункт: «Прекращение всякого иностранного вмешательство во внутренные дела страны».
Спустя некоторые время «Основные требования» были опубликованы в первом номере газеты «Конституционная заря» как программа деятельности македонской «левицы» после революции [11]. Эта программа была самой демократичной по сравнении с программами других партий и отражала интересы народа. Как сообщал русский консул в Салониках, программа Яне Санданского «ходит по рукам, не будучи пока официально передана младотуркам, и нашла у него горячий отклик» [12,с.49]. В том, что «Неврокопская программа» и «Основные требования» македонской
«левицы» представляют один и тот же документ, можно легко убедиться при их сравнении:
«Неврокопская программа» в изложении П.Милюкова [13,с.207].
- «Парламентское управление»
- «Широкое самоуправление общии, округов и областей»
- «Прямое», тайное, «общинное» (всеобщее) и равное избирательное право»
- «Полная свобода печати,собраний,митинг и т.д.»
- «Отмена всех национальных привилегий».
- «Широкое социальное законодательство и охрана труда».
- «Отчуждение земель чифликских (поместных), султанских (государственных) и церковных и раздача их в пользу крестьян и общин».
- «Прекращение (выплаты) натуральных податей и введение прогрссивног налога».
- «Введение народной милиции».
- «Государственная эксплуатация железных дорог, почт, телефонов и копей».
- «Светские народные школы».
- «Отделение церкви от государства».
- «Полная амнистия для всех государственных преступников».
- (Отсутствует)
«Основные требования», предъявленные комитету «Единение и прогресс» Яне Санданским [22, с 140].
1. «Парламентское управление».
2. «Полная автономия общин, департаментов и провинций, при соблюдении права свободного развития всех национальностей».
3. «Прямое, тайное, общее и равное избирательное право и пропорциональная избирательная система».
4. «Неприкосновенность совести, личности и жилища; полная свобода печати, собраний, митингов и корпораций».
5. «Уничтожение всех национальных и сословных привилегий».
6.«Законодательная защита наемного труда во всех частных и государственных учреждениях».
7. «Уничтожение феодальной (бейской) - системы, конфискация всех земель, принадлежащих крупным землевладельцам, в пользу неимущих селян». 8. «Уничтожение платежаподатей натурой и введение подоходногоналога». 9.«Обязательная воинская повинность для всех подданых империи. Уменьшение числа полевых войчк в соотношении с экономическим состоянием страны». 10. «эксплуатация государством железных дорог,почт, телеграфа, горных богатств и т.д.» 11. «Свободные и светские национальные школы, бесплатное и обязательное первоначальное образование». 12. «Обязательство государства установить и гарантировать благоприятные для умственного поднятия страны условия». 13. «Полная политическая амнистия». 14. «Прекращение всякого иностранного вмешательства во внутрение дела страны».
Можно, следовательно, утверждать, что в руки П. Н. Милюкова попал текст «Основных требований» Яне Санданского. Вероятно, младотурки не желая в то время обострять отношений с македонской «левицей», приняли эти требования за основу для ведения дальнейших переговоров. Сведения об этом просочились в газеты. П. Н. Милюков ошибочно принял требования «левицы» за первую политическую программу комитета «Единение и прогресс». Переговоры младотурок с македонской «левицей» были продолжены в Салониках с участием представителей «десницы» - правого крыла ВМОРО, а также греческих и влашских (сербских) комитетов. Для выработки соглашения между этими группами и комитетом «Единение и прогресс» была создана особая комиссия. В ее распоряжение руководство упомянутых организаций и передало свои программные документы. Программа «десницы» была менее радикальной, она содержала только лишь политические требования - провозглашения конституционных свобод, равенства перед законом всех религий и национальностей, введения местного самоуправления в Македонии и Адрианопольском вилайате, организации нового административного деления в Македонии по этнографическому принципу и осуществления «серьезных реформ» в системе администрации [15,с.175]. Каких-либо экономических требований «десница» не выдвигала. Она предлагала младотуркам рассматривать их программу как «декларацию принципов», которые могут быть использованы при выработке общей программы «всеми оттоманскими группами» на общем конгрессе . Выдвигаемое «десницей» основное требование предоставления Македонии широкого местного самоуправления вызывало особенное раздражение у младотурок. Младотурки были также против введения нового административного деления Македонии, не соглашались они и с требованием «десницы» о том, чтобы преподавание в средней и высшей школе велось на родном языке. В заявлении редактору болгарской газеты «Камбана» один из руководителей младотурецкой революции Энвер-бей в самой категорической форме отверг требования, касающиеся самоуправления и школьного вопроса. «Не может быть и речи об административном самоуправлении болгар, об их широком участии в политических учреждениях и особенно о совершенно самостоятельном развитии их учебных заведений - заявил он. Младотурки соглашались допустить преподавание на родном языке для нетурецких народов только в начальных школах. Чтобы сгладить впечатление от выступления Энвер-бея, вызвавшего недовольство у населения Македонии, председатель Салоникского комитета младотурок Рефик-бей в беседе с редактором газеты «Вечерней почты» вскоре заявил, что в данном случае Энвер-бей выражал лишь свои личные взгляды. В программе, представленной сербами, говорилось, что они против «всякого национального сепаратизма», но за «широкую местную автономию». В нее был включен и ряд экономических требований. Как сообщал русский консул, «младотурецкий комитет отнесся к требованиям влахов более благосклонно, чем к пожеланиям прочих народностей Македонии». Переговоры в Салониках то прекращались, то вновь возобновлялись. Младотурки настаивали на принципе целостности Османской империи, выступали против предоставления народам Македонии политической автономии, были против требования «левицы» о «конфискации всех земель, принадлежащих крупным землевладельцам, в пользу неимущих селян». В начале августа 1908 г. комитет «Единение и прогресс» выступил с проектом первой политической программы. Августовская программа младотурок, с одной стороны, формулировала основные экономические и политические положения будущей деятельности младотурок, с другой - была своеобразным ответом на требования, предъявленные им различными организациями нетурецких народов. Во вводной части программы специально было записано, что комитет «Единение и прогресс», внимательно рассмотрен пожелания различных партий, выработал общую программу, которая «в основных чертах является компромиссом пожеланий различных комитетов». Августовский проект программы состоял из предисловия и 13 пунктов, которые можно подразделить на две части: политическую и экономическую. Политическая часть программы во многом совпадала с «Основными требованиями» Яне Санданского. Младотурки обещали отстаивать конституционную форму правления, расширить права парламента и ограничить прерогативы султана. Они предлагали упразднить сенат и оставить только палату депутатов, избираемую народом. Провозглашалось всеобщее избирательное право для достигших 21 года «без различия их социального положения с точки зрения их богатства и собственности». В программе, хотя и обещалась свобода политических организаций, но при условии, что эти организации «не будут находиться в оппозиции к изложенным статьям конституции 1876 года». Провозглашалось равенство всех османов перед законом без различия расы и религии, право свободного выбора профессий и занятия всех должностей «согласно склонностям и способностям», право нетурок наравне с мусульманами нести военную службу.Младотурки подходили к решению национального вопроса с шовинистических позиций. Будучи, однако, не в состоянии игнорировать требования нетурецких народов о предоставлении им автономии в рамках Османской империи, они записали в проекте программы: «К соответствии со статьей 108 конституции будет осуществляться более широкое применение принципа увеличения прерогатив местной власти в управлении вилайетами при условии, что это не нанесет ущерба административным связям». Младотурки отклонили требование «десницы» ввести разграничение вилайетов Македонии по этнографическому принципу. Наконец, младотурки выступали за установление контроля правительства на светскими школами. Программа обещала ввести обязательное и бесплатное начальное обучение на родном языке; что касается среднего и высшего образования, то оно должно было вестись на турецком языке, который оставался государственным. Социально-экономические требования младотурок были изложены в трех пунктах. Составляя программу, младотурки но могли не учитывать, что в августе 1908 г. по всей стране прокатилась волна стачек и забастовок, иногда политических. Рост стачечного движения пугал младотурок. Они принимали участие в его подавлении. В проекте программы младотурки отделались в отношении требований рабочих ничего не значащим обещанием: «Рабочие всех профессий будут объектом покровительства со стороны правительства».Но особенно важны для определения характера проекта программы пункты, посвященные крестьянскому вопросу. До революции младотурки обещали крестьянам облегчить их положение, отменить по всей империи ашар и систему откупов, вернуть армянским крестьянам земли, захваченные у них турецкими и курдскими феодалами, отдать крестьянам Македонии земли, незаконно отобранные у них турецкими помещиками. Однако, будучи тесно связанными с помещиками феодального типа, младотурки после революции отреклись от своих обещаний. Составляя программу, они не могли все же не учитывать активного участия в революции народов Македонии, требования которых по крестьянскому вопросу были сформулированы Яне Санданским, не могли не считаться с развертыванием крестьянского движения по всей империи. Обещание младотурок улучшить положение крестьян содержалось в п. 11. В нем говорилось: «Сельскохозяйственный пролетариат имеет отношение к земле» [16,с.47]. Что касается упорядочения налоговой системы, то августовская программа обещала ввести после открытия парламента «во всех местах, где это будет возможно», новый принцип уплаты ашара. Таким образом, обещание младотурок облегчить положение крестьян было довольно неопределенным. Они отклонили демократическую аграрную программу македонской «левицы».Последний пункт программы младотурок касался экономического развития страны. Младотурки обещали открыть сельскохозяйственные, промышленные и торговые школы, принять меры, чтобы «обеспечить и гарантировать экономический процесс и в особенности все то, что имеет отношение к сельскохозяйственному прогрессу империи» Итак, «Неврокопской программы» младотурок не существовало. П. Н. Милюков ошибочно припял демократические требования македонской «левицы» за программу комитета «Единение и прогресс». В действительности, первым проектом политической программы младотурок был августовский проект. Он и был положен в основу программы, которую конгресс младотурок утвердил в сентябре 1908 г. [17]. В сентябрьской программе младотурки отказались даже от тех ограниченных обещаний по рабочему и крестьянскому вопросам, которые были даны в августовской программе.
Литературы
- П. Милюков.Балканский кризис и политика А.П.Изволского,СПб.,1910.
- См.там же.
- А.Д. Новичев в монографии «Крестянство турции в новейшее время».М.,1959.
- Д.Кьосев, История на македрнского национально-революционног движенние,София, 1954.
- Ю.А.Петросян, Младотурецкое движение, М.,1971.
- Ю.Анастасов, Яне Сандински.Биографические очерки. София, 1966.
- ЦПА ЦК БКП, ф. Спомени, д.2237.
- Центральный государственный военно-исторической архив (далее-ЦГВИА),ф.2000,оп.1 д.6854.
- Центральный исторически архив Болгарии (София) (далее-ЦИАБ),ф.176,оп.1,д. 6854.
- ЦГВИА,ф.2000, оп. 1, д.6854.
- «Конституционная заря» (Солун), 8 (21).VIII, 1908.
- Архив внешней политики России, (АВПР),ф.посольство в Константинополе, д. 2307.
- См.П. Милюков, указ.соч.,
- ЦГВИА, ф. 200, оп. 1, д.6854.
- ЦГВМА, ф. 2000, оп. 1, д. 6854.Из рапорта генерал-лейтенанта Шостака-И.А.Зиноновьеву от 22.08.1908.
- В Болгарском тексте эта фраза переведена следующим образом: «Принцип отчуждения земли у землевладельцев-принять пролетариатом» (ЦДИАБ,ф. 3, оп.8д. 1256).
- Программа была опубликована в газете «Шура-и-уммет» от 23 сентября 1908г.