РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Рынок туризма

Лисиенкова Л.Н.

Доктор технических наук, заведующая кафедрой Проектирование и технология изделий сервиса филиала ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте

Баранова Е.В.

Кандидат технических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Машиностроительный»

Кафедра «Проектирование и технология изделий сервиса»

 

РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ


Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания безбарьерной среды для инвалидов, что позволяет уменьшать и ликвидировать значительную часть пространственных ограничений для них.

Целью работы было создание условий для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для достижения поставленной цели была создана и апробирована культурно-познавательная программа «Мир, открытый для Тебя».

Социальная работа в отношении людей с ОВЗ ведется на основе и с учетом нормативно-правовой базы документов мирового сообщества ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО. В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в декларациях, законах, указах, постановлениях  [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

В зависимости от степени нарушения здоровья человека, приводящего к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. В зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления инвалидности назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания [8].

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. На сегодняшний день в мире насчитывается 1млрд. инвалидов. В Российской Федерации проживает 13,074 млн инвалидов и около 2 млн детей-инвалидов. По результатам переписи населения 2011 года в городе Златоусте проживает 177 тысяч человек, из них: 459 детей с ограниченными возможностями, 820 инвалидов І группы, 4090 –  ІІ группы, 3855 – ІІІ группы.

 Суть личностной проблемы ребенка с ОВ заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. Зачастую такой ребенок имеет стереотипное восприятие мира, ограниченное зоной ближайшего окружения (дом, семья, поликлиника или больница, телевизор), что тормозит его развитие и создает дискомфортное состояние страха при попадании в незнакомую ситуацию. Взросление такого ребенка не обеспечивает естественного «взращивания» его в социум, близкие стараются не нарушать привычную гармонию его существования, что приводит к искусственности мироощущения и неадекватной оценке собственных возможностей. Такой ребенок становится одним из членов «групп риска» связанных как с иждивенческо-агрессивными состояниями, так и аутично-депрессивными. С ним трудно всем, и ему в свою очередь трудно со всеми [9, c. 61].

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ОВЗ и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи (рисунок 1).

 

 
 

Рисунок  1 – Виды социальной поддержки

 

Важным средством интеграции инвалидов и детей-инвалидов  в социум, механизмом создания равных возможностей понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья, психического и морального состояния людей с ОВЗ и возвращение их к активной жизни (рисунок 2) [10, c. 18].

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Мероприятия для интеграции детей-инвалидов в общество

В данной работе был рассмотрен комплекс мероприятий, объединенных в культурно-познавательную программу «Мир, открытый, для Тебя»,  направленных на социализацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями. В программу  входят: 2 экскурсии и спортивное мероприятие. Структура культурно-познавательной программы представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Структура культурно-познавательной программы

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей с ограниченными возможностями и жизнедеятельности за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушениями в развитии.

Цель работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности – создание условий для нормального развития ребенка безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге – формирование успешного жизненного пути ребенка.

В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях, у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия приводит к дальнейшему совершенствованию навыков общения. При этом родители, сопровождающие детей, получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания [11, c. 64].

Для социализации и реабилитации ребенка в общество немаловажным является двигательная активность. Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом.

Цель работы была достигнута, задачи решены: была создана и апробирована культурно-познавательная программа «Мир, открытый для Тебя» для детей с ОВЗ, включающая: экскурсию в музей Ильменского заповедника, которая была организована 11 февраля 2012 года, спортивное мероприятие – 20 февраля 2012 года, экскурсию «По Александровским местам» на гору Александровская сопка – 13 мая 2012 года. В ней приняли участие дети из общества «Особый ребенок» г. Златоуста в возрасте от 9 до 18 лет.

Результаты туристско-краеведческих и спортивных мероприятий, проведенных в рамках программы «Мир, открытый для Тебя» представлены на рисунке 7.

Общая сумма затрат на культурно-познавательную программу на группу составило 15 157 р., на человека составило 604 р.

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте.

 

 

Рисунок 7  – Результаты туристско-краеведческих и спортивных         мероприятий, проведенных в рамках программы «Мир, открытый для Тебя»

Соответственно, детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». В этом велика роль семьи, родителей, которые должны находиться в тесном контакте со специалистом по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьей должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной интеграции. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

На сегодняшний день тема, проведения социальной интеграции, очень актуальна, так как существует тенденция к увеличению числа детей с врожденными или приобретенными заболеваниями, особенно в раннем возрасте. Если у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нежелательно изолировать его от неё, от общества, а находить более приемлемый выход из создавшегося положения.

Во время проведения культурно-познавательной программы дети развивали природную активность и творчество, расширяли кругозор, раскрывали скрытый потенциал, у детей усилилась связь с их родным краем, семьей, почувствовали сопричастность с культурой, традициями, обычаями и природой родных мест, что положительно сказалось на их нравственное и эстетическое развитие.

Социальная интеграция – это своего рода итог социальной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, который был лишен возможности равноправно жить и развиваться в обществе.

Список используемой литературы

1 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 30сентября 1990 г.

2 Всемирная декларация прав человека, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

3  Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г.

4 Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации», от 20 июля 1995 г., в ред. от 09.12.2010

5 Конвенции о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

6 Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», от 5 апреля 1993 г.

7  Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»,  от 2 октября 1992 г.

8 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95. № 181

9 Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции /Грузинова Т.В.// Проблемы адаптации детей-инвалидов.– 1999.– № 4.– с.61

10 Данилюк Л.Е. Критерии оптимальности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья /Данилюк Л.Е.// Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2010. – № 3. – С. 18–23

11 Володина Н.Б.. Реабилитация тех, кто не «вписывается в стандарт»/ Володина Н.Б.// Социология образования. – 1997, –№6,– с.64