ИЗВЕСТНЫ РУССКИЕ АДВОКАТЫ О СУДЕБНОМ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ

 

Мейрбекова Г.Б.

старший преподаватель

кафедры «Гражданского

права и гражданского процесса»

института экономики и права

Казахского национального педагогического

университета имени Абая, Республика Казахстан

 

 

ИЗВЕСТНЫ РУССКИЕ АДВОКАТЫ О СУДЕБНОМ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ

 

В России искусство судебной речи начало свое развитие после судебной реформы 1864 года с внедрения присяжных заседателей и коллегиальной адвокатуры во второй половине ХIХ века.

В теоретических исследованиях А.Ф.Кони, П.С.Пороховщикова были рассмотрены конкретные вопросы культуры речи в искусстве судебной речи.  Во второй половине ХIХ века судебные реформы оказали сильное влияние на развитие российского ораторского жанра в суде. Советы и предложения авторов относительно языка судебной ораторской речи, способов представления материала, сохранения интереса слушателей дела остаются актуальными до сих пор и не потеряли своей ценности.

П.С.Пороховщиков особенно подчеркивает две следующие задачи среди других, стоящих перед оратором: 1) обеспечение четкости и ясности слов, основанной на логике слов и правил языка; 2) убеждать слушателей, заставить принять позицию оратора; применяя традиционные способы искусства речи, создать необходимую атмосферу, завлечь, говорить обоснованно и заставить поверить в свои слова общественность [1,3].

Известный критик В.Белинский говорит о необходимости учиться искусству говорения не у ученых, а от самих ораторов: «Иной эстетик-критик судит лучше художника о произведении самого этого художника, но сам не в состоянии ничего создать. В сфере искусства ученый знает, художник умеет», таким образом, если кто-то хочет стать хорошим адвокатом-оратором, он должен постоянно находиться в суде, быть среди адвокатов, так «присяжный судья видит свою цель в оправдании невинного, 'в осуждении
виновного; адвокат видит свою цель в оправдании своего клиента, прав ли он, или виноват – все равно» [2,36].

Общественно-социальный характер времени порождающего ораторов возлагает одинаковые задачи на ораторов разных времен: это – независимость страны, свобода и единство народа, свобода мысли и слова, пропаганда человеческих и нравственных качеств. Однако, в связи с этим вспоминаются слова В.Г.Белинского: «...французский оратор в Англии, а английский во Франции не имели бы успеха, хотя бы они, каждый в своем отечестве, привыкли владычествовать над толпой силою своего слова» [2, 117].

Таким образом, острота языка для человека, адаптированного в обществе к условиям выполняемой деятельности, занимает особое место. Человек имеет свойство передавать со всей полнотой то, что было воспринято им со всей душой, тогда как вещи, о которых человек не имеет понятия, не могут быть описаны им с той же полнотой.

Если человеком овладевает мысль, то он четко передает ее другим, тогда как если человек владеет своими мыслями, тогда речь его становиться еще более сочнее.

Сила воздействия ораторского искусства состоит не только во внешней красоте слов и оборотов, но и в изложении своей мысли содержательным языком, насыщенным высококачественной идеей, красочным и сочным, раскрывающим истину.

Русский ученый М.В.Ломоносов утверждает о необходимости наличия таких свойств для овладения искусством речи, как природный дар, научного мышления, подражание великим авторам красноречия, упражнение в сочинении речей, знание других наук. Природными качествами оратора считает: остроумие и память, громкий и приятный голос, спокойное дыхание, собранность, приятная внешность [3,89].

Подобные мысли были отражены и в казахском предании, дошедшего из глубин веков до наших дней. Как-то однажды Жанибек хан спросил у биев: «Какие качества необходимы хорошему жигиту?» Они ответили ему: «Жигиту нужны во-первых – знания, во-вторых – наука, в третьих – осмысление. А уж после горячее сердце и смелость в речах». Здесь «знания» – это ум, «наука» – обучение, «осмысление» – память и их правильное использование. [4,117].

А.Ф.Кони в своем сочинении «Красноречие в суде и политических темах» пишет: «Ораторское искусство – искусство, особое качество разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом» [5,3].

Человек и его жизнь, права и свобода определены Конституцией Республики Казахстан как наивысшая ценность [6,1]. Всем известно, что главным борцом любого общества на пути воплощения этих установок является адвокат. Говоря иначе, существуют основания утверждать, что адвокат, словно врач, излечивающий душу человека. В связи с этим утверждением приведем следующий пример.

Общеизвестно, что человека убившего, не по неосторожности, невозможно оправдать ничем и никак. В данном деле дело было полностью раскрыто, убийца полностью признал свою вину. Среди сослуживцев Ф.Н.Плевако никто не осмелился взяться за это дело и наложить на себя ответственность за защиту обвиняемого. Некоторые даже, посмеиваясь, говорили: «Уважаемый, Федор Никифорович, что если вы будете защитником этого человека. Однако, на этот раз ваше красноречие, увы, вам может и не помочь?», а другие, сочувствуя, отговаривали: «вы потеряете свой авторитет, не нужно браться за это дело». Несмотря ни на что Ф.Н.Плевако берется защищать обвиняемого. Наступил день судебного заседания по рассмотрению дела. Прокурор предъявил все неоспоримые доказательства предъявленные обвиняемому попу, пойманному с подозрением на убийство. Поп, в свою очередь, полностью признал свою вину. Пришел черед адвоката. Зал разом умолк, все присутствующие на судебном заседании обратили свое внимание на Плевако, в ожидании его слов, заметив при этом, тревогу в его лице, волнение. Никто, конечно же, не ожидал услышать самую короткую речь за всю судебную практику Федора Никифоровича. Он сказал следующее: «Высокочтимые присяжные заседатели! Дело очевидно. Я полностью согласен с прокурором. Обвиняемый также признает свою вину. Не места для споров. Только я хотел обратить ваше внимание на следующее, перед вами сидит человек, который на протяжении тридцати лет отпускал грехи всем нуждающимся. А теперь, вот он, признавший вину без какого-либо принуждения, от всей своей души ждет от вас прощения его греха». Через некоторое время было вынесено неожиданное решение, присяжные заседатели единогласно признали обвиняемого не виновным.

В труде П.С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» приводятся фундаментальные и глубокие мысли о четкости и чистоте, богатстве словарного запаса и знании темы, простоте и силе, благозвучности и ритмичности речи, духовной свободе оратора, взаимосвязи письма и импровизации, внимании слушателя, сложности мысли и запутанности предложений.  «В современном суде нет стремления к красноречию на суде, раскрывающего основную мысль. Правильнее оратору развивать свою речь ежедневно, записывая сочетания при разговоре, запоминая их. Речь оратора должна быть такой же яркой, как луч солнца, упавший на зеркало, такой же точной и четкой» [7,38].

Последовательно изучивший развитие искусства красноречия в России Б.Адамбаев, приведя слова Д.И.Фонвизина «Истинная причина малого числа ораторов есть недостаток в случаях, при коих бы дар красноречия мог проявиться. Нет народных собраний, открывающих двери славе ораторского искусства и консульскому назначению», объясняющие их причины, пишет: «Искусство речи развивается лишь там, где слову предоставлена свобода и независимость, а народ и общественность прислушивается к мудрым речам. Наоборот, при запрете на свободу слова, свободу мысли, установлении границ, в первую очередь страдают поэты и ораторы, наблюдается застой в искусстве красноречия» [8,148]. Подтверждением мысли о связи появления и развития ораторского искусства с определенными общественными условиями и народными собраниями доказывается и историей казахского ораторского искусства.

Для становления настоящего оратора защитнику необходимо  быть мастером слова, речистым, могущим говорить, воздействуя на психологическом уровне, конкурентноспособным, способным заставить слушателя судебного заседания представить ситуацию, вовлечь в нее. Многие российские адвокаты наделены подобными качествами: известный всему миру В.Ю.Яков, Н.П.Кан, В.Ю.Языков, Я.С.Киселев и другие, показали себя высококвалифицированными ораторами в судебных процессах России.

Приведем отрывок из речи всемирно известного российского адвоката Н.П.Кана на одном из судебных заседаний: «Уважаемые присяжные заседатели, судьба обвиняемых в ваших руках. Вы признаете их или виновными, или не виновными в данном преступлении. Закон требует назначения справедливого наказания. Обвиняемый должен нести наказание только за содеянные им отрицательные деяния. Согласно законодательству виновный, рассматривается не только как виновный, но рассмотрению подлежат его положительные и отрицательные стороны. Конечно, близкие и родные Игоря Иванова, требуют справедливого решения, переживая его смерть. Как сказал один из уважаемых обвинителей «жизнь за жизнь», однако эти слова не новы. Наоборот, они стары как мир, для использования в современном, справедливом суде» [7,148].

В Российской империи была сильна цензура, а авторитет адвокатов –низким. Однако придерживались правила: «Каждый должен признать свою вину», эта истина гласила, что не все подлежат уголовной ответственности.

Местами, формирующими избранных ораторов и политических деятелей, были древние собрания ханов, современные дома Правительств, судебные залы, где рассматривались важные проблемы героев, народов, войн, соглашений и перемирия. Связи с этим во всем мире  известные ораторы были государственными деятелями, служителями закона, членами парламента. Например, Демосфен – оратор древних Афин, Цицерон   оратор Рима были руководителями парламента, русские ораторы П.А.Александров, Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони были служителями закона.  

 

Список использованной литературы:

  1. Пороховщиков П.С. Искусство речи на суде. – М., 1988. – 267 с.
  2. Белинский В.Г. Общая риторика Кошанского // Полн. сбор. Соч. – М., 1955, Т. 8. – 727 с.
  3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // ППС Т.УІІ. – Л., 1952. – С. 378.
  4. Төреқұлов Н., Қазбеков М. Қазақтың би-шешендері. – Алматы, 1993. – 400 б.
  5. Кони А.Ф. Избранные произведения. – Т.1. – М., 1959. – 173 с.
    1. Конституция Республики Казахстан 30.08.1995 г. – Алматы: «Юрист», 2009. –  40 с.
    2. Пороховщиков П.С. Основы искусства речи. – М., 1992. – 416 с.

8.     Адамбаев Б. Халық даналығы. – Алматы, 1959. – 556 б.